Новые пять главных задач для школы. часть 2
Заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ Лев Любимов о дистанционном образовании и новых формах отношений вуза-школы.
Продолжение. Первая часть здесь .
Из того, что есть в СМИ по этой задаче, олимпиады и допобразование - это не развитие, а то, что давно есть. Новое - создание при 22 университетах (федеральных и НИУ) очных и дистанционных школ для одаренных детей. Это серьезная задача, реализация которой может помочь и школе и вузам, а главное не только талантливым, но и мотивированным детям. Однако, есть серьезные трудности для решения этой задачи.
Во-первых, идеология отношений вуз-школа (как она сложилась в последние 15 лет) - это идеология рекрутинга абитуриентов, в основном по коммерческим схемам. А указанная задача - это идеология развития абитуриента, то есть возможно более ранее выявление университетом одаренного (и мотивированного) ребенка, а затем создание ему условий развития и вглубь, и вширь, то есть условий "экстра развития". Такая идеология альтруистична и, увы, не очень вписывается в утилитарную ментальность наших университетов (пожалуй, кроме МГТУ им. Баумана и ВШЭ, а также МГУ). А из публикаций СМИ не видно, что такая деятельность университетов будет частью системы (то есть олимпиады + допобразование + "университетские дети"), ибо и олимпиады и допобразование - это институты (институции), являющиеся государственными частями государственной образовательной системы со своим государственным финансированием, со своей организацией, со своими механизмами ответственности и т.д.
А "университетские дети"- это пока в основном мечта об общественном (не государственном) институте, которая то ли сбудется в отдельно взятых вузах, то ли нет. Да, у ректоров МГУ, МГГУ и ВШЭ хватает (и, надеюсь, хватит) альтруизма что-то в этой области делать, но ведь это не 22, а всего 3 вуза. А разве одаренных детей нет в Рязани, Туле, Твери, Ярославле, Тамбове и т.д. и т.д.? Что делать с ними, учитывая, что в этих городах ни федеральных, ни национальных исследовательских университетов нет? Поэтому олимпиады пока будут везде (они и были), и дворцы пионеров тоже будут везде (они и были), а "университетские дети"будут "кое-где". Но это ведь не часть системы. А тогда в чем состоит развитие системы (поддержки талантливых детей)? Конечно, мы будем с нетерпением ждать новостей о деталях этой идеи "развития системы поддержки талантливых детей". И тогда обсудим ее реальность.
Во-вторых, не вызвавший у меня никакой симпатии новый телесериал "Школа"кое-что показал в стиле ню, то есть без розовых одежд. В частности, как в школах "любят""не таких, как мы", к которым относятся и маленькие эйнштейны, и инвалиды. У нас инклюзивность пока не получается ни там, ни здесь. Но если этим 22 вузам дадут свои школы-интернаты, дадут финансирование и права (как в случае с новыми стандартами высшего образования, то есть право учить по своим стандартам), то у этой идеи появится перспектива. Однако подобная передача - процесс очень сложный. У средней школы учредитель только один - муниципальная власть. Исключение - три-четыре школы во всей России, получившие официальный статус "при"(МГУ, МГГУ, НТУ) еще при советской власти. А пермский лицей "№"10 "при"ВШЭ в Перми - это дитя "внебрачное"и "неправомочное", дитя по любви. Может быть, теперь что-то изменится.
заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ