• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бертран Гобен "Кто создал Auchan, Atac, Leroy Merlin? Секреты семьи Мюлье"

Ведомости. 16 сентября 2008

Колонка "Новинки книжных развалов" газеты "Ведомости".
Ведущий колонки — доктор исторических наук, профессор ГУ-ВШЭ Андрей Кузьмичев.

Бертран Гобен "Кто создал Auchan, Atac, Leroy Merlin? Секреты семьи Мюлье"
АЛЬПИНА БИЗНЕС БУКС, 2008. 264 С.

В год семьи уместно напомнить читателю, что книг по семейному бизнесу издается крайне мало. Зато некоторые из них, в том числе и книга Бертрана Гобена, каждый раз заставляют по-новому взглянуть на бизнес, предпринимателей и даже деньги.

Один из членов семьи Мюлье, а их свыше 550 человек, так понимает суть бизнеса: "Деньги как навоз: когда они сложены большой кучей, она плохо пахнет, но разложенный на полях навоз позволяет собирать богатые урожаи".

Богатые урожаи семьи Мюлье в бизнесе способны поразить любого: в некоторых "магазинах через кассы ежедневно проходит до 20 000 человек, которые превращают эти "храмы торговли" в огромные машины по переработке денег". Робу Уолтону, сыну основателя Wal-Mart, попытавшемуся в конце ХХ в. купить лишь одно предприятие семьи — Auchan, отказали в покупке, и основатель компании Жерар Мюлье заявил компаньонам: "Если учесть, что каждые семь лет стоимость предприятия удваивается, ради лишних 100 млрд франков стоит подождать. И потом в любом случае, что мы будем делать с этими деньгами?" Секрет этой чудо-машины по зарабатыванию денег заключен, по мнению Гобена, в простой формуле успеха — семейном договоре "все во всех". Суть его в фундаментальном принципе, содержащемся в статье 8.6 устава холдингов Мюлье: "Все члены клана владеют долями во всех компаниях и в равной пропорции". "При этом в отличие от других семейных договоров, — уточняет Гобен, — Мюлье оговорили один дополнительный пункт: каждая компания остается независимой".

Организация семейного капитала Мюлье, как полагает автор, напоминает песочные часы: в нижней части — "компании семьи"; над ними — "два уровня холдингов, еще выше — семь головных структур (узкое горлышко между двумя частями песочных часов)"; в верхней части часов — "гражданские товарищества 550 членов семьи Мюлье, владеющие акциями головных структур".

Право переворачивать эти часы принадлежит семейному совету, избираемому раз в четыре года членами ассоциации семьи Мюлье. "Выборы носят важный стратегический характер, так как именно совет ассоциации определяет политику выплаты дивидендов в рамках договора "все во всех", — пишет Гобен. — Иначе говоря, именно совет через специально созданную комиссию устанавливает размер дивидендов, которые будут ежегодно выплачиваться акционерам, а значит, и размер сумм, которые останутся в активе компании и пойдут на финансирование развития".

Представители наследственного "акционерного коммунизма" неплохие филантропы — "по приблизительным подсчетам, общая сумма индивидуальных пожертвований разных Мюлье достигает 50 млн евро в год", — но и скептики тоже. "Меня пытаются убедить, что то, что сегодня стоит 100 евро, завтра будет стоить 120 и, возможно, 90 послезавтра! — воскликнул один из членов семьи. — Играть на бирже — все равно что просить свою дочь накрасить губы, обрезать юбку и ежедневно выставлять ее на тротуар по разной цене" .