Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трудовой потенциал и экономический рост

Человек и труд. 2005. № 12. 22 декабря

...Я. Кузьминов, ректор Высшей школы экономики. Проблемы профессионального образования, качества трудовых отношений и размеров оплаты труда тесно переплетены. Эта связь особенно четко прослеживается при анализе российской ситуации на фоне общемировых тенденций развития человеческого капитала. Каковы эти тенденции?
За последние 25-30 лет резко повысился социальный и профессиональный порог для людей, претендующих на какую бы то ни было карьеру. Если в 50-60-х годах многие - и в Советском Союзе, и в Европе, и в Соединенных Штатах - делали карьеру, не имея высшего образования, то сегодня его наличие - обязательное условие продвинутой социализации и вертикальной мобильности...

Публикуется изложение фрагментов дискуссии.

Комитет по социально-трудовым отношениям РСПП провел представительную всероссийскую конференцию, в работе которой - на пленарном заседании и шести "круглых столах" - приняли участие около 450 человек. Ее цель состояла в обмене мнениями представителей исполнительной власти, руководителей бизнеса, экспертов по поводу того, что необходимо сделать для повышения конкурентоспособности отечественной экономики, роста производительности труда и достижения социальной стабильности в условиях, когда демографическая ситуация в стране ухудшается.

Во вступительном слове Н. Тонков, вице-президент РСПП, призвав собравшихся к предельной откровенности в анализе ситуации и конкретности в формулировках своих предложений, выделил главные "болевые точки", По прогнозам, к концу XXI в. количественные параметры трудового потенциала страны уменьшатся на 17 %, соответственно, ключевой проблемой экономического роста становится повышение производительности труда и эффективности функционирования рынка труда. В такой ситуации качество трудового потенциала превращается в решающий нематериальный фактор, определяющий конкурентоспособность национальной экономики и каждой компании. Очевидно, что для экономического прорыва требуются не только инвестиционные, но и кадровые ресурсы.
А. Шохин, председатель Координационного совета предпринимательских союзов России. Выбор темы для обсуждения свидетельствует о заинтересованности РСПП в комплексном подходе к решению назревших проблем социально-экономического развития страны. Угрозы для экономического роста и социальной стабильности во многом сконцентрированы в плоскости рынка труда, занятости и качества трудовых ресурсов. Положение осложняется тем, что мы, фактически не подготовившись, вступаем в период резкого демографического спада, когда из состава трудоспособного населения выходят десятки миллионов людей, особенно в 2011-2015 гг. Тем не менее, на мой взгляд, российская экономика обладает возможностями для достаточно динамичного экономического роста. Обеспечить 7-8 % ежегодного роста ВВП, необходимых для удвоения ВВП в ближайшие десять лет, удастся, если количественные потери в трудовом потенциале будут компенсироваться ростом производительности труда. Для этого она должна вырасти как минимум в 4, 5 раза. Соответственно, темпы роста инвестиций должны быть как минимум 14-15 % в год.
Безусловно, главный фактор повышения производительности труда - модернизация экономики за счет технического перевооружения производства, что позволит справиться и с негативными тенденциями в области занятости. Это станет возможным, если будут созданы благоприятные условия для инвестиций и предпринимательства, развития бизнеса, занятости и самозанятости. Чрезвычайно важны также факторы, связанные с собственно трудовым потенциалом. Не случайно здравоохранение и образование, которые непосредственно влияют на его качество, выделены президентом в качестве национальных приоритетов.
К сожалению, в структуре исполнительной власти отсутствует орган, который бы комплексно подходил к вопросам воспроизводства трудового потенциала. Минобрнауки занимается своими проблемами, Минздравсоцразвития - своими, Минэкономразвития сосредоточено на макроэкономических показателях. Поэтому так важно активизировать диалог бизнеса и власти (в том числе в рамках трехсторонних механизмов), ориентируя их на выработку системного подхода к решению задачи улучшения качества трудового потенциала.
Как известно, время от времени представители бизнеса встречаются с руководством страны, с президентом. По нашему мнению, такого рода встречи недостаточно эффективны: обсуждение распыляется на много тем, "сухой остаток" невелик. В этой связи Координационный совет предпринимательских союзов России будет предлагать внести в повестку одной из ближайших встреч с Президентом РФ вопрос о взаимодействии государства и бизнеса в решении какой-то одной проблемы. Полагаю, что тема "Трудовой потенциал и качество людских ресурсов" именно та, по которой диалог жизненно необходим.
Д. Зеленин, губернатор Тверской области. Мировая экономика вступает в постиндустриальную стадию, когда лидерство напрямую зависит от способности получать и эффективно использовать новые знания. Человек, обладающий умением обрабатывать и генерировать информацию, становится в буквальном смысле капиталом. Постепенно приходит осознание того, что вложения в персонал - это не статья расходов, а выгодные инвестиции.
Тверская область испытывает нехватку трудовых ресурсов. Преодолевать ее придется прежде всего за счет привлечения людей извне. Нужны миграционные программы, учитывающие местную специфику, но скоординированные в рамках единой государственной миграционной идеологии и стратегии. Основной акцент следует делать на качестве привлекаемых ресурсов, сосредоточив внимание на высококвалифицированных кадрах, способных работать в инновационных сферах экономики.
Задача привлечения квалифицированных трудовых ресурсов в регион должна решаться совместными усилиями местной власти, муниципалитетов и бизнеса с обязательным использованием методов социального планирования, то есть сбалансированного вложения денег не только в развитие производства, но и в инфраструктуру предприятия.
Одна из причин кадрового голода в Тверской области - маятниковая миграция местного населения в соседние мегаполисы - Москву и Санкт-Петербург. Стараемся сделать регион привлекательным и для его уроженцев, и для инициативных людей извне; работаем над улучшением транспортной доступности, современным оснащением рабочих мест, обеспечением достойной заработной платы и улучшением общекультурных условий для жизни.
Проблему качества трудовых ресурсов решаем, используя новые подходы к системе образования: подготовку специалистов ведем по всему спектру профессий, соответствующему потребностям экономики и социальной сферы региона, прививая навыки адаптации к изменяющимся условиям; в учебном процессе стремимся перейти от "технологии", основанной на запоминании большого объема информации, к развитию творческих способностей по принципу "научиться обучаться". В практическом осуществлении такой образовательной политики региональным властям не обойтись без сотрудничества с бизнесом. Все более широкое распространение получает заключение соглашений между хозяйствующими субъектами области и учебными заведениями по поводу финансирования обучения студентов по приоритетным для наших предприятий специальностям. Областная администрация также участвует в софинансировании стипендиальных программ для студентов и кредитовании платного образования. Расширяется практика передачи профессиональных училищ под патронаж предприятий.
Особого внимания заслуживает проблема качества управленческих кадров, в том числе и для государственных структур. Пока же дисбаланс между сложностью решаемых задач и уровнем подготовки чиновников, занятых в государственном управлении, усиливается. Необходимо совершенствовать систему профессиональной подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих, тем более что согласно Закону N 131 функции муниципалитетов значительно расширяются. Так, в Тверской области 3200 вновь избранных депутатов будут работать на неосвобожденных должностях. Среди них около 500 - молодые люди в возрасте до 30 лет. Убежден, что молодежь, пройдя "школу" низового звена управления, через год-полтора будет готова к работе в государственных органах и на крупных промышленных предприятиях.
Человеческий капитал для нашей страны все еще остается конкурентным преимуществом, несмотря на то что качество образовательного процесса в последние годы снизилось.
К. Лайкам, руководитель Федеральной службы государственной статистики. Действующая в настоящее время система статистики труда сформировалась в первой половине 90-х годов в ходе реализации государственной программы перехода страны на принятую в международной практике систему учета. Сегодня отечественная статистика труда включает: статистику экономической активности населения, статистику занятости и безработицы, статистику зарплаты и затрат на рабочую силу, статистику условий труда и производственного травматизма, статистику трудовых конфликтов. Самостоятельный раздел статистики труда отвечает на вопрос о численности, составе и оплате труда работников государственных и муниципальных органов власти. Сравнительно новые направления: Роструд ведет учет по показателям, отражающим обращаемость населения в органы ФГСЗН; Федеральная миграционная служба - по показателям трудовой миграции иностранных граждан в нашу страну и российских граждан за рубеж. Следует заметить, что большинство показателей статистики труда централизованно органами государственной статистики не фиксируется, они отслеживаются по результатам выборочных обследований по проблемам занятости, переписей населения, а также сплошных и выборочных наблюдений различных организаций.
На основе данных, полученных на последнюю неделю мая 2005 г., численность экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет составила 73, 1 млн. человек. В их числе 68 млн. человек - занятое население и 5, 1 млн. - безработные (по методологии МОТ). По сравнению с маем прошлого года на фоне некоторого увеличения численности занятого населения (на 0, 4 %) количество безработных снизилось почти на 170 тыс. человек, или на 3 %. Уровень безработицы уменьшился с 7, 2 % до 6, 9 %. У безработных (которые моложе занятых в среднем на пять лет) уровень образования заметно ниже, чем у тех, кто трудится. В мае 2005 г. среднее время поиска работы составило 8, 5 месяцев. В течение года и более безработными оставались 1, 9 млн. человек, или 8 % безработных.
Что касается экономически неактивного населения, то особую группу составляют лица, которые не ищут работу, ибо потеряли надежду трудоустроиться. Ее численность (в мае 2005 г. - 1, 4 млн. человек) можно рассматривать как потенциальную рабочую силу: при изменении экономической или жизненной ситуации они могут вернуться к труду.
Среди новых показателей, введенных в программу обследований в последние годы, можно выделить следующие:
начиная с 1999 г. - дополнительный блок вопросов, касающихся занятых в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг (как для реализации, так и для собственного потребления);
информация о численности и составе занятых в неформальном секторе экономики (за последние четыре года общее количество рабочих мест в сфере неформальной занятости увеличилось на 2, 7 млн. человек, или на 27 %);
с 2003 г. в программу введены дополнительные вопросы о специальностях, полученных гражданами в учебном заведении высшего и среднего специального образования.
Важное направление статистики труда - статистика зарплаты. Введена месячная периодичность сбора сведений об уровне зарплаты и цензовый метод ее предоставления в зависимости от размера организации. В оперативном режиме собирается информация о просроченной задолженности по зарплате.
Информационную базу статистики зарплаты формируют итоги текущих и периодически проводимых выборочных обследований. В первом случае мы получаем данные - об уровне и динамике зарплаты в среднем на одного работника в месяц, за отработанный час, по отраслям экономики, видам деятельности, по регионам - для исчисления индексов номинальной и реальной зарплаты, а также для международных сопоставлений. Во втором - о распределении работников по размерам зарплаты, о дифференциации оплаты труда в отраслях экономики, по видам экономической деятельности. С 1994 г. на систематической основе проводятся выборочные обследования зарплаты работников по 187 профессиям и должностям.
Важное значение имеет статистика условий труда и производственного травматизма, а также статистика трудовых конфликтов и социального партнерства.
С. Баткинбеков, директор Департамента стратегии социально-экономических реформ Министерства экономического развития и торговли РФ. Для обеспечения высоких темпов экономического роста необходимо завершить формирование такой модели конкурентоспособной экономики, которая опиралась бы на имеющиеся у страны глобальные преимущества. К таковым я бы отнес научно-технический, кадровый, природный, ресурсный потенциал, геоэкономические преимущества, связанные с положением России, значительный инвестиционный потенциал (валовые национальные сбережения оцениваются в размере 31 % ВВП), макроэкономическую и бюджетную стабильность, достигнутую в последние годы. Сформирована нормативно-правовая база, которая создает возможности для притока инвестиций и развития бизнеса.
Меры государственной политики, которые Правительство РФ должно осуществить в ближайшее время, можно условно разделить на те, которые окажут влияние на темпы экономического роста уже в ближайшей перспективе, и те, что способны повлиять на его динамику в средне- и долгосрочной перспективе. В числе первых - реформа государственного управления, призванная снизить барьеры, с которыми сейчас сталкивается бизнес. Не менее важно проведение антимонопольной политики и продолжение налоговых реформ. Кроме того, речь должна идти о совершенствовании налогового администрирования как способа обеспечить повышение инвестиционной привлекательности. Такого рода законопроект правительством разработан, сейчас он рассматривается в Госдуме.
Важная тема - развитие механизмов частно-государственного партнерства. МЭРТ стремится инициировать некую общую его концепцию. Речь идет, грубо говоря, не о совместном "закапывании" денег, а о совместных планах и действиях, которые позволят синхронизировать активность государства и бизнеса по согласованным направлениям, в том числе в области образования.
Правительство уделяет большое внимание развитию здравоохранения, способного снизить заболеваемость и, как следствие, увеличить занятость, расширить границы трудоспособного возраста.
Совершенно ясны и те направления активной социальной политики, которые связаны с вовлечением в производственные процессы трудовых ресурсов. Имеются в виду программы так называемой обусловленной социальной помощи, когда предоставление пособий зависит от выполнения реципиентом определенных условий, например, по поиску работы и т. д. Важно активизировать и политику в отношении детей, ибо недоинвестирование и отсутствие внимания к этой сфере грозит долгосрочными негативными последствиями как для качества трудовых ресурсов, так и для экономического роста.
Фактически все то, о чем сегодня говорится, так или иначе отражено в проекте среднесрочной программы правительства или в тех документах, которые оно готовит. Поэтому речь надо вести не о формировании плана действий, а о выполнении тех планов, которые уже разработаны, и о поиске взаимоприемлемых для бизнеса и государства форм партнерства.
Д. Якобашвили, председатель совета директоров компании "Вимм-Билль-Данн". Проблема набора кадров и их подготовки в связи с быстрыми изменениями в производственно-технической базе предприятий обостряется с каждым годом, поскольку на протяжении длительного периода должного внимания ей не уделялось. Начнем с информационного обеспечения бизнеса. Инвестор, намеревающийся вкладывать деньги в каком-либо регионе, не имеет достоверных данных о демографическом составе, состоянии здоровья населяющих его граждан, их социальном положении, уровне потребительского спроса на территории. За сбор таких данных должны отвечать местные властные структуры. Тесное сотрудничество бизнеса и власти необходимо также при регулировании миграции: сегодня пригласить иностранного специалиста на работу в фирму очень сложно, приходится преодолевать жесткие заслоны бюрократии.
Проблему старения национальных человеческих ресурсов ощущает каждая компания. О многом говорит нынешнее соотношение возрастных категорий: работников старше 50 лет - 10-15 %; 30-49 лет - от 40 до 50 %, моложе 30 лет - всего 30-40 %. Мы покупаем новейшие технологии, устанавливаем современное оборудование, на котором должны работать лица не старше 25-30 лет, а их явно не хватает. Переучивать людей старшего возраста для работы на передовом оборудовании не только очень сложно, но и накладно. Бизнес платит налоги, в том числе и на образование, но отдача от этого минимальная.
Процессу сокращения трудового потенциала и ухудшения его качества "помогает" медицина. К примеру, одно из свидетельств ее плачевного состояния - рентгеновские аппараты выпуска 50-х с их высокими дозами облучения при обследовании пациентов. Я не ратую за разбазаривание денежных запасов, скопившихся в Стабфонде, но расходовать средства на улучшение медицинского обслуживания населения необходимо, тем более что они неинфляционные. У России сегодня есть шанс улучшить состояние медицинских учреждений, способствовать увеличению рождаемости: трудно смириться с тем, что численность населения страны ежегодно уменьшается почти на 1 млн. человек.
Объединяя возможности нескольких компаний, работающих в регионах "на одной площадке", бизнес в состоянии решить назревшие социальные проблемы, в частности, связанные со здоровьем населения, качеством образования, созданием систем дополнительного обучения по дефицитным профессиям.
Представляется целесообразным: сформулировать национальную доктрину и стратегию развития человеческого капитала, подготовки кадров; выработать систему национальных профессиональных стандартов, обновив на этой основе образовательные стандарты; унифицировать общероссийский классификатор специальностей; создать эффективную государственную систему информирования работодателей и населения о динамике профессиональных рынков труда и соответствующих прогнозах; возродить государственную систему профориентации населения. Для этого необходимо организовать координационные советы по развитию трудового потенциала и подготовке кадров на федеральном уровне и в субъектах Федерации.
В. Бутько, заместитель председателя ФНПР. Для качественного роста экономики и повышения ее конкурентоспособности на основе преимущественного использования новых технологий нужна принципиально новая стратегия, а именно социально-инвестиционная, важнейший приоритет которой - вложения в человека. В этом смысле прямые и самые эффективные инвестиции - повышение зарплаты, обеспечение доступности качественного образования и медицинского обслуживания.
Человеческий капитал - это благополучные, физически здоровые, материально обеспеченные, образованные, высококвалифицированные люди, ориентированные на добросовестный труд, патриотически относящиеся к родному предприятию, городу, стране. Это понятие в равной степени относится и к наемному работнику, и к предпринимателю. Если население страны представляет собой социально сплоченную общность, то его силы возрастают многократно. При решении вопросов повышения благосостояния и уровня жизни трудящихся, борьбы с бедностью надо исходить из понимания такого рода связи всех участников общественного производства и трудовых отношений. К сожалению, позиции профсоюзов по этим вопросам слабо поддерживаются государством и предпринимательским корпусом. Рынок труда в его нынешнем виде не обеспечивает справедливой цены рабочей силы, а низкая цена труда часто преподносится желательным и устойчивым конкурентным преимуществом российской экономики. Между тем низкий уровень жизни населения и неблагополучие в сфере здравоохранения и образования не только не отвечают задачам повышения конкурентоспособности, а являются источниками рисков системного характера. Речь идет о высокой смертности и заболеваемости населения, низкой рождаемости и угрозе социальной конфронтации.
Россия теряет свое традиционно сильное конкурентное преимущество - высокий уровень образования, поскольку снижается доступ не только к качественному высшему, но даже к общему и первичному профессиональному образованию. Затянувшаяся тяжба между бизнесом и властью по поводу того, кто должен готовить кадры и финансировать профподготовку, прежде всего рабочих кадров, привела к развалу системы начального профессионального образования.
Четкой государственной концепции развития системы начального профессионального образования нет, а есть многочисленные проекты ее реформирования, которые фактически сводятся к поискам способов сокращения расходов. Во всяком случае, бюджеты колледжей и технических училищ обеспечиваются сегодня только на 30-40 %. Какие профессиональные знания может дать учащимся нищий преподаватель, использующий оборудование середины прошлого века?
К сожалению, мы видим нежелание или неспособность работодателей нести дополнительные финансовые и организационные издержки, связанные с профобучением молодежи. Правда, в обстановке настоящего голода на рабочие профессии компании вынуждены индивидуально решать проблему подготовки кадров, обращаясь к системе наставничества, восстанавливая корпоративные структуры подготовки кадров и повышения их квалификации, используя для этих целей коллективные договоры и соглашения. Так, Московское трехстороннее соглашение на 2005 г. содержит договоренность о финансировании (в размере не менее 2 % прибыли) мероприятий, направленных на повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку увольняемых работников и обеспечение их занятости. Трехсторонним соглашением Ленинградской области предусмотрены меры по развитию систем внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров, затраты на которые определены в размере не менее 2, 5 % ФОТ.
Но система подготовки кадров не должна состоять только из корпоративных схем, иначе не удастся реализовать индивидуальные склонности молодежи. К тому же это будет сдерживать здоровые миграционные процессы.
Считаем, что пора от дискуссий о сбережении людских ресурсов переходить к подготовке и утверждению конкретных программ.
А. Карачинский, президент компании "Информационные бизнес-системы", руководитель рабочей группы РСПП по реформе образования. Экономический рост обострил ощущение того, что рабочих рук не хватает. Организация в рамках РСПП рабочей группы по образованию - свидетельство того, что бизнес серьезно озабочен ситуацией с кадровым обеспечением.
Наша рабочая группа аккумулирует мнения представителей бизнеса по поводу:
профессиональных стандартов (профсоюзы справедливо критикуют разнобой в системах, применяемых в компаниях; бизнесу следует четко сформулировать, какие рабочие и специалисты ему нужны, какие именно знания они должны получить в период обучения);
определения контуров модели среднего профессионального образования;
возможностей сделать элитное образование доступным для способных и целеустремленных молодых людей, не имеющих богатых родителей (речь идет о разработке бизнесом и государством системы социальных кредитов на образование с минимальной процентной ставкой, что позволило бы будущим Ломоносовым учиться в лучших учебных заведениях страны (и возвратить эти кредиты через 10-15 лет).
Бизнес ждет от государства осознанной миграционной политики. Тем более что условия для повышения мобильности трудовых ресурсов (опыт быстрого строительства жилья, механизм ипотеки и т. п.) уже складываются. Мы убеждаем власть в необходимости создания проектов (и проведения экспериментов), связанных с перемещением людей. В частности, реализация предложения о свободных экономических зонах позволит получить первый опыт: создание предприятий будет сопровождаться строительством жилья для приезжающих из других регионов.
Очевидно, что многие сегодняшние проблемы можно было бы решить, используя разбросанные по территории страны уникальные трудовые ресурсы, оказавшиеся невостребованными после разрушения промышленности, в том числе оборонной.
Важно облегчить иммиграцию из Белоруссии и Украины: многие специалисты хотели бы приехать в Россию, где есть работа, понятен язык, в принципе та же культура. Тем не менее большинство трудовых мигрантов из этих государств выбирает Канаду, Австралию, иногда Германию, где существует порядок получения гражданства. Наш парламент принял закон о гражданстве, который просто закрыл страну для всех, и прежде всего для русскоязычных. Может быть, имеет смысл его пересмотреть или по крайней мере открыть какие-то специальные каналы для активных и трудоспособных зарубежных профессионалов, ученых и т. д.
Предоставляя крупным западным компаниям доступ на наши рынки, следует по примеру других государств не только получать с этих компаний деньги, но и брать с них обязательства по развитию стратегических для страны отраслей, созданию рабочих мест. Типичный пример - Индия: когда производится закупка, скажем, самолетов, в контракте непременно указывается количество рабочих мест, которые данная компания должна создать. Таким образом, часть денег, которые платит Индия за самолеты, остается внутри страны, а люди, работая, приобретают квалификацию. Такой практики у нас, к сожалению, нет.
Я. Кузьминов, ректор Высшей школы экономики. Проблемы профессионального образования, качества трудовых отношений и размеров оплаты труда тесно переплетены. Эта связь особенно четко прослеживается при анализе российской ситуации на фоне общемировых тенденций развития человеческого капитала. Каковы эти тенденции?
За последние 25-30 лет резко повысился социальный и профессиональный порог для людей, претендующих на какую бы то ни было карьеру. Если в 50-60-х годах многие - и в Советском Союзе, и в Европе, и в Соединенных Штатах - делали карьеру, не имея высшего образования, то сегодня его наличие - обязательное условие продвинутой социализации и вертикальной мобильности. С этим связан так называемый навес высшего образования, когда оно из профессионального становится во многом общим. А общее высшее образование тянет за собой повышенные запросы людей, которые не соглашаются на целый ряд рабочих мест: они отказываются от тяжелого физического труда, от непривлекательных работ в сфере услуг, непосредственно связанных с обслуживанием. Отсюда - иммиграционные процессы. У России в этом отношении свой ареал: в первую очередь страны СНГ и Китай.
Произошел сдвиг в сторону сферы услуг как традиционных, так и новых - интеллектуальных. Существенно выросла доля добавленной стоимости, создаваемой интеллектуальным трудом. При этом его главные носители в экономике - менеджеры и предприниматели. Сегодня эффективность, зависящая от предпринимательских и управленческих навыков, дает до 50 % разницы в рентабельности предприятий. Далее идут традиционные НИР и НИОКР, и наконец - образование и здравоохранение. Можно выделить также такую быстро растущую составляющую, как "индустрия впечатлений" (различные развлекательные учреждения, туризм и т. д.).
Все эти тенденции отмечаются и у нас. "Навес высшего образования" мешает находить людей для занятия непривлекательных рабочих мест, а застойно низкая цена труда в нерыночных секторах экономики ведет к сильнейшим деформациям на рынке труда и накоплению там избыточной рабочей силы на фоне серьезного дефицита работников в производственных секторах. И все это при очень низкой территориальной мобильности кадров.
У нас отсталая, закостеневшая структура профессионального образования, о чем свидетельствует хотя бы такой факт: доля сферы услуг на рынке труда - 60 %, а доля подготовки по соответствующим профессиям в системе начального и среднего профессионального образования - не более 20-22 %. Что касается ресурсного обеспечения образования, то оно находится на уровне 30-35 % от нормы, что в 7 раз меньше, чем в европейских странах.
Проводя по заданию Минобрнауки России экономический мониторинг образования, мы впервые осуществили развернутый опрос работодателей и выяснили долю затрат на обучение внутри предприятий. По нашим расчетам, их расходы на доучивание составляют до 40 % затрат на образование (частных, государственных). В 2004 г. на указанные цели израсходовано 500 млрд.руб. В других странах эта доля - 15-20 %. Потери предприятий из-за того, что они изначально не участвуют в системе образования, но потом вынуждены "вкладывать", достигают сегодня чудовищных цифр.
Бессмысленно бороться с перекосом в сторону высшего образования. Ни одна политика, которая идет вразрез с интересами и убеждениями людей (пусть даже ошибочными), не достигает своей цели. Поэтому представляется целесообразным максимально расширять зону того, что называется высшим образованием, выделяя в нем ключевой, элитный сектор (который реально обеспечивает инновации), предоставив ему особый режим государственной поддержки (как сделали китайцы). В противном случае мы (исходя из убежденности, что каждый желающий должен получить высшее образование) просто потеряем уникальность университетского образования.
Не менее важно структурно перестроить начальное профобразование. Сегодня в системе НПО гонятся за "тремя зайцами": дать профессиональную подготовку, полное среднее образование и еще увести с улицы социально неблагополучных детей. Но ни одна из целей не достигается. В ПТУ простым рабочим специальностям, на обучение которым вполне хватило бы трех-шести месяцев, отводится три года. Видимо, в этом случае следовало бы просто изъять компоненту полного общего образования. А те, кто хочет его получить (не более 25 % учащихся ПТУ), могут это сделать в вечерних школах (как прежде в СССР).
На уровень национального проекта я бы вывел меры, направленные на повышение оплаты труда школьного учителя до 500 долл. в месяц к 2010 г., а преподавателя университета и специалиста в научной организации - до 10 тыс. долл. Именно это должно стать императивом. За меньшую плату хорошие кадры мы не наберем.
В целом же учебные заведения профобразования необходимо поместить в жесткую рыночную среду, где финансы следуют за студентом и не предоставляются лишь потому, что то или иное учебное заведение существует. А чтобы отсечь 10-15 % из них, явно не дающих качественного обучения, государству надо просто власть употребить. Саму же проверку качества профессионального образования следует осуществлять за пределами системы образования - под эгидой союзов работодателей (то есть аттестация кадров должна быть внешней).
С. Цырлин, заместитель генерального директора ОАО "Новолипецкий металлургический завод". То, что на крупных промышленных предприятиях (в том числе и на нашем комбинате) возник дефицит квалифицированных рабочих кадров, объясняется отнюдь не ухудшением демографической ситуации. Главной причиной кадровых проблем такого рода являются изменения в структуре региональной экономики и отсутствие гибкого управления всей цепочкой профессионального образования. Скажем, в Липецке при бурном росте строительства система профобразования оказалась не готовой дать рынку труда необходимое количество новых квалифицированных электриков. Строители стали переманивать их из промышленности
В структуре региональной занятости произошли существенные сдвиги: при стабильной численности населения и незначительной безработице (официально менее 1 %) занятость снизилась на 27 %. Уверен, что эти 27 % вовсе не покинули рынок труда, а переквалифицировались и попали в те отрасли, которые статистикой не охвачены.
Думаю, не стоит переоценивать роль демографических факторов. После очередного отчета Росстата в обществе с новой силой разгорелись дебаты по поводу вымирания нации. Ссылаются и на цифру ООН - 100 млн. жителей России в 2050 г. Есть и еще более мрачные прогнозы. Хотел бы обратить внимание на то, что методология, которая при этом использовалась, основана на банальной экстраполяции. Между тем стоит оценить, что реально сделали и что могут сделать государство и бизнес для стимулирования рождаемости, сокращения смертности (особенно трудоспособного населения). Государственные пособия на детей - мизерные. И даже такие богатые предприятия, как наш комбинат, доплачивают всего 200-300 руб. в месяц. Можно ли быстро изменить эту ситуацию? Уверен, что можно. Для этого повышение рождаемости надо сделать государственным приоритетом, дать широкомасштабную социальную рекламу, выделить средства, вернуть налог на бездетность И уверен, через пять лет ситуация с рождаемостью изменится существенно.
Другой способ увеличить численность населения страны - создать благоприятные условия для иммигрантов. Никто не знает, сколько их у нас живет и трудится неофициально. Если их пересчитать и предоставить статус, то, вероятно, никакого снижения численности и не произошло. Облегчив условия регистрации иммигрантов, мы обеспечим необходимый их приток. Но и здесь не надо суетиться и всемерно форсировать процесс. Стоит взвесить: так ли нам нужны миллионы иммигрантов? Ответ далеко не очевиден, поскольку есть и другие источники экономического роста, а именно - улучшение организации труда и повышение его производительности.
Производительность труда в отдельных отраслях экономики составляет лишь 20-30 % от соответствующих западных показателей, а значит, приблизившись к ним хотя бы наполовину, численность занятых в этих отраслях можно сократить не на проценты, а в разы. Все мы должны неустанно работать над повышением производительности и, смирив гордыню, признать, что организация труда у нас совершенно не эффективна.
О. Голодец, заместитель генерального директора ОАО "ГМК "Норильский никель". На предприятиях компании в Норильске из 58 тыс. работников 20 тыс. трудятся на должностях, требующих высшего образования, остальные - рабочие. С их профессиональной подготовки я и начну, подчеркнув сразу, что это не только и не столько получение знаний и умений по той или иной профессии, сколько, прежде всего, социализация человека. К сожалению, у нас вопросы социальной подготовленности человека трудиться в промышленной компании часто уходят на второй план. Между тем из-за резкой потери престижа рабочих профессий страдает и общество, и люди, пополняющие ряды псевдоюристов, псевдоэкономистов и др., которыми наводнен рынок.
Мы начали осуществлять программу с веселым названием "Никелька". В ее рамках помимо организации различных форм обучения (курсов, школ и т. п.), предусматривается выпуск книг, посвященных рабочим профессиям, проведение конкурса "Дорога в завтра", который охватывает детей тех, кто работает на предприятиях "Норильского никеля". Ребята рассказывают о профессиях своих родителей, а значит, подробно расспрашивают их об этом. На уровне семьи и родственных связей проходит своего рода профориентация. В ПТУ они еще больше сближаются с производственной средой, поскольку училища так или иначе связаны с выполнением заказов крупных предприятий, в том числе "Норильского никеля".
Проблема социализации состоит и собственно в профессиональном образовании. Выучить на электрика 16-летнего учащегося несложно. Но на предприятии такой человек, не окрепший социально, а иногда и физически, еще не готов к работе, что создает огромные проблемы и для производства, и для него самого: конфликтные ситуации возникают на пустом месте. Очевидно, неслучайно, что на Западе люди с рабочими профессиями приходят на предприятия в возрасте 21 года и старше. Поэтому вопрос о соотношении системы профессионального образования и системы среднего общего образования нельзя решать вне гуманитарного контекста. Работать на производстве с 16-17-летними очень сложно.
Мы ищем формы взаимодействия с ПТУ. В частности, реализуется программа "Рабочая смена", по которой около 550 ребят из ПТУ каждый год приходят на наше предприятие и в порядке длительной практики работают под руководством наставников, знакомятся с технологиями, посещают внутрикорпоративные курсы.
Целесообразно привлечь экспертов, чтобы определить будущее профессионально-технического образования, изменить подход к определению специальностей, укрупнив их (пока же, к примеру, принятому в мире понятию "шахтер" у нас соответствует шесть специальностей).
На предприятия Норильска ежегодно приходит около 700 человек с дипломами о высшем образовании. Их дообучение занимает не три-четыре месяца, а восемь, серьезно увеличивая издержки производства. Поэтому мы пошли по пути заключения договоров с вузами (их 14), которые учитывают особенности нашего предприятия в своих учебных планах, то есть начинаем работать на опережение. Подобную практику, видимо, нужно вводить повсеместно. Но не у всякого работодателя хватает на это сил и организационных возможностей. Было бы хорошо, если бы РСПП взял это направление под свой контроль, помог наладить и скоординировать связи предприятий с вузами, организовав обновление или корректировку программ.
Я не согласна с теми, кто говорит: хорошо, если вуз будет работать по заказу работодателя. В этом есть огромный риск. В вузах сосредоточена научная элита России, и было бы непростительно ограничивать их работу сиюминутными задачами. Как раз вузы, ориентируясь на перспективу, должны задавать более высокую планку - готовить специалистов на перспективу. Важно найти оптимальное взаимодействие предприятий с системой образования, чтобы потенциал высших учебных заведений давал импульс развитию промышленного производства.
А. Фурсенко, министр образования и науки РФ. Сегодня в России 3, 2 тыс. вузов вместе с филиалами, то есть в 5 раз больше, чем было в Советском Союзе; студентов - в 2, 5 раза больше, чем в 1990 г. Выросло число студентов, которые учатся бесплатно (за счет бюджета). Мифом является уход государства из образования и то, что тяга к нему снижается. Более того, можно сказать, что мы живем в эпоху всеобщего высшего образования, правда, при очень существенном падении его качества. Конечно, в России есть и будут вузы-лидеры, которые по самым жестким меркам заслуживают высокой оценки и мирового признания. Но речь не о них.
Проблема качества возникает на самом первом этапе - при приеме абитуриентов. Мы считаем, что ни при каких обстоятельствах нельзя в институты принимать двоечников. Следует установить своего рода фильтр: проверять качество подготовки с помощью системы ЕГЭ или какой-то другой общероссийской системы. Человек, недобравший баллы, не должен приниматься в вуз - ни на платные, ни на бесплатные места. Не менее остро, чем проблема абитуриентов, стоит проблема качества подготовки выпускников вузов и их структуры по специальностям. И обе они во многом являются следствием коррупции.
Есть разные подходы к борьбе с такими явлениями - административные и рыночные. В первом случае мы используем лицензирование. Уже достаточно давно лицензии не выдаем; более того, год с лишним, как начали часть лицензий изымать, направляя соответствующие предписания. Такой способ борьбы за качество в целом все вроде бы поддерживают, но как только переходим к частностям, начинается сильнейшее лоббирование сохранения каждого филиала, каждого вуза, каждой специальности. В ход идет самая изощренная аргументация, вплоть до обвинений "проклятых бюрократов", которые лишают людей возможности получить образование.
В такой социально значимой сфере, как образование, рынок в полном объеме все вопросы решить не может, тем более на огромных и разнообразных территориях страны.
Повышать качество образования необходимо при активном участии бизнес-сообщества - с его экспертизой того, что надо. Большую роль могло бы сыграть улучшение состояния информационной базы по вопросам, связанным с перспективами развития экономики вообще и конкретными отраслевыми прогнозами.
Я поддерживаю позицию О. Голодец об образовании как институте социализации. Исходя из этого можно говорить не только о целесообразности, но и о необходимости обязательного полного образования. На этой стартовой площадке гораздо легче решать и другие проблемы подготовки кадров.
В чем же главная сложность реализации тех задач, которые вроде бы для всех очевидны? Дело в том, что система образования на сегодняшний день не является открытой. Во всяком случае, в высшем образовании сформировалась замкнутая система. Но если система единолично определяет свои ориентиры и выставляет себе оценки, она загнивает. Единственный выход - сделать систему ориентированной на интересы общества, которое и будет формулировать ей задачи. Такого рода "внешний заказ" необходим на всех уровнях. Экономика и гражданское общество должны выступать заказчиками по отношению к профессиональному образованию (в том числе высшему); экономика и вуз - по отношению к школе, а она, в свою очередь, - к дошкольным учреждениям.
К сожалению, на сегодняшний день готовность бизнеса к стратегическому анализу и выработке предложений системе образования явно недостаточна. Когда мы пытаемся выяснить, что представителям бизнеса надо от системы образования, то ответы получаем достаточно расплывчатые. Ясно одно: их не устраивает сегодняшняя вузовская подготовка.
Считаю, что серьезные перспективы - у двухуровневой системы образования. Необходимо развивать ее с учетом мнения потребителей.
Какие институты мы предлагаем для того, чтобы представители бизнеса могли в большей степени влиять на образование? Прежде всего - попечительские наблюдательные советы в вузах и школах. Подготовлен проект закона об участии работодателей в их деятельности на всех этапах образовательного процесса - начиная с прогнозирования ситуации на рынке труда и заканчивая оценкой вузов, их программ и образовательных технологий, а также выработкой профессиональных стандартов.
Так сложилось, что любая информация и проекты, выходящие из Минобрнауки, сегодня встречаются в штыки из-за всеобщего недоверия к предложениям чиновников. Если бизнес считает нужным внести какие-то изменения в систему образования, он должен создавать систему влияния на общественное мнение, а успешные предприниматели - непосредственно участвовать в образовательном процессе. Таких преподавателей студенты слушают с огромным интересом. Мы сделаем все возможное, чтобы открыть двери вузов для авторитетных представителей бизнеса.

(Продолжение следует)