Неотложная помощь без надежды на успех
Первые слухи о надвигающейся реформе системы образования появились еще весной. 16 июля Виктор Черномырдин подписал распоряжение № 1000-р о создании комиссии "по подготовке проекта концепции очередного этапа реформирования системы образования". Председателем комиссии был назначен вице-премьер, министр труда и социального развития Олег Сысуев, его заместителем - министр общего и профессионального образования РФ Владимир Кинелев.
Согласно постановлению, комиссия должна была представить проект концепции в правительство до 1 ноября.
Партия сказала: "Надо!"
Образовательная реформа столь же необходима, как армейская или жилищно-коммунальная. Однако очевидно, что, назначая комиссию, правительство руководствовалось не столько заботой о школьниках и студентах, сколько другим, менее благородным мотивом: сэкономить на образовании как можно больше.
Новую концепцию предстояло разработать в рекордно короткие сроки. За месяц требовалось написать текст, затем за два с половиной месяца обсудить его с общественностью, доработать и сдать, что, по мнению специалистов, просто нереально.
Непонятно, по какому принципу подбирали членов комиссии (38 человек плюс председатель). Изначально было известно, что в концепции речь пойдет прежде всего о среднем образовании. Однако на одного директора школы (Евгений Ямбург, московская школа № 109) и одного директора техникума (Олег Рощин, московский технический колледж) в комиссии приходится одиннадцать ректоров высших учебных заведений. О проблемах. школы последние, как правило, знают понаслышке.
Что касается рабочей группы (тех, кто непосредственно разрабатывает документ), то она должна была быть "сборной России по образованию". Во главе предполагались люди, авторитет которых в профессиональной сфере несомненен. Однако три человека, возглавившие рабочую группу, таким авторитетом не обладают. Министр Владимир Кинелев, по мнению многих специалистов, далек от проблем среднего образования: он всю жизнь проработал в системе высшей школы, с 1993 года руководил Госкомвузом и объединенное министерство возглавил лишь год назад. Два других руководителя - Эдуард Днепров (бывший министр образования, ныне советник руководителя администрации президента) и Александр Адамский (обозреватель газеты "Первое сентября") тоже не тянут на роль лидеров хотя бы потому, что отношения со многими разработчиками у них в высшей степени сложные.
Первая часть правительственного задания была выполнена в срок. Разработчики (те, кого сумели найти в разгар лета) собрались в пансионате под Москвой, провели несколько семинаров по заранее известным темам, и уже в середине августа проект концепции опубликовала профильная печать
Что получилось? Появление текста, вызвало в среде профессионалов легкий шок - это видно и по публикациям в педагогических изданиях, и по отзывам отдельных специалистов. Что касается рядовых учителей и большинства директоров, то о концепции узнали лишь те, кому в руки попался соответствующий номер "Учительской газеты" или "Первого сентября".
Большинство постулатов концепции донельзя расплывчаты. Например, главной задачей проектно-экспериментального этапа реформы с 1998 по 2000 год считается "ориентация системы образования на реализацию общенациональных интересов России, ее конкурентоспособности на мировых рынках труда и цивилизованной конкурентоспособности ее населения в структурах становящегося глобального миропорядка". На новом этапе реформы предложено "разработать принципы и подходы взаимодействия всех уровней власти и управления как по вертикали, так и по горизонтали через определение полномочий, разграничение компетенции и ответственности разных ведомств в вопросах охраны и укрепления здоровья детей..." И далее в том же духе.
Впрочем, сформулированы и некоторые конкретные задачи, которые школе предлагается решить в ближайшее время. В частности, опираясь на данные медиков (согласно которым 90 процентов школьников имеют отклонения физического и психического здоровья), разработчики предлагают сократить обязательную аудиторную нагрузку на 10-20 процентов. Также предлагается доработать стандарты среднего и высшего образования, постепенно заменить вступительные экзамены в вузы системой национального тестирования и прочее.
Очевидно, что итоговый документ написан наспех - возможно, одним-двумя людьми. Так, часть текста концепции полностью повторяет доклад Эдуарда Днепрова на одном из семинаров. "Стиль работы Эдуарда Дмитриевича легко угадывается, - говорит член-корреспондент Российской академии образования (РАО), работавший с Днепровым в его бытность министром. - Он всегда так делал: собирал специалистов, выслушивал их мнения, потом всех выгонял и сам писал итоговый текст".
"Такая работа не делается за месяц! - говорит директор Московского института развития образовательных систем (МИРОС) Александр Абрамов. - Прежде чем писать концепции, давайте ответим на вопрос, каким должно быть содержание образования. Ведь то, чему учат в школе сейчас - это видоизмененное советское образование. В министерстве говорят: здоровье детей ухудшается - давайте уменьшим нагрузку. И начинают сокращать программы. В результате образование получается усеченным". Александр Абрамов прекрасно понимает, о чем говорит: по его учебнику "Алгебра и начала анализа" для 10 -11 классов проучилось не одно поколение школьников. По мнению Абрамова, для того чтобы сокращать часы математики в школе, нужно разработать принципиально другой, "общекультурный" курс (цель которого - дать общее представление о предмете, а не готовить профессиональных математиков). Это касается и многих других дисциплин. Но на разработку потребуется не один год. А в концепции ни слова нет об изменении содержания образования!
В то время как и директора, и учителя о реформах знают лишь понаслышке, в высших сферах власти разгорается борьба за лидерство в предстоящих реформах. Обострились конфликты в Российской академии образования (РАО) и в Министерстве образования. Академия готовится к выборам президента, которые предстоят в конце октября. В кулуарах министерства ходят слухи о предстоящей отставке министра, за место которого уже ведут борьбу его заместители.
Альтернатива
В начале сентября в "Учительской газете" была опубликована аналитическая записка "Концепция организационно-экономической реформы системы образования России". В числе авторов - три замминистра: Александр Асмолов, Александр Тихонов (Министерство образования) и Михаил Дмитриев (Министерство труда и социального развития). В тексте намечены прежде всего экономические меры, которые авторы рекомендуют реализовать в ходе реформы. Так, например, разработчики считают, что школы должны получить статус юридического лица, что учебные заведения, школы и вузы, должны перейти на "нормативное подушевое финансирование" (сколько учеников или студентов пришло, столько денег и выделено). Наиболее интересна концепция многоучредительства учебных заведений (учредителем является не только государство, но и ведомства, коммерческие структуры и пр.).
На прошлой неделе авторы альтернативной концепции пригласили журналистов на пресс-конференцию в Высшую школу экономики. Однако ни Асмолов, ни Тихонов, ни Дмитриев перед аудиторией не появились (Асмолов находился в этот момент в здании, но в пресс-конференции участвовать не стал). Вместо них выступили два других разработчика концепции - ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и доцент той же школы Татьяна Клячко. Рассказав об основных положениях концепции, они отметили, что текст был заказан, а недавно и одобрен Комиссией по экономической реформе, председателем которой является Анатолий Чубайс.
Осталось неясным, как согласуется "асмоловская" концепция с "кинелевской". Ярослав Кузьминов объяснил, что обе концепции вполне могут сосуществовать и опроверг слухи о конфликтах Кинелева с его заместителями, сказав, что их "распространяют отдельные журналисты".
Тем не менее противостояние разных точек зрения на реформу очевидно. В распоряжении "Итогов" оказались материалы исследований, сделанных для правительственной комиссии консалтинговым агентством "Проконтакт". Авторы исследования пишут: "Предложенный группой В. Кинелева, Э. Днепрова, А. Адамского документ... оценивается как декларативный, абстрактный (демагогический) и несистемный. При его прочтении трудно поверить в то, что его разрабатывали люди, разбирающиеся в проблемах образовательной системы". Оценка "асмоловской" концепции диаметрально противоположна: "Полностью исключены иллюзии, абстракции, витиеватости и фантазии. Напротив, в ней отчетливо обозначены проблемы, даны жесткие оценки состояния дел, четко определены цели и сделана попытка системного проектирования задач реформирования системы. Все это является признаками профессиональности".
No pasaran
На 19 сентября было назначено заседание правительственной комиссии по образовательной реформе, на котором ее члены должны были обсудить текст первой концепции. Заседание не состоялось, и никаких решений по поводу дальнейших действий принято не было. По данным "Итогов", срок сдачи концепции в правительство был перенесен на начало декабря.
Тем не менее в тот ж день, 19 сентября, на обе концепции отреагировала Госдума. В постановлении № 1729 - II ГД было рекомендовано обсуждать лишь проекты, утвержденные правительственной комиссией. "Обе предложенные концепции - инициативные, - говорит председатель Комитета по образованию и науке Иван Мельников. - Поэтому обсуждать их с широкой общественностью бессмысленно. Пусть правительственная комиссия подготовит официальный проект. После этого его можно обсуждать - проводить научные конференции, парламентские слушания и так далее. Затем комиссия учтет замечания, доработает проект и представит его в правительство".
Кроме того, депутаты постановили сохранить статус-кво до того, как та или иная концепция официально вступит в силу. Между тем Министерство образования уже воплотило в жизнь некоторые положения "кинелевской" концепции. Так, в начале года во все российские школы поступил новый учебный план, где обязательная нагрузка, как и предусмотрено "кинелевской" концепцией, сокращена на 10-20 процентов.
Несмотря на отказ обсуждать "инициативные" документы, 22 сентября думский Комитет по образованию и науке направил письмо № 3.5-917 на имя Владимира Кинелева. В письме депутаты изложили свою точку зрения по поводу обеих концепций. К "кинелевскому" тексту депутаты отнеслись лояльно, отметив, что, <оставляя немало вопросов, он не содержит прямых противоречий законодательству, в целом представляет собой основу для дальнейших дискуссий в правительстве и Госдуме".
"Асмоловский" текст думцы сочли неприемлемым, поскольку он "противоречит действующему законодательству по ряду позиций". В частности, депутаты считают, что идея подушевого финансирования противоречит закону об образовании. Иван Мельников пояснил, что концепция фактически дает право на государственный образовательный "кредит" всем выпускникам школы, в том числе и тем, кто предпочел негосударственные вузы. "Такое финансирование приведет к перераспределению средств в пользу элитарных и негосударственных вузов, - считает он. - Мы потеряем нашу техническую школу. Развалятся периферийные вузы - ведь все захотят учиться в столицах".
Депутаты также сочли незаконным положение о многоучредительстве, которое "представляет собой скрытую форму приватизации". Проект концепции многоучредительства Дума провалила еще в начале 90-х годов - его сторонниками были и остались, в частности, ректор РГГУ Юрий Афанасьев, ректор МЭСИ Владимир Тихомиров и даже министр Владимир Кинелев. Однако, открыто выступив против реанимирования концепции, председатель думского комитета выразил точку зрения не только большинства депутатов. За спиной Ивана Мельникова, доцента мехмата МГУ, стоит Виктор Садовничий - игрок гораздо более могущественный, чем Кинелев и все его заместители вместе взятые. Садовничий - президент Союза ректоров - был самым ярым противником концепции многоучредительства, и его точку зрения разделяет подавляющее большинство ректорского корпуса. Очевидно, что Союз ректоров не допустит принятия "асмоловской" концепции в ее нынешнем виде. Чтобы удовлетворять и депутатов, и ректоров, авторам придется пересмотреть многие положения текста.
Впрочем, есть принципиально иной взгляд на реформу. "Оба документа умрут бесславно, - считает Александр Абрамов. -Они слишком далеки от интересов учителей и родителей. И чтобы избежать дополнительных приключений, правительство должно сделать нетривиальный ход. Следует признать, что заказ был несвоевременным, что разработка концепции требует напряженной работы многих специалистов и что есть механизм, который позволил бы эту работу организовать. Нужно назначить съезд работников образования (последний раз он проводился в 1988 году. - "Итоги"). До съезда должно пройти как минимум десять месяцев - для подготовки документов и предварительного обсуждения проблем. Обратитесь к нашей истории: образовательным реформам 60 -70-х годов предшествовала серьезная подготовка. Поэтому им сопутствовал успех. Не нужно спешить неизвестно куда и устраивать очередной эксперимент в особо крупных размерах".
Идею проведения съезда работников образования разделяют и другие специалисты, в том числе Иван Мельников. Но весьма вероятно, что никто не захочет признавать ошибку, и правительство после долгих мытарств примет некий программный документ - скорее всего это будет компиляция "асмоловской" и "кинелевской" концепций.
Возможен и другой вариант: "кинелевская" концепция будет отвергнута, и правительство отдаст предпочтение более радикальным мерам, предлагаемым группой Асмолова. За этим может последовать череда отставок, и Олегу Сысуеву придется "сдать" Кинелева. И в первом, и во втором случае работа над текстом растянется на неопределенный срок. Пройдя через правительство, документ застрянет в Думе. Сколько времени пройдет до его принятия и будет ли он принят вообще, остается только гадать.
P.S. Тем временем правительство ведет себя так, словно реформа уже проведена и пути экономии найдены. В представленном проекте федерального бюджета на 1998 год расходы на образование сокращаются по сравнению с 1997 годом на 12 процентов. Выделяемая сумма в 16 250, 1 миллиона рублей (с учетом деноминации) составляет одну четвертую часть от расчетной суммы, соответствующей нормам действующего законодательства. В проекте Налогового кодекса РФ отменены налоговые льготы для учебных заведений. Образовательная деятельность не отнесена к неэкономической - сокращены льготы по налогообложению, на землепользование, стипендии, приобретение книги оборудования.