Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взятка для доцента Что происходит в наших вузах на вступительных экзаменах

Вечерняя Москва. 2004. № 144. 5 августа

...По оценкам экспертов Государственного университета "Высшая школа экономики", рынок образовательных услуг в России в этом году составил около 4 миллиардов долларов. Из них около 23% (то есть $1 миллиард!) - теневые расходы семей на взятки и репетиторов...

Обычная девятиэтажка на юго-западе Москвы. Старый, еще советских времен, кооператив преподавателей одного из самых известных вузов столицы. Как и многие другие его обитатели, доцент Свиридова (назовем ее так) весь учебный год занималась репетиторством. Сейчас она отдыхает на фешенебельном курорте в Испании. И хотя ее официальная зарплата не достигает и 5 тысяч рублей, такой недешевый отпуск ей по карману. И не только отпуск. Год назад она купила "Дуди" и начинает строить дачу не в очень далеком Подмосковье. - Зарплата в вузе? - усмехается она. - Да это мне только на парикмахерскую. Я вообще могла бы там не работать, но вуз - это крыша.

Плата за страх, или Почем нынче разумное, доброе, вечное
Итак, доцент Свиридова зарабатывает деньги репетиторством. Но ее репетиторство - особого рода. Занимающиеся с ней абитуриенты платят ей не только за занятия. Вернее, не столько за занятия. А еще точнее - совсем не за занятия. Они платят ей за гарантию поступления в вуз.
Каждый год, с октября до июня, она занимается с двумя группами абитуриентов - по шесть человек. Во вторник и четверг - с одной группой, в пятницу и воскресенье - с другой, по два часа. Плата за каждое занятие - по 50 долларов с носа. По самым грубым подсчетам, за каждого подопечного она получает за весь цикл занятий $2500. Умножаем на 12 абитуриентов = $30 000. Разумеется, без уплаты налогов.
Доцент Свиридова - высококвалифицированный преподаватель, но ее занятия сами по себе мало что дают абитуриентам, если говорить о знаниях. Да и о каких качественных знаниях может идти речь, если репетитор занимается не индивидуально, а с "потоком" - полудюжиной старшеклассников с разным уровнем подготовки, любви к предмету и даже поступающих на разные факультеты? Впрочем, они не сетуют. Их родители платят деньги не за знания, а за поступление. И эти деньги по сути своей - взятка. Потому что, когда приходит пора вступительных экзаменов, получение хорошей оценки становится "делом техники".
"Техника" эта давно уже ни для кого не секрет, хотя чиновники из Министерства образования и науки придумали против нее, казалось бы, надежные контрмеры. Это и лото-троны (когда темы и задания экзаменационных работ, запечатанные в конвертах, выбираются случайным шариком-жребием). Это и написание экзаменационных, заданий под шифром (т. е. без указания фамилии абитуриента) и т. п. Но тот, кто наивно полагает, что все эти препоны делают невозможным выставление хорошей или отличной оценки за плохо написанную работу, тот просто не в курсе блатмейстерской "техники". А она проста, как правда.
Делается это так. Накануне экзамена доцент Свиридова договаривается со своим абитуриентом об условном знаке, которым он должен пометить свою "шифрованную" работу. Этот знак она сообщает "своему" председателю предметной комиссии, который либо сам проверяет помеченную работу, исправляя имеющиеся в ней ошибки, либо дает ее на проверку опять-таки "своему" доверенному преподавателю. Налицо, таким образом, преступная цепочка, обеспечивающая искомый и хорошо оплачиваемый результат.
В принципе, доцент Свиридова могла бы не мучиться - не заниматься со своими подопечными четыре раза в неделю. Ей проще было бы сразу взять с каждого по две с половиной "штуки зеленых" - и дело в шляпе! Но она боится. Одно дело, если ее прихватят за неуплату налогов как репетитора, занимающегося частным предпринимательством, и совсем другое - как очевидную взяточницу. Правда, доказать и то и другое весьма и весьма проблематично. Занимается репетиторством? А кто сказал, что она берет за это деньги, а не помогает детям своих знакомых из чистого альтруизма? Ну а доказать факт взятки - тем более упаришься. Для этого надо, по крайней мере, чтобы дающий взятку чистосердечно заявил об этом "компетентным органам". А кто же признается?
Тем не менее доцент Свиридова боится. Боится соседей, которые могут "настучать куда надо", что к ней каждый год ходят табуны старшеклассников. Боится коллег, которые взяток не берут, репетиторством не занимаются, живут на скромную зарплату и могут удивиться: откуда у милейшей Аллы Петровны "Ауди" и испанские вояжи? Боится, разумеется, налоговой полиции и милиции вообще. От страха она один раз в неделю надирается до положения риз, а каждый вечер выпивает хотя бы стопку хорошей водки - иначе не может уснуть.

Бескорыстный блат, или Ностальгия по справедливости
В старые (а для вузов действительно добрые) советские времена преподаватели высшей школы были не только интеллектуальной элитой страны, но и высокооплачиваемой. Зарплата молодого преподавателя после защиты диссертации возрастала сразу от 105-120 рублей до 250. Доцент с 10-летним стажем получал уже 380 рублей, профессор - 500. На фоне 145-рублевого среднего заработка по стране (данные на 1980 год) доходы преподавателей вузов выглядели тогда уважительно и солидно.
Такое "бытие" определяло и сознание. Автор этих строк, прежде чем прийти в журналистику, двадцать лет проработал в высшей школе, пройдя почти все ступеньки вузовской карьеры (от ассистента до проректора) и может свидетельствовать об этом "сознании" не понаслышке.
Да, кто-то из вузовских преподавателей (чаще всего это были молодые и "неостепененные") и в то время подрабатывал репетиторством. Но деньги эти были, как правило, во-первых, небольшие, а во-вторых, честные. Репетитор добросовестно натаскивал абитуриента, а уж поступит тот или нет - никто никому ничего не гарантировал.
Будто уж тогда не брали взяток? - слышу я скептический голос читателя. Брали. Особенно этим отличались вузы закавказских и среднеазиатских республик. Тамошняя молодежь - и национальная, и русская - валом валила в российские вузы: "У нас в Баку (в Ташкенте, Алма-Ате и т. п.) без взятки в медицинский не поступишь". Слышать такие признания было дико, в них и верилось, и не верилось.
Кое-кто в российских вузах тоже "брал". Но это были единицы, к которым коллеги-преподаватели относились с нескрываемым презрением и старались не подавать им руки.
Что было еще? Были так называемые особые списки ректора (или декана). Такие списки "желательных абитуриентов" передавались ректором (деканом) председателю экзаменационной комиссии, а он, в свою очередь, доводил их до сведения экзаменаторов. Да, в этих списках попадались и откровенно блатные фамилии. Редко кто из ректоров мог устоять перед просьбами "сверху" (из ЦК, обкома, горкома, министерства и т. п.) "внимательно отнестись" к такому-то абитуриенту. Проскакивали в этих списках и дети преподавателей (это - святое) или хороших знакомых. Но таких блатных было мало, и, уж конечно, за ними не стояли деньги.
Насколько мне известно, "ректорские списки" есть и сейчас, но не поручусь, что они везде бескорыстные.
Большинство же абитуриентов из тогдашних списков поступали в вуз, по существу, легально, хотя, надо признать, и не всегда справедливо. Например, в пединституты нужно было - кровь из носу - принять как можно больше ребят из сельских школ. Понятно почему: в селах не хватало учителей, а окончившие педвуз горожане ехать "в деревню, к тетке, в глушь..." не очень-то стремились. Поэтому ректоры пединститутов умоляли экзаменаторов "не валить" селян (особенно парней). Такая же ситуация была в медицинских институтах, от которых Минобороны требовало 50-процентного приема юношей (а вдруг - война!), и их тянули за уши, закрывая глаза на явные ошибки, тогда как девочкам-горожанкам, чтобы поступить, нужно было сдать все экзамены на пятерки.
Да, это было не очень справедливо. Но так ли уж несправедливо, как сегодня, когда бал (в том числе экзаменационный балл) сплошь и рядом правят деньги?

Коготок увяз, или Кое-что о птичках
А править бал они стали после того, как материальное положение вузовских работников было опущено, как сейчас выражаются, ниже плинтуса.
Вот как выглядят сегодня должностные оклады преподавателей в большинстве государственных вузов (естественно, в рублях): зав. кафедрой - около 6000; профессор кафедры (доктор наук) - 5500; доцент (кандидат наук) - 3700; старший преподаватель - 2370; ассистент - 1610.
И это, прошу заметить, лишь после того, как в прошлом году "остепененным" преподавателям зарплату чуть ли не удвоили, до этого она была просто нищенской. Да и сейчас! Ну куда это годится, когда заработок начинающего репортера в столичных газетах (от 300 до 500 долларов) на порядок больше зарплаты тех преподавателей (с ученой степенью!), которые учили этого юнца журналистскому мастерству? Смешной и грустный парадокс!
Кстати, об ученой степени. Если раньше защита кандидатской диссертации (не говоря уж о докторской) была мощнейшим материальным стимулом, то в последние годы число соискателей ученой степени резко сократилось. Зачем, если репетиторством можно добыть денег неизмеримо больше?
Как это аукнется нашей науке, объяснять, я думаю, излишне.
Ну да ладно: о возрождении российской науки пусть думает В. В. Путин, если он всерьез хочет чего-то там удваивать. У нас сейчас другое в предмете: как сказалось новое материальное "бытие" преподавателей вузов на их нравственном "сознании"? А так и сказалось. Доведенные почти до скотского состояния, они и жить стали по скотским законам. Было бы что в кормушке, а деньги не пахнут.
Нет-нет, я не думаю, мне просто не хочется думать, что все мои бывшие коллеги живут по образу и подобию доцента Свиридовой. Конечно, многие из них сумели "сохранить и в нищете оттенок благородства". И все-таки имя взяточникам - легион.
Впрочем, можно обойтись и без метафор. Вот что говорит и. о. начальника контрольно-методического управления Следственного комитета при МВД РФ Сергей Монахов: сейчас, в период вступительных экзаменов, каждый день "в Следственный комитет поступает несколько десятков звонков от граждан, которые жалуются на вымогательство в учебных заведениях". Несколько десятков звонков - ежедневно! А ведь звонит, как вы понимаете, далеко не каждый. Всего же в прошлом году зарегистрировано (только зарегистрировано!) 8, 5 тыс. преступлений подобного рода. В их числе оказались два ректора, два проректора, помощник ректора, два десятка заведующих кафедрами, более 200 преподавателей...
В МВД считают, что вся наша система образования (не только вузовского) является сегодня самой коррумпированной отраслью, а преподаватели превзошли в поборах даже врачей, которые до последнего времени "лидировали".
Осознают ли эту беду в Министерстве образования и науки? Не сомневаюсь, что осознают - уж слишком она очевидна. И даже вроде бы пытаются искать противоядия. Ну, например, ЕГЭ - единый государственный экзамен, замена письменных работ и устных ответов тестами и т. п. Не знаю... Все это напоминает мне борьбу с фальшивомонетчиками. Государства всего мира усовершенствуют техническую -защиту дензнаков, а мошенники - технику изготовления фальшивых банкнот. Так что, думаю, и для обхода тестов найдутся свои "умельцы".
Говорят еще, что преподавателям вузов надо повысить зарплату, и тогда они не будут брать взятки. О том, что зарплату надо повысить, спору нет. Страна, которая держит в нищете свою науку и свое образование, обречена на умирание. Постепенное, медленное, но неизбежное. Однако тезис "Повышение зарплаты уничтожит взятки" представляется мне, увы, до смешного утопическим.Какую бы высокую официальную зарплату мы ни дали завтра доценту Свиридовой, она уже никогда не откажется от тысяч левых долларов. Как вампир, отведавший человеческой крови, она уже почувствовала вкус больших неправедных денег. Отказаться от них невозможно. Разве только по приговору суда.
Коготок увяз - всей птичке пропасть!
P.S. При подготовке этого материала были использованы беседы автора с преподавателями вузов, студентами, родителями абитуриентов, самими абитуриентами. Все соглашались говорить лишь на условиях полной анонимности. Причины такой боязни публичности, видимо, не надо объяснять. Поэтому я не называю ни вузов, ни имен. Да в этом, собственно, и нет необходимости. Ведь мы говорим о явлении, а не об "отдельных проявлениях". Разве не так?

***
Вузы и цены
По оценкам экспертов Государственного университета "Высшая школа экономики", рынок образовательных услуг в России в этом году составил около 4 миллиардов долларов. Из них около 23% (то есть $1 миллиард!) - теневые расходы семей на взятки и репетиторов.
По неофициальным данным, которые приводит информационное агентство "Известия", в этом году "прейскурант" поступления в вузы был в среднем такой:
Медицинские академии, институты и факультеты - 15-25 тыс. евро.
Юридические и экономические вузы и факультеты -10-25 тыс. евро.
Гуманитарные факультеты университетов - 8-15 тыс. евро.
Естественно-научные факультеты университетов - 6-8 тыс. евро.
Технические вузы - 5-6 тыс. евро.