Проблемы известны, а достижения - не очень
Лев Любимов о проблемах в сфере образования
Появление статьи В.В. Путина "Строительство справедливости. Социальная политика для России" должно с надеждой восприниматься в нашей стране, где социальная справедливость разрушалась все последние годы, создавался огромный разрыв в доходах, доступ к качественному образованию и здравоохранению получали более богатые и т.д. Видимо, к сегодняшнему времени "слегка" поняли, что переборщили. У меня лично "болит" образование и поэтому остановлюсь на этой отрасли.
Автор статьи сосредоточился на болезненных проблемах, оставив в стороне достижения (которые, честно говоря, мне вообще неизвестны). Обязан решительно согласиться с императивной актуальностью решения таких задач, как очереди в детских садах, восстановление (лучше было бы еще и быстрое развитие) дополнительного образования, обновление программ и методов работы школы, наведение порядка (неплохо бы и повышение) в стипендиальном обеспечении, совершенствование системы ЕГЭ (хотя системы-то как раз и нет, есть просто ЕГЭ), создание прикладного бакалавриата, наведение порядка в вузовской системе.
Теперь о трудностях в решении некоторых проблем. Начнем с простейшего - с заработной платы. Не уверен, что зарплата учителей доведена до "средней по больнице" (мы ведь мастера отчитываться и статистику выдавать за успехи), да и В.В. Путин считает абстракцией то, что "можно найти в статистическом справочнике". Но то, что лишь в 2012 году (с 1 сентября) зарплата профессоров (!) тоже будет доведена до "средней по больнице" (!), вызывает вопросы. А разве в предыдущие годы приоритетнее было повышать во много раз зарплату миллионам чиновников, а не профессуре? Почему профессуре в последнюю очередь? Это и есть ее место в приоритетах нынешней власти?
Лейтенант полиции нужнее и полезнее профессора? Да и обещанные 200% через 6 лет - это как раз и будет нынешний (!) уровень лейтенанта (даже сержанта).
Обеспечить социальное равенство в получении общего образования вряд ли возможно, ибо оно существует лишь в идеале, а создается (стремится к нему) с двух сторон. Одна сторона - государство. Оно должно создавать равенство возможностей как свой вклад в этот идеал. А другая сторона - семья и учащийся. Как говорил Дж. М. Кейнс: "Можно подвести лошадь к воде, но нельзя заставить ее пить". Вклад семьи и учащегося - ответственность и усердие. Если этого вклада нет, то нет и идеала. И за "весь" идеал, т.е. обе стороны, государство (и налогоплательщик) отвечать не должно. Конкретнее: есть длинный ряд вполне благополучных стран, где и 20%, и 25% учащихся заканчивают школу без аттестата (диплома). И нам нужно "инсталлировать" ответственность семьи и учащихся за "неответственность" и "неусердие", а не вводить нижние зачетные пороги для ЕГЭ в 20 баллов из 100. 20 баллов за аттестат, а дальше 20 тыс. рублей в год за университетский диплом в районном поселке в каком-нибудь "учебном центре", с позволения сказать, университета - вот стартовая карьерная траектория такой "неответственности", "не усердия". Зачем нам это?
Да, в России есть несколько тысяч школ, где учатся усердные (и способные) дети из ответственных семей. В этих школах есть помимо государства и семьи третий вкладчик - талант, творчество и огромные трудовые перегрузки педагогов и администраторов. Не эти школы нужно опускать до уровня указанных В.В. Путиным "школ с устойчиво низкими результатами обучения", а в этих последних поднимать уровень. Не "богатых" делать беднее, а "бедных" более богатыми - в этом строительство (а не разрушение) справедливости.
С удовольствием отметил отсутствие в данной статье критики нового поколения школьных стандартов. Уже начавшие действовать во многих школах стандарты начальной школы вызывают волну весьма позитивных откликов. А инновационный стандарт старшей ступени "завис" в руках его злейших друзей. И здесь нужно было бы вмешательство "сильной руки", ибо по этому стандарту эффективной альтернативы нет. А немереная ругань в его адрес в 2010- 2011 годах - это реакция той значительной части образовательного сообщества, которая не хочет никаких реформ. Это и реакция наших подстрекательских СМИ - серьезного виновника подрыва и назревших в образовании реформ, и репутации педагогической профессии.
Словом, нужно довести до введения в жизнь всей линейки новых школьных стандартов. Однако в этом плане в статье В.В. Путина напрасно обойдена критическая проблема кадров школьного образования. В этом деле по-прежнему нет никаких достижений, а провалы только усугубляются. Нет единой долгосрочной и, главное, отвечающей идеям новых стандартов государственной политики в области педагогических кадров. Есть только надоевшая риторика о необходимости перемен, но с имплицитными реверансами в адрес тех, кто "реализует" и отстаивает провалы. Идея свободного ваучера для регулярного повышения квалификации учителя тоже "зависла". И будет "висеть", пока существуют всеми учителями проклинаемые институты повышения квалификации: именно в них и будут загонять учителей вместе с их ваучерами чиновники.
В статье опять повторяется идея совершенствования ЕГЭ.
До сих пор ЕГЭ "совершенствовали" только в смысле опускания зачетной планки и снижения планки КИМов. Не нужно "совершенствовать" ЕГЭ, нужно создавать атмосферу ответственности в школе у всех - учителей, директоров, учащихся, родителей. О том, что русский народ всегда не очень чтил ответственность, много писал еще Н.А. Бердяев. ЕГЭ в 11-м классе будет полностью эффективным тогда, когда независимая оценка знаний будет сопровождать школьника и учителя постоянно и во все школьные годы. Тогда ЕГЭ станет образом жизни - ответственной жизни.
О тезисах статьи по вузовской системе попробую высказаться в следующей своей статье. А в этой в заключение отмечу, что по набору идей статья В.В. Путина - краткий и серьезный перечень того, что предлагалось в последние 11 лет. Начиная со Стратегии, создававшейся в 2000 году в Центре стратегических разработок, и кончая тем, что предложено группой по вопросам образования в Стратегии 2020 года. За эти 11 лет, если верить международным мониторингам, наши 10-летние дети все-таки остались одними из лучших в мире (все же хороших детей мы по-прежнему рожаем), а 15-летние скатились уже до 43-го места. Этот индикатор "достижений" нашей школы как "пепел Клааса" стучит в сердцах всех, кто понимает значение образования для судеб России.