Студенты-культурологи отправились в экспедицию на Кавказ, чтобы преодолеть стереотипы
Ростовская область, Дагестан, Калмыкия, Чечня — по такому маршруту проходила четвертая ежегодная автомобильная экспедиция «Культурные эффекты границы», организованная Школой культурологии НИУ ВШЭ. В течение двух недель студенты изучали особенности региональной культуры, общались с местными жителями, делали собственные исследования. По возвращении они рассказали новостной службе ВШЭ о самом древнем городе на территории РФ, различиях в одежде местных женщин и о том, каков на вкус жареный суслик.
Инициаторами проведения экспедиции были руководитель Школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной и академический руководитель магистерской программы «Прикладная культурология» Руслан Хестанов. Участников отбирали по конкурсу. Перед поездкой студенты самостоятельно сформировали гипотезы, которые планировали проверить в ходе путешествия. Авторы лучших заявок вошли в команду. Исследователей интересовали элементы сельской (традиционной) культуры в городской среде, народные художественные промыслы, музеи Северного Кавказа и многое другое.
По окончании экспедиции участники поездки должны оформить результаты своих исследований в эссе, а пока публикуем их впечатления.
На дагестанском рынке мы встретили женщину, пекущую лаваши. Увидев камеру, она попросила: «А вы можете меня снять и показать по телевизору в Москве? Чтобы все увидели, что мы здесь не такие дикари, как многие о нас думают». Конечно, основания для появления мифов о жителях регионов не беспочвенны, но мы вернулись из экспедиции с желанием делиться своими открытиями и ломать стереотипы. Признаемся, до поездки мы и сами были им подвержены.
Экспедиция оказалась полезна для нас не только как культурологов, исследователей, но и с общечеловеческой точки зрения. Провести две недели в компании из пятнадцати человек, где каждый со своим характером, проблемами, привычками — это хорошая школа. Одновременно учишься находить общий язык друг с другом и с незнакомыми людьми, которых встречаешь в пути.
Машина в нашей поездке — не просто удобный способ передвижения, но и мобильная исследовательская база. Здесь мы обсуждаем цели и задачи научных работ, разрабатываем вопросники для интервью с местными жителями. Наши научные руководители параллельно управляют автомобилем и ведут наши исследования.
Калмыкия и ее столица Элиста оставили самые яркие впечатления. Настоящий город шахмат. На центральной площади установлена доска, на ней — огромные фигуры. Экскурсию по городу для нас провела выпускница Высшей школы экономики, которая живет в Калмыкии.
Ночевка в открытом поле вошла в традицию наших экспедиций. В этот раз мы остановились в калмыцкой степи. Ночь на природе — время обсудить впечатления. Палатки и традиционное блюдо нашей экспедиции от Руслана Хестанова — коссуле. Это пища швейцарских охотников. А в нашей интерпретации — тушенка с консервированной фасолью и огромным количеством зелени и специй. Поверьте, это очень вкусно!
На калмыцком конно-спортивном празднике, посвященном Дню победы, развернулась ярмарка. Один из участников экспедиции попробовал жареного на мангале суслика, как выяснилось, костлявого и жилистого, не выдерживающего конкуренции с сочными бараньими ребрышками. Многие из нас до сих пор не могут забыть вкуса калмыцкого блюда с бараниной — бёрики (пельмени), а также борцоков (жареные булочки). А вот калмыцкий чай — травяной напиток с добавлением молока, сливочного масла, а иногда и соли с перцем, далеко не всем пришелся по вкусу.
Наверное, наиболее яркие впечатления остались после Дагестана, с поражающими воображение природными ландшафтами, национальным разнообразием и бережным отношением к культуре — народным промыслам, языкам и традициям.
Самое высокогорное село в Европе и самый южный населенный пункт России находится в Докузпаринском районе Дагестана и называется Куруш. Расположен он на высоте 2500 метров над уровнем моря. Дорога от Дербента проходит вдоль границы с Азербайджаном. Мы ехали по горному серпантину. Выглядываешь из окна, а перед глазами — вершины гор, тонущие в белом тумане. Не видно совсем ничего, но заезжать туда было совсем не страшно, шутили, будто это не облака, а сахарная вата. Но когда туман рассеялся, мы оказались выше облаков, а нас окружали заснеженные вершины гор. Нас в селе уже знали — разведка работает быстро :) А так как село находится в зоне пограничного контроля, пришлось ехать на погранзаставу и оформлять специальные документы. А чтобы ждать было не скучно, мы гонялись за огромной отарой горных овечек. Село небольшое, все друг друга знают, наш приезд стал целым событием, но встретили нас отлично. И экскурсию провели, и угостили знаменитым в тех краях вяленым мясом.
От села к селу в Дагестане меняются степень светскости, вовлеченность в религию, нормы поведения. Создается ощущение, что на небольших расстояниях друг от друга здесь существует несколько стран.
Село Гуниб — аул, в котором в годы Кавказской войны был пленен имам Шамиль, является одним из красивейших мест Дагестана. Помимо удивительной природы, знаменитых санаториев для легочных больных, там находится довольно любопытный краеведческий музей, красивый мемориал ветеранам ВОВ «Журавли» и огромный заповедник, символом которого стала беседка Шамиля.
Дербент — самый древний город на территории РФ. Местные жители ревностно относятся к дате его основания, причем мнения расходятся коренным образом: либо городу две тысячи лет, или же пять тысяч. В Дербенте расположена самая древняя мечеть России — Джума-мечеть (8 век). Она находится внутри Старого города, улицы которого вымощены желтым камнем, а дома соревнуются между собой в древности. Эта часть Дербента больше напоминает мир восточных сказок, чем улицы большинства российских городов.
На протяжении всей поездки нам часто приходилось обращаться с вопросами к местным жителям. Мы старались учитывать культурные нюансы, находить правильные слова, чтобы случайно не обидеть человека и не оттолкнуть. В Дербенте мы поняли, что проблем с коммуникацией не будет. К нам подходили люди, рассказывали свои истории, делились фактами из биографии, мыслями о своем городе, стране.
Кубачи — центр ювелирного дела в Дагестане. Здесь производят украшения и предметы быта. Очень радушным оказался прием главы поселка. Он позвал нас к себе, познакомил с семьей, вкусно накормил. Практически в каждом доме здесь есть свой «домашний музей» с семейной утварью. Дома сложены из камня. Рассказывают, будто строительная работа была настолько кропотливая, что один мастер мог изготовить не больше одного камня в день.
Удивительным образом попали мы в закрытое село Тарки — в 10 минутах от Махачкалы. На его территории проживают глубоко религиозные мусульмане, не привыкшие к лишнему вниманию. Руководители нашей экспедиции познакомились с одним из жильцов поселка, он пригласил нас на чай, долго с нами беседовал, а в конце позвал посмотреть на плато. Отсюда открывалась невероятная панорама Махачкалы. А когда мы вернулись обратно, в гостинице нас спросили: «А где вы сегодня были?». Наш рассказ вызвал искреннее удивление. Оказалось, что случайных людей туда не пускают. Мы поняли, что нам было оказано особое доверие.
Как выяснилось, традиционное представление о том, что мусульманки должны обязательно носить длинные юбки и прикрываться платками — это в большей степени стереотип. Например, на территории Дагестана, за исключением совсем закрытых общин, девушка вполне может одеваться так, как захочет. Главное — чрезмерно не оголять отдельные участки тела, чтобы не выглядеть вызывающе. В Дагестане мы встречали женщин и в юбках чуть ниже колен, и в брюках. Конечно, мы спрашивали об этих особенностях местных жителей и пришли к выводу, что девушки, которые строго соблюдают правила и всегда закрывают лицо, даже со стороны местных не всегда находят понимание.
Несколько другая ситуация в Чечне, где девушки, в основном, ходят в длинных юбках и платках, хотя встречались нам и исключения. Но даже здесь не закрывают лицо полностью.
Переход от Дагестана к Чечне заметен по ландшафту. Хаотично растущая трава сменилась идеально подстриженным газоном, вокруг все чаще стали появляться аккуратные постройки, роскошные мечети, сводчатые арки на въезде в каждый населенный пункт. В плане инфраструктуры Чечня отдаленно напоминает Москву. Вечером мы погуляли по Грозному, где вопреки ожиданиям было совсем не страшно и безопасно. Мечеть «Сердце Чечни» произвела на нас большое впечатление. По архитектуре она напоминает Голубую мечеть в Стамбуле. Вопреки нашим ожиданиям, вход был свободным, а для девушек висели длинные широкие платья и платки перед входом. Кроме прочего, мы побывали в мемориальном музее Ахмата Кадырова, который впечатлил нас обилием роскоши и достаточно специфической экспозицией.
В Грозном нас поразил салют в честь Дня победы. В центре города, напротив знаменитой мечети «Сердце Чечни» установлены артиллерийские орудия времен Великой Отечественной войны, а по соседству — ракетные установки. Оказалось, что салют может быть очень громким. Выстрел — и все вокруг сотрясается. А когда с неба на головы зрителей полетели пластмассовые осколки от снарядов, равнодушных к этому зрелищу не осталось вовсе.
Впереди — продолжение работы над исследованиями: опросы, интервью и обобщение собранного материала. Впечатлений от поездки очень много, всем нам еще предстоит их отрефлексировать и только потом оформить связный материал. Но уже сейчас мы ждем следующую экспедицию.
Экспедиции Школы культурологии НИУ ВШЭ проводятся с 2012 года.
В мае 2012 года исследовательская группа побывала в регионах Северного Кавказа: Минеральных водах, Приэльбрусье, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии.
Экспедиция 2013 года проходила по бывшей западной границе СССР: вдоль границы с Румынией и Польшей. Маршрут экспедиции пролегал через Украину, Молдову и Белоруссию. Миновав большинство крупных городов, участники останавливались в небольших городах и деревнях (исключение было сделано только для Львова и Кишинева), побывали в Карпатах, Вилкове, Измаиле, Каменце-Подольском («город семи культур»), Ивано-Франковске.
В 2014 году состоялась третья экспедиция вдоль государственных границ стран СНГ (Россия/Грузия, Грузия/Армения). Предметом исследования стали медийные мифы в соотнесении с реальностью и их влияние на культурные эффекты границы.
Фото Вероники Молчановой, Елизаветы Космидис, Александра Сувалко, Дмитрия Павловского, Виталия Куренного
Куренной Виталий Анатольевич
Руководитель Школы культурологии
Хестанов Руслан Заурбекович
Академический руководитель магистерской программы «Прикладная культурология»
Вам также может быть интересно:
Притягательная Бурятия: конкурс в экспедицию – шесть человек на место
Студенты Вышки – социологи, демографы, урбанисты, культурологи, медиапродюсеры и будущие сотрудники органов госуправления – побывали в экспедиции в Бурятии. О проблемах миграции в регионе, общении с местными и впечатляющих пейзажах участники поездки рассказали новостной службе портала.
Студенты ВШЭ об экспедиции в Иран: «Это как слетать на Луну!»
Во время традиционной ежегодной автомобильной экспедиции «Культурные эффекты границы» студенты-культурологи ВШЭ посетили Грузию, Армению и впервые — Иран. О том, каков Иран на вкус и цвет, о комплиментах как основе иранской коммуникации ребята рассказали новостной службе ВШЭ.
Программа «Прикладная культурология» учит превращать музеи в площадки развития умений, знаний и идей
Современный музей — это больше не пыльное и скучное хранилище, он предлагает посетителям гораздо больше возможностей для образования, самореализации, проведения «умного» досуга. Специалистов, которые будут уметь работать в таких музеях и управлять ими, готовят на магистерской программе ВШЭ «Прикладная культурология». Чему там учат студентов, почему в последнее время деятельность музеев стала заметнее и кто такой современный музейный деятель, новостной службе ВШЭ рассказала куратор программы, заместитель генерального директора по развитию Политехнического музея Наталья Сергиевская.
12
языков в трех частях света исследовали лингвисты Вышки во время летних экспедиций в этом году.
Экспедиция под Кострому: семинарские занятия проходили «в поле»
Завершилась междисциплинарная экспедиция Высшей школы экономики и Санкт-Петербургского государственного университета в Костромскую область — профессора, аспиранты и студенты, работая в деревнях, строили концептуальную модель взаимодействия дачников творческих профессий и местных жителей.
«Вместе с Политехническим музеем собираемся почти с нуля создать новую профессию»
Магистерскую программу «Прикладная культурология» в будущем учебном году ждут содержательные изменения — основным направлением подготовки на ней станет музейное дело. Партнером программы является Политехнический музей, но руководитель программы Руслан Хестанов уверен, что спрос на выпускников предъявят и другие учреждения культуры.
Культурологи расскажут о формализме
26-29 августа Высшая школа экономики и Российский государственный гуманитарный университет проводят международный конгресс «100 лет русского формализма».
Как студенты студентов изучали
Недавно исследователи Проектно-учебной лаборатории ВШЭ «Развитие университетов» вернулись из экспедиции в Томск, где изучали местное студенчество. Об этом — в интервью и.о. заведующего лабораторией Дмитрия Семенова и комментариях студентов-участников экспедиции. Публикуем также 10 наиболее характерных и забавных ответов иностранных студентов, учащихся в Томске, на вопросы вышкинских исследователей.
Вячеслав Иванов: «Будущее человечества должно быть нашей повседневной заботой»
18 сентября в рамках цикла семинаров «Важнее, чем политика» в Высшей школе экономики состоялась встреча с выдающимся российским ученым и просветителем Вячеславом Ивановым.
Новые журнальные публикации, выпуск № 11
Аннотированный обзор новых публикаций преподавателей и исследователей ВШЭ по вопросам образования, психологии, культурологии и политологии.