Профессор Тимоти Фрай: «Деловая репутация в России ценится дороже денег»
Чем важны неформальные отношения для бизнесменов и какую роль в формировании бизнес-репутации играют суды, в рамках XII Международной научной конференции НИУ ВШЭ рассказывает профессор политологии Колумбийского университета Тимоти Фрай.
— Вы уже давно исследуете российскую бизнес-среду. Почему вас привлекла наша страна?
— Впервые я приехал сюда в 1985 году по совету сестры. Это была очень любопытная страна. И сейчас она не менее интересна для исследований. В последний свой приезд я представил исследование, в котором изучал влияние репутации предпринимателя на ведение бизнеса, а также влияние судебных решений на успешность бизнеса. Из двух проведенных в регионах опросов выяснилось, что деловая репутация в России ценится дороже денег. В частности, если у российского предпринимателя будет выбор, с кем иметь дело — с тем, у кого проверенная годами репутация, или с тем, кто готов дать 20-процентную скидку, — он выберет первого. Интересно, что даже во время финансового кризиса люди чаще обращались к таким неформальным методам выбора бизнес-партнера. Кстати, суды могут помочь репутации «работать» более эффективно. Если предприниматель выигрывает дело, то это может стать огромным бонусом для его бизнес-карьеры и взаимоотношений. И наоборот. На практике это выглядит так: продавцы считают работу суда лакмусовой бумажкой бизнес-репутации. Если в регионе суды слабые, то покупатель с плохой репутацией получит отказ в заключении сделки в 59% случаев. Если же судебная система работает хорошо, процент отказов снижается до 46%.
— А можно ли определить, в каких регионах бизнес-репутация ценится больше, а в каких на нее закрывают глаза?
— Трудно сказать. Например, в Уфе она играет большую роль, чем в других городах. Однако особенных региональных отличий мы не нашли. Это может объясняться тем, что мы опрашивали не так много предпринимателей. Кстати, самые большие трудности с опросом предпринимателей у нас возникли в Москве — всего треть соглашается участвовать. Либо люди более заняты, либо их замучили подобными опросами, либо им есть что скрывать. Наверное, последнее вернее всего.
— Влияет ли бизнес-репутация на взаимоотношения с чиновниками?
— Конечно! Сейчас в основном только лояльные бизнесмены могут работать на региональном поле.
— Недавно президент Дмитрий Медведев заявил 10 тезисов по улучшению инвестклимата. Если его инициативы будут исполнены, то ситуация может измениться?
— Это шаг в нужном направлении. Но вопрос вопросов — будет ли это выполнено. Будем надеяться. Например, снятие министров в госкомпаниях — отличный шаг, но с его эффективностью можно поспорить. Снятые министры могут оставить поверенных лиц на своих местах, так что изменения могут оказаться всего лишь косметическими, а не капитальными. Разумеется, предпринимателям станет легче входить на региональные рынки. Появление нового пространства для новых игроков всегда приносит пользу. С другой стороны, «свои» бизнесмены, без сомнения, будут сопротивляться. И это будет борьбой, в первую очередь экономической, и кто выиграет — рано судить. С политической стороны пока тоже все неясно: президент говорит о мерах по улучшению инвестклимата громко, а премьер-министр пока осторожничает. И это в принципе тоже хорошо. Он же не сказал «нет»...
— В советские времена население считало предпринимателей мошенниками. В 90-е — уголовниками. А какие взаимоотношения между бизнесом и обществом сейчас?
— Мы сделали исследование в 28 постсоциалистических странах и пришли к удивительному выводу, что в каждой стране большинство людей недовольно текущим статусом приватизированной собственности. Большинство респондентов хочет изменить результат приватизации каким-нибудь образом, но только треть хочет, чтобы предприятия остались в руках государства. Парадоксально, но народ ненавидит приватизацию, однако одобряет частную собственность. В странах с развитой демократией и низкой коррупцией отношение к бизнесу более лояльное. По международным стандартам Россия считается недемократичной страной. Она ближе к автократии. К тому же ваша страна более коррумпирована, чем должна при ее нефтегазовых доходах. Люди понимают, что имущество у них могут отобрать — либо государство, либо недобросовестные конкуренты. Отсюда настороженное отношение к бизнесу.
— А вы сталкивались со случаями коррупции, работая в России?
— К счастью, нет. Я не делаю бизнес здесь. Моя работа намного безопаснее.
— Какой образ российского предпринимателя сложился у иностранцев?
— Если раньше считалось, что все предприниматели в России — жулики, сейчас представление о них более «нюансное». То есть все прекрасно понимают, что есть и хорошие предприниматели, и плохие. К тому же большую роль играет разница в поколениях между предпринимателями. Люди, которые оканчивали университет до 1991 года и уже после распада Советского Союза, сильно отличаются. У них разный менталитет. Вторые, разумеется, более лояльны. Российские ученые Сергей Гуриев* и Екатерина Журавская сделали анализ, насколько счастлив среднестатистический россиянин. Во всех европейских странах, как правило, люди счастливы в молодости и на пенсии. В среднем возрасте «приток счастья» уменьшается. В России, как и в большинстве посткоммунистических стран, этот закон не действует: люди счастливы только в молодости. В зрелости этот показатель уменьшается, а к пенсии и вовсе истощается. Это объясняется тем, что человеческий капитал не входит в сегодняшнюю экономику России. А вообще имидж российского бизнесмена делают олигархи и российские госкомпании.
*Сергей Гуриев включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.