Одного доверия мало — нужен жесткий контроль
Заместитель научного руководителя ВШЭ Лев Любимов о проведении олимпиад.
В свое время, когда я был членом оргкомитета Всероссийской олимпиады по экономике, я регулярно настаивал на том, что проведение 4-5 туров олимпиады и ее финала должны мониториться на том же уровне безопасности, что и ЕГЭ. На едином госэкзамене принимаются хотя бы какие-то меры: секретные пакеты с заданиями, наблюдатели. Что касается олимпиад — там нет никакой системы безопасности, полное доверие к тем, кто их проводит.
Я руководил организацией Всероссийской олимпиады около 15 лет, и от меня в Минобрнауки требовали, например, чтобы за два месяца до ее проведения в 80 регионах мы направили туда примерные задачи. Пакеты с заданиями для ЕГЭ вскрывают в тот же день, а нам предлагали заранее послать — понятно, что дальше происходит в нашей стране. На этапе самого финала я за олимпиаду не беспокоился — там так же жестко, как с поступлением в ВШЭ: ни один блатной не пройдет.
Семь-восемь лет назад придумали, что олимпиада должна курироваться образовательным руководящим органом того региона, где она проводится территориально. А провести финал в Москве сложно — нет такого места, где можно поселить 300 человек и обеспечить их аудиториями. Поэтому весной мы обычно снимали какой-нибудь дом отдыха в Московской области и потом согласовывали это с министром образования. Однажды нам предложили предоставить площадку для проведения финала в регионе, а когда олимпиада закончилась и надо было оглашать результаты, мне начали говорить: вставьте еще восемь человек в список победителей. Естественно, я отказался — я не тот человек, которого можно испугать. Министр образованияэтого региона три недели не подписывал окончательное решение о подведении итогов, ко мне опять приехал от него делегат: впишите этих людей. Но еще через пять недель все-таки подписали.
То же самое с вузовскими олимпиадами — если меня спросят, доверяю я им или не доверяю — как бы я ни доверял, должен быть внешний контроль. Скажем, "Вышка" всегда могла сказать, что в тех ребятах, которые выиграли олимпиаду по экономике, мы не ошибались — была прозрачная, открытая технология. А вот что у других происходило, я не знаю. После поступления абитуриентов надо сопоставлять баллы ЕГЭ, результаты олимпиад и итоги учебы за полгода, а лучше за год. Если есть заметная разница — делать выводы.
Вообще олимпиад желательно иметь как можно больше, и не только по школьным предметам. Несколько лет назад у нас была прекрасная олимпиада по предпринимательству, я бы ввел еще и по философии, и по социологии, по политологии — если человек идет на факультет политологии в МГИМО и является победителем такой Всероссийской олимпиады, что в этом плохого? Чем больше олимпиад, тем больше у детей шансов показать себя.