ВЦИОМ: Почти все российские школьники мечтают о дипломе вуза
По данным ВЦИОМ, 82% учеников средних школ России мечтают поступить в вуз. Комментирует директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.
Если среднее специальное образование сегодня желают получить 56% учащихся 9-11 классов и 38% их родителей, то о дипломе вуза мечтают 82% учеников и 79% родителей, утверждают специалисты ВЦИОМ, опросив в ноябре прошлого года 1600 человек из всех федеральных округов страны.
«Столько людей с высшим образованием стране не нужно», — качает головой гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. Он советует соизмерять желания с возможностями рынка труда, которому сегодня больше необходимы квалифицированные рабочие, чем юристы и экономисты. Пятенко далеко не одинок в своем мнении. Еще в 2010 г. подобные мысли высказывал Дмитрий Медведев, а член президентской комиссии по модернизации Михаил Прохоров тогда же призвал изменить пропорции подготовки специалистов с высшим и средним образованием в пользу последнего: с 70% на 30%, до 20% на 80%.
По результатам того же опроса ВЦИОМ, 61% учащихся средних специальных профессиональных учебных заведений уверены, что не будут испытывать серьезных проблем с трудоустройством (см. таблицу). Гораздо реже надеются быстро найти работу студенты вузов (42%). Отчасти подобные мнения подтверждают исследования Superjob.ru, HeadHunter и Яндекс. Работа — cудя по их данным, сегодня чаще востребованы продавцы, водители, бухгалтеры, программисты, инженеры на производстве, секретари и специалисты по кадрам.
Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина категорически не согласна, что нынешним школьникам стоит ориентироваться на «плохие рабочие места» нынешнего рынка труда. По ее мнению, подобные настроения способны не только лишить школьников мечты, но — лишить будущего всю отечественную экономику, которой необходима модернизация. На взгляд Абанкиной, новоиспеченные юристы и экономисты сегодня все-таки находят место для работы, пусть не так быстро, как медики и выпускники сузов, а работодатели, рассматривая резюме кандидатов, все-таки смотрят на наличие диплома вуза, равно как и на престижность вуза.
«Это в советские времена трудно было найти специалиста с более низкой зарплатой, чем инженер с высшим образованием, — говорит Абанкина. — Даже уборщица порой получала больше». Сегодня, на ее взгляд, собственные инвестиции в образование у нас в стране окупаются не меньше, чем в Европе. Абанкина уверена, что в России необходимо перенимать европейский опыт, внедряя концепцию «непрерывного образования»: когда человек не останавливается на получении диплома, а перемежает работу с повышением своей квалификации всю жизнь.