• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Подготовка педагога профильной школы

Народное образование. 2004. № 1. 30 января

Социально-экономические и социокультурные изменения, происходящие в нашей стране, требуют существенных нововведений в педагогическую теорию и практику. Современная система образования должна не только давать знания, но и формировать у обучающихся потребность в непрерывном самостоятельном овладении новыми знаниями, создавать возможности для практического закрепления приобретенных умений и навыков. Профильное обучение на старшей ступени общего образования - одно из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в Российской Федерации.

Социально-экономические и социокультурные изменения, происходящие в нашей стране, требуют существенных нововведений в педагогическую теорию и практику. Современная система образования должна не только давать знания, но и формировать у обучающихся потребность в непрерывном самостоятельном овладении новыми знаниями, создавать возможности для практического закрепления приобретенных умений и навыков. Профильное обучение на старшей ступени общего образования - одно из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в Российской Федерации.
На коллегии Главного управления образования Курганской области, проведенной в октябре 2002 года, были определены первоочередные меры по подготовке к переходу старшей школы на профильное обучение. Системе повышения квалификации работников образования отведено ведущее место в реализации этой программы. Для профильной школы необходим учитель, имеющий собственные идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией. Педагог должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами организации познавательной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поисково-исследовательскую работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету. Учитель в профильных классах - это организатор учебной, поисковой работы, наставник и консультант.
Многие руководители образовательных учреждений не имеют сегодня четких представлений о требованиях, предъявляемых к педагогу профильной школы. Какими профессиональными знаниями и умениями должен овладеть учитель для успешной реализации профильного обучения? Разработанные нами критерии легли в основу подготовки педагогических кадров для профильной школы.

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Он должен знать:
- основополагающие документы: "Стратегию модернизации содержания общего образования", "Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года", "Концепцию профильного обучения на старшей ступени общего образования";
- методологические основы личностно ориентированного, индивидуального и компетентностного подходов к обучению и механизмы их реализации;
- содержание образования по предмету на базовом и профильном уровнях;
- методику разработки и организации элективных курсов;
- методику организации проектной, научно-исследовательской деятельности учащихся.
Учитель должен уметь:
- проектировать образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения, усиление самостоятельного творческого начала в деятельности учеников, развитие исследовательской деятельности и социальной практики;
- использовать многообразие видов и форм деятельности учащихся (проектные, индивидуальные и групповые формы деятельности школьников; самостоятельная работа с различными источниками информации и базами данных; социальную практику; дифференциацию учебной среды: классно-кабинетное пространство, лабораториии т.д.);
- дополнительно к традиционным формам использовать новые виды, формы, методы и средства определения динамики продвижения учащихся в учебном процессе, учитывающие индивидуальные особенности учащихся;
- строить логику преподавания предмета, исходя из потребностей и возможностей учащихся; диагностировать и контролировать ситуации развития коллектива и каждого школьника; прогнозировать трудности, определять их причины и пути исправления;
- применять методы и технологии обучения, формирующие практические навыки сбора и анализа информации, стимулирующие самостоятельную работу учащихся, закрепляющие опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, способствующие самоорганизации школьников, становлению их ценностных ориентации;
- использовать в учебном процессе возможности информационных технологий для открытого образования;
- обеспечить практическую ориентацию образования, формирование компетентностей учащихся (интеллектуальной, коммуникативной, познавательной, информационной, гражданско-правовой и др.);
- содействовать профессиональному самоопределению учащихся.
На основе этих критериев мы провели анкетирование свыше 600 учителей. В таблице 1 представлены обобщенные итоги.
Таблица:
Таблица 1 Изучение затруднений педагогов при организации профильного обучения
[Материалы доступны в бумажной версии издания]
Изучение профессиональных затруднений педагогов показало, что успех профильного обучения в старшей школе зависит от готовности к качественным изменениям в своей профессиональной деятельности. К ним мы относим:
1) освоение содержания предмета на профильном уровне;
2) повышение многообразия видов и форм деятельности на уроке и вне его (исследовательские и проектные работы учащихся, групповые и индивидуальные формы организации познавательной деятельности);
3) готовность к изменению системы оценивания знаний;
4) освоение методики организации элективных курсов;
5) понимание сущности компетентностного подхода в обучении.
С учетом этих положений определены основные направления повышения квалификации кадров и организации методической работы на всех уровнях образования в Курганской области. Особого внимания заслуживает повышение квалификации работников образования, способствующее развитию профессиональной компетентности педагогов, их подготовке к профильному обучению. Для этого в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования:
* создан методический кабинет, курирующий проблемы профильного обучения;
* действует научно-исследовательский кабинет, разрабатывающий научно-методическое обеспечение профильного обучения в старшей школе;
* разработана блочно-модульная программа переподготовки кадров "Педагог профильной школы" (540 часов) отдельные модули этой программы используются на курсах повышения квалификации ("Концепция модернизации российского образования", "Организация профильного обучения и научно-исследовательской деятельности учащихся", "Организация предпрофильной подготовки" и другие);
* разработаны программы и учебные пособия по элективным курсам;
* проблемы профильного обучения изучаются на курсах повышения квалификации;
* выявлена, изучена и оценена результативность педагогического опыта разработки и организации профильного обучения на региональном и межрегиональном уровнях.
На муниципальном уровне:
* разработана программа перехода на профильное обучение;
* обеспечено психологическое сопровождение предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях;
* организованы творческие предметные и межпредметные группы учителей по проблемам предпрофильного и профильного обучения;
* созданы районные экспериментальные площадки;
* изучен, обобщен и распространяется передовой педагогической опыт.
На уровне образовательных учреждений:
* организована просветительская работа среди педагогов, учащихся, родителей;
* проводится мотивирование педагогов к профессиональному самосовершенствованию;
* изменены критерии оценивания профессиональной деятельности учителя;
* ведется предпрофильная подготовка и психолого-педагогическое сопровождение учащихся в выборе профиля обучения;
* введены элективные учебные курсы в 8-9-х классах и в старшей школе;
* введена накопительная оценка на всех ступенях обучения (портфель школьника);
* в образовательном процессе используются личностно ориентированные технологии.
Курсы повышения квалификации стали системообразующим компонентом в подготовке кадров к введению профильного обучения. Они должны содействовать развитию таких профессиональных умений, которые помогут учителям на практике обеспечить:
* вариативность и индивидуализацию образовательного процесса;
* практическую, деятельностную направленность образования;
* профессиональное самоопределение учеников;
* проектную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся.
Разработка программного обеспечения курсов повышения квалификации - одна из основных задач в деятельности нашего института. Программа "Организация профильного обучения и научно-исследовательской деятельности учащихся" реализуется с июня 2002 года. В рамках этой программы проведены девять курсов повышения квалификации для 600 учителей и руководителей школы. По окончании курсов педагоги, как правило, отмечают позитивные изменения в своей деятельности. Предлагаемое содержание и формы обучения способствуют погружению учителей в проблему, а разработанные нами учебно-методические пособия позволяют больше времени отводить практическим занятиям. Сейчас разрабатывается программа профессиональной переподготовки по профильному обучению объемом 540 часов.

ФРАГМЕНТ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ "ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
Цели обучения
Формировать во взаимосвязи с практикой профессиональной деятельности умения по анализу содержания образования с позиций компетентностного подхода; проектированию групповой работы на уроке; использованию альтернативной системы оценки; обработке, интерпретации и использованию учебной информации, организации научно-исследовательской работы с учащимися.
Требования к подготовке слушателей
Уметь:
* использовать техники группового обучения на уроке;
* организовывать проектную деятельность на уроках;
* разрабатывать параметры отбора материалов в Портфель школьника и критерии его оценивания;
* разрабатывать примерный перечень работ по предмету, входящих в Портфель;
* проектировать программу профессионального саморазвития учителя по проблемам профильного обучения;
* организовывать научно-исследовательскую деятельность учащихся, используя ее различные формы.
Учебно-тематический план
Программа повышения квалификации имеет практико-ориентированный характер: 58 часов составляют лекции и 86 часов - практические занятия (семинары, практикумы, деловые игры, открытые уроки, мастерские). Обучение на курсах строится с опорой на личностно ориентированные технологии, что позволяет существенно повысить его эффективность. Личностно ориентированные технологии повышения квалификации опираются на такие положения:
* признание слушателей главной действующей фигурой повышения квалификации;
* ориентация на субъективный опыт и психологические особенности слушателей;
* опора на два равноправных источника повышения квалификации: обучения и самообразования.
Организованное таким образом обучение является, по сути, приращением и преобразованием профессиональных знаний и умений, реализацией творческого потенциала учителя, а следовательно, действенным источником профессионального развития. Мы считаем, что технология педагогических мастерских в наибольшей степени соответствует принципам личностно ориентированного образования в системе повышения квалификации. Многолетний опыт использования этой технологии позволяет сделать вывод: педагогическая мастерская предоставляет каждому участнику, с опорой на его способности, интересы и субъектный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности. Мастерская - творческая форма организации учебного процесса. Рассмотрим основные этапы работы мастерской.
Индукция. Вводим участников в проблемную ситуацию, вызывая тем самым личностное отношения к предмету обсуждения, положительный эмоциональный настрой.
Самоконструкция. Предлагаем индивидуальное задание для определения слушателем своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы.
Социоконструкция. Групповое выполнение заданий. Работа в группах предполагает: разрешение противоречий, выращивание внутренних целей, выработку групповой позиции по изучаемой проблеме. В процессе поиска каждый участник вырабатывает и отстаивает свою позицию при общем решении учебной проблемы.
Социализация. Общее обсуждение изучаемой проблемы, защита позиций. Каждая группа объявляет и активно отстаивает выработанную сообща позицию перед всеми. Возникает дискуссия. Проявляется готовность к пересмотру своих суждений к изменению образа действий в свете убедительных аргументов.
Афиширование. Творческое оформление результатов групповой деятельности. Группа показывает все, на что способна при достижении изучаемой проблемы.
Разрыв. Внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому.
Рефлексия. Результативность обучения многократно возрастает, если обучаемый осмысливает содержание собственной и коллективной деятельности. Рефлексия помогает понять суть метода, который привел слушателя к активной познавательной деятельности.
Поскольку любое занятие - это система, искусственно создаваемая преподавателем для достижения конкретной цели, то из набора этапов можно создавать самые разнообразные комбинации.
Опыт проведения занятий в форме педагогических мастерских показал, что при этом результативность обучения возрастает. Участие учителей в мастерской обеспечивает высокий уровень их мотивации к профессиональному саморазвитию. По отзывам самих участников, они все охотнее переносят технологии групповой работы на курсах в школьный учебный процесс.
Практика мастерских подтверждает:
* мастерская учит педагогов мыслить проблемно, аргументировать свой ответ;
* педагоги учатся работать в группе, ранжировать информацию по степени новизны и значимости, творчески интерпретировать ее;
* изучаемый материал четко структурирован и хорошо усваивается.
Работа в педагогической мастерской предполагает использование деятельностного метода в обучении, освоение теоретических знаний на уровне практики, большую долю самостоятельности слушателей в процессе курсовой подготовки.
Контроль на курсах осуществляется в форме защиты проекта по проблеме профильного обучения. Это позволяет педагогам применить полученные знания на практике, определить для себя направление будущей деятельности и оценить уровень готовности к ней. Часть программ элективных курсов слушатели разрабатывают самостоятельно в рамках курсов и с учетом замечаний дорабатывают в ходе послекурсовой деятельности. В рамках региональной программы реализации профильного обучения таким образом разработан и издан пакет из 22 программ элективных курсов по физике, истории, обществознанию, литературе, русскому языку, математике, географии, химии. В качестве примера приводим программу элективного курса, разработанную группой учителей на курсах повышения квалификации.
Проблема введения элективных курсов в школах пока еще мало разработана в теории и практике. Для обеспечения проектной деятельности слушателей нами определены теоретические и методические аспекты разработки программ элективных курсов. Как обязательные по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы, они могут выполнять различные функции. Анализ документов, статей по проблемам профильного обучения позволил выделить шесть основных функций элективных курсов. Определяя тему курса, знакомясь с требованиями к составлению программы, учителя пользуются методическими рекомендациями, разработанными преподавателями института.
Таблица 2
Набор элективных курсов для 10-11-х классов профильной школы
Функции элективных курсов/Названия программ элективных курсов
Поддержка профиля обучения/Основы электротехники
Статика
История России в лицах
Генетика человека
Генетические основы наследственности
Человек и политика
Основы социологических знаний
Математические методы в физике
Математика для химика
Внутрипрофильная специализация/Использование компьютерных моделей в физике
Физика в сельском хозяйстве
Компьютерная графика
Программирование
Физика космических и геологических стихий
Школьный редактор
Математика в экономике
Основы экономики
Основы инженерной графики
Химия и автомобиль
Основы профессиональной деятельности/Основы профессионально-педагогической деятельности
Основы финансово-экономической деятельности
Основы инженерной деятельности
Основы агротехнологической деятельности
Удовлетворение познавательных интересов/Организация научно-исследовательской деятельности
Школьный редактор
Культура речи
Основы космонавтики
Исследователи природы родного края
Человек и эпоха
Развитие содержания/Химия окислительно-восстановительных реакций
Современный рассказ

КАК РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММУ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Функции элективных курсов
Элективные курсы могут "поддерживать" изучение профильных предметов на заданном профильном уровне. Например, элективный курс "Математические методы в химии" углубляет изучение профильного предмета химии. Одни из них могут служить основой для внутрипрофильной специализации обучения. Например, курсы "Химические технологии" и "Экология" в естественно-научном профиле. Другие - обеспечивать профессиональное самоопределение и знакомить с основами профессиональной деятельности, например, курсы "Основы планово-экономической деятельности", "Основы педагогической деятельности", "Основы инженерно-технологической деятельности" и т.д. Элективные курсы также могут быть направлены на удовлетворение познавательных интересов школьника в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, школьник, обучающийся в гуманитарном классе, выберет курс "Компьютерные коммуникации", а школьник из технологического профиля может изучать курс "Зарубежная литература XX века". Элективный курс может развивать содержание одного из базовых курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволит школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по выбранному предмету на профильном уровне. Элективные курсы могут выполнять также и роль "надстройки", дополняя содержание профильного курса. Такой дополненный курс становится углубленным, а класс, в котором он изучается, превращается в класс с углубленным изучением отдельных дисциплин.
При разработке программы элективного курса необходимо:
* Проанализировать содержание учебного предмета в рамках выбранного профиля.
* Определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса.
* Определить тему, содержание, основные цели курса, его функцию в рамках данного профиля.
* Разделить содержание программы курса на модули, разделы, темы, отвести необходимое количество часов на каждый из них.
* Выяснить возможность обеспечить данный курс учебными и вспомогательными материалами: учебниками, хрестоматиями, дидактическими материалами, лабораторным оборудованием, реактивами и т.д. Составить список литературы для учителя и для учащихся.
* Выделить основные виды деятельности учащихся, определить долю самостоятельности, творчества ученика при изучении курса. Если программа курса предполагает выполнение практических работ, лабораторных опытов, проведение экскурсий, выполнение проектов, то их описание должно быть представлено в программе.
* Продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы курса.
* Определить критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курса.
* Продумать форму отчетности учащихся по итогам освоения программы курса: проект, реферат, выступление и др.
Алгоритм разработки программы элективного курса
1. Пояснительная записка
В ней обосновываются актуальность, важность и значимость курса. Формулируются цели как предполагаемый конечный результат его освоения, задачи, определяющие пути достижения целей, требования к знаниям и умениям учащихся. Дается описание структуры программы курса, ее особенностей, форм контроля, соотношение часов теоретической и практической частей.
2. Учебно-тематический план:
Таблица:
[Материалы доступны в бумажной версии издания]
Образовательный продукт - это материалы, которые будут разработаны учащимися на уроке в ходе познавательной, исследовательской деятельности. Образовательным продуктом ученика являются: конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы, стихи, сказки, очерки, трактаты, живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, модель, макет, схема, компьютерная программа и др.
3. Содержание образования
Дается полная, детальная характеристика каждой темы программы. Следует учитывать, что содержание образования - это не только знания, которые должны получить учащиеся, но и опыт познавательной деятельности, известных ее способов, творческая деятельность, опыт эмоционально-ценностных отношений. Освоение этих типов опыта позволяет сформировать у учащихся способность к культуросообразным видам деятельности.
4. Список литературы для учителя и учащихся
5. Приложения
Темы творческих работ, проектов, планы проведения практических работ, лабораторных опытов, экскурсий и др.
В качестве примера приводим разработанную нашими слушателями программу элективного курса "Школьный редактор".
Программа элективного курса "Школьный редактор"
Пояснительная записка
Программа курса "Школьный редактор" предназначена для углубления знаний по русскому языку и для ознакомления учащихся 10-го класса с основами редактирования текста.
Редактирование - один из видов работы над текстом, направленный на совершенствование написанного. Правильная организация письменной речи - важное речевое умение, формирование которого предполагается программой развития речи.
Развить речь, научить владеть словом - значит создать условия для реализации творческих возможностей человека. Важно, чтобы ученики поняли: процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека, создание текста, работа над совершенствованием написанного - это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутье, чувство языка.
Цель курса "Школьный редактор" - ознакомить учащихся с основами редактирования, выработать у них навыки редакторского анализа.
Для реализации этой цели необходимо:
* углубить теоретические знания учащихся о тексте как единице речи;
* совершенствовать у школьников умения и навыки анализа литературного (научного, делового) текста;
* сформировать навыки редактирования текстов разных стилей и жанров;
* подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству.
Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.
Исходя из задач преподавания курса "Школьный редактор", программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
* делать лингво-смысловой анализ текстов различных функциональных стилистических типов;
* соблюдать нормы современного русского литературного языка;
* научить пользоваться различными видами правки текста;
* пользоваться справочной литературой и лингвистическими словарями.
Курс "Школьный редактор" базируется на концепции профильного обучения, он повышает речевую и письменную грамотность, расширяет возможности социализации учащихся. Курс связан как с разделами языкознания ("Фонетика", "Лексика", "Морфология", "Синтаксис", "Стилистика русского языка", "Культура речи"), так и с теорией литературы.
Курс "Школьный редактор" рассчитан на 35 часов, однако его программа может корректироваться. Учитывая особенности школы, класса, уровень подготовки учащихся, учитель может изменять последовательность изучения материала, уровень его сложности, самостоятельно распределять часы и выбирать конкретные формы занятий. Этот курс может служить основой для элективных курсов в 11-м классе: "Литературное творчество", "Основы журналистики".
Кроме того, изучение курса "Школьный редактор" поможет учителю подготовить учащихся к выполнению заданий Единого государственного экзамена, связанных с анализом текста и написанием рецензий, эссе.
Учебно-тематический план курса
Таблица:
[Материалы доступны в бумажной версии издания]
Содействие развитию профессиональной компетентности учителя профильной школы в системе повышения квалификации включает: разработку критериев для определения параметров оценки и самооценки профессиональной компетентности педагога профильной школы; проектирование содержания и форм курсовой подготовки с учетом профессиональных затруднений педагогов; выявление региональных особенностей при разработке и введении профильного обучения; научно-методическое обеспечение профильных школ.
Эти организационно-педагогические условия, как показал опыт, способствуют повышению теоретической, практической и мотивационной готовности учителя к профильному обучению.