Бизнес льготы не берет
Впервые в нашей стране эксперты Государственного университета — Высшей школы экономики оценили разные модели инновационного поведения компаний. Сегодня это исследование будет представлено на первой франко-российской научно-практической конференции «Экономика, политика, общество: новые вызовы, новые возможности».
Как выяснилось, технологическими инновациями в России занимается только 10 процентов предприятий. А шанс стать конкурентоспособными на мировых рынках имеют пока менее одного процента компаний, подсчитали в Государственном университете — Высшей школе экономики. Об этом в интервью «РГ» рассказал первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ Леонид Гохберг.
Российская газета | В вашем исследовании российской промышленности поставлен неутешительный диагноз. А методы лечения вы предлагаете?
Леонид Гохберг | Сегодня на этот вопрос попытаются ответить участники секции по инновациям и науке в рамках конференции, которую проводит Государственный университет — Высшая школа экономики совместно с консорциумом французских университетов. Поиск новых моделей инновационной политики идет сегодня во всех развитых странах. При этом работы, подобные тем, что подготовлены нашими учеными, рассматриваются как база для формирования так называемой доказательной инновационной политики. А ее задача как раз и состоит в том, чтобы включить механизмы активизации инновационной деятельности в реальном секторе экономики.
РГ | И как это можно сделать?
Гохберг | Проблема российской инновационной политики состоит в том, что, с одной стороны, у нас, формально говоря, есть почти весь набор инструментов, существующих в развитых странах — налоговые льготы, технопарки, особые экономические зоны. Но содержание этих механизмов в российской и в международной практике совершенно разное. Я это называю инфляцией понятий. Деятельность технопарков нередко оборачивается сдачей в аренду помещений, в особых экономических зонах мало реальной инновационной активности, за налоговыми льготами предприятия не обращаются, потому что не могут доказать свою инновационность.
С другой стороны, эти инструменты не образуют целостную систему. Меры поддержки не всегда принимаются вовремя и не всегда адекватны существующим вызовам. Существует масса барьеров между различными участниками инновационной системы — наукой и вузами, наукой и производством. Наконец, инновационная политика должна быть единой. А ведомства не всегда взаимодействуют между собой и иногда принимают противоречивые решения. Скажем, был принят закон, наделивший вузы и научные учреждения правом создавать малые инновационные предприятия. Им разрешено вносить в их уставной капитал свои средства. Но параллельно делать это запрещает Бюджетный кодекс. И многие вузы воспользоваться законом не могут. А если со следующего года они преобразуются в автономные учреждения, то закон о малых инновационных предприятиях на них распространяться уже не будет.
РГ | Однако фундаментальной науке грех жаловаться: за десять лет бюджетные затраты на нее выросли в четыре раза. По этому показателю Россия устойчиво входит в первую семерку стран.
Гохберг | Все так. Но на фоне довольно интенсивного роста бюджетных затрат на науку публикационная активность стагнирует, а доля российских статей в международных журналах падает. Раньше мы были на седьмом месте, теперь — на четырнадцатом. Китай за тот же отрезок времени переместился с четырнадцатого места на второе. Нас обогнала отстававшая раньше Испания, почти вплотную к нашей позиции приблизились Бразилия, Польша, Бельгия, Швеция, Голландия. А публикационная активность — это, по сути, косвенный измеритель результативности фундаментальной науки.
РГ | То есть дело вовсе не в деньгах?
Гохберг | Принципиальная проблема для России — это весьма архаичная институциональная структура науки. 90 процентов расходов на исследования и разработки концентрируются в различных НИИ и КБ, а доля университетов и промышленных предприятий крайне мала. Такой структуры нет ни в одной развитой стране. При этом распределение средств осуществляется преимущественно по смете — пропорционально числу научных сотрудников независимо от результативности исследований и от того, чем они занимаются, и занимаются ли вообще исследованиями.
РГ | Минэкономразвития завершает подготовку стратегии инновационного развития России. Предполагается сместить господдержку от НИИ к конкретным исследовательским коллективам. Этого будет достаточно?
Гохберг | Здесь возникает несколько вопросов. Во-первых, что делать с остальной частью этих НИИ? У нас в стране более 2 тысяч государственных научных учреждений. Во-вторых, насколько устойчивы и жизнеспособны будут «избранные» коллективы? Ведь юридическим лицом является институт в целом, где существует определенная инфраструктура.
Кстати, есть еще предложение финансировать отдельные научные «команды» специальным образом, наделив их статусом федеральных лабораторий. Но не означает ли это, что мы соглашаемся с тем, что остальную часть ресурсов можно тратить, не задумываясь о результатах? Одна из точек зрения — рассмотреть возможность создания рамочных исследовательских центров, специализированных в разных областях науки, где могут концентрироваться передовые лаборатории, предоставлять им оборудование, помещения, инфраструктуру. Но тогда придется сломать и затем построить заново всю структуру российской науки. И пока здесь вопросов больше, чем ответов. Возможно, часть из них мы получим на конференции.
РГ | На какие еще вопросы поможет ответить конференция?
Гохберг | Есть очень серьезные исследования по макроэкономическому анализу и прогнозированию, институциональной экономике, финансовым рынкам. Будут очень сильные секции по экономике труда, по демографии, где представлены почти все ведущие исследователи в этой области. Целая серия докладов запланирована по общественному сектору. Будем говорить о проблемах государственного управления, об экономике образования. Применительно к экономике здравоохранения свои исследования представит созданный недавно в ГУ-ВШЭ институт.
На конференции ожидается участие 130 французских ученых, представителей академической элиты из самых разных университетов, исследовательских центров. И мы надеемся, что некоторые доклады могут стать базой для совместных исследований с французской стороной.
Справка «РГ»
По данным Высшей школы экономики, почти три четверти тех предприятий, которые считаются инновационными, на самом деле занимаются воспроизводством уже существующих технологических решений. 30 процентов осуществляют из них лишь технологические заимствования, приобретая за рубежом машины и оборудование. Еще 45 процентов имитируют инновации — покупают технологии в виде патентов или лицензий. Создают новые знания и пытаются конкурировать на российских рынках 8 процентов компаний. Инноваторов, которые ведут стратегию, позволяющую выходить на глобальный рынок, не более 7 процентов.