В России женщины в бизнесе смелее мужчин
...В этих результатах не видит ничего удивительного Александр Чепуренко, директор по внешним связям Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), составитель российской части исследования...
В развивающихся странах женщины становятся предпринимателями заметно чаще, чем в развитых, утверждают исследователи международной организации Global Enterpreneurship Monitor. Многие из них просто не видят иных карьерных перспектив и возможностей для самореализации. Но и на ниве руководства собственным бизнесом успех ожидает далеко не всех.
Россия оказалась единственной страной мира, в которой доля женщин, стремящихся стать предпринимателями, заметно превосходит долю мужчин. Каждая пятая россиянка (22,58%) готова попробовать себя в роли владельца собственного бизнеса. Мужчины менее активны: лишь 18,4% готовы взять судьбу в свои руки. Да и по уровню предпринимательской активности женщин наша страна уступает только Филиппинам, где предпринимательство привлекает почти половину (41,02%) местных жительниц. Такие результаты были получены в ходе ежегодного опроса международной общественной организации Global Enterpreneurship Monitor (GEM).
Пытаются многие
Главный вывод исследователей GEM: вероятность стать предпринимателем в развивающихся странах намного выше, чем в развитых. В среднем почти каждый четвертый мужчина (24,89%) и каждая шестая женщина (16,54%) развивающихся стран считают себя потенциальными либо действующими предпринимателями. А в развитых странах — лишь 14,93% мужчин и 7% женщин. Данные по России заметно превосходят средние значения: предпринимательство близко по духу 44,55% мужчин и 35,81% женщин. В этих результатах не видит ничего удивительного Александр Чепуренко, директор по внешним связям Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), составитель российской части исследования.
Есть несколько причин столь высокой предпринимательской активности россиянок, говорит Чепуренко. Специалисты GEM, напоминает он, выделяют два основных мотива начать собственный бизнес: кто-то стартует по необходимости, не видя других вариантов профессиональной самореализации (вынужденные предприниматели), а кто-то ухватывается за привлекательную возможность (целеустремленные предприниматели).
Женская логика
В России высок процент и вынужденных, и целеустремленных предпринимательниц, говорит Чепуренко. Российские женщины всех возрастных групп обладают высоким уровнем образования и квалификации, а также хорошими социальными связями. Они могли бы успешно делать карьеру, но хотели бы попробовать себя на предпринимательской стезе. Кроме того, в России много женщин в возрасте около 40 лет или чуть старше с неплохим образованием, например высшим техническим, которые не видят для себя перспектив на рынке труда. Им не остается ничего, кроме как попытать счастья в собственном бизнесе. И наконец, в нашей стране в отличие от многих развитых стран Западной Европы государство не сумело создать надежной системы социальной защиты женщин. У европейцев гораздо меньше побудительных стимулов задумываться о собственном деле: кто-то двигается по вполне четко очерченной карьерной траектории, а те, у кого карьера не складывается, могут рассчитывать на социальную защиту государства. В России у представительниц слабого пола нет ни той, ни другой возможности, говорит Чепуренко.
Получится не у всех
Чтобы лучше проанализировать ситуацию, специалисты GEM разделили всех предпринимателей на две категории: начинающих (early stage: созданным ими компаниям меньше 42 месяцев) и состоявшихся (established: компании сумели продержаться на рынке дольше 42 месяцев). Их выводы отрезвляют. Далеко не все вышедшие на старт остаются на дистанции. Менее 4% мужчин и 2% женщин в развивающихся странах считают себя состоявшимися предпринимателями. Начинающих значительно больше: 14,58% и 10,65% соответственно. Лишь 13,36% опрошенных женщин и 26,15% мужчин в России называют себя владельцами стабильных бизнесов. В развитых странах разница между начинающими и состоявшимися предпринимателями совсем не высока.