В технических вузах качество бюджетного приема значительно возросло
3 сентября в МИА «Россия сегодня» министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров представили результаты мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы в 2015 году. В топ-10 по качеству бюджетного приема ВШЭ заняла третье место, Санкт-Петербургский кампус ВШЭ — восьмое.
Это ежегодный мониторинг, который с 2009 года проводит исследовательская группа ВШЭ на основе данных, собранных с сайтов вузов. В этом году также использовались данные Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России. Партнер исследования — проект «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня». Представлены данные по 442 вузам, прием в которые ведется преимущественно по результатам ЕГЭ.
Качество приема оценивается по среднему баллу ЕГЭ зачисленных абитуриентов, учитываются поступившие на первый курс бакалавриата/специалитета очной формы обучения. При этом выделяется группа вузов-лидеров со средним баллом выше 70 («зеленая зона») и группа отстающих («красная зона», балл ниже 56).
Конкурс растет, доступность сохраняется
Как рассказал Дмитрий Ливанов, в этом году было выделено 324,2 тыс. бюджетных мест для приема в бакалавриат и специалитет — чуть больше, чем в прошлом году. Увеличилось количество бюджетных мест по естественнонаучным, медицинским и инженерным направлениям подготовки. На бесплатные места в вузы государство приняло 56% выпускников школ, то есть доступность высшего образования сохраняется.
В среднем по России конкурс составил около 9 человек на место — выше, чем в прошлом году. Традиционно высок спрос на программы в области иностранных языков, международных отношений, экономики, медицины. Зафиксирован рост интереса к инженерно-техническим и педагогическим направлениям, здесь конкурс — примерно 7,5 человек на место, опять же больше, чем в прошлом году.
Вузы впервые учитывали индивидуальные достижения абитуриентов, в том числе золотые медали; около 40% вузов также учитывали результаты выпускного сочинения, которое школьники писали в декабре 2014 года. По словам министра, в следующем году от учета индивидуальных достижений отказываться не будут.
По России средний балл абитуриентов этого года — 65,2, что на 0,2 выше среднего балла прошлого года. В Москве средний балл в вузах — 74,2, в Санкт-Петербурге — 74.
По сравнению с прошлым годом в топ-10 вузов с бюджетным приемом более 300 человек сохранили свои позиции МГИМО (94,7 балла) и Физтех (93,8) — соответственно первое и второе место. Санкт-Петербургский медицинский университет уступил место Высшей школе экономики (91,5), с третьего места переместившись на девятое, РНИМУ им. Пирогова «вышел» из топ-10. Средний балл СПбГУ (88,1) по прежнему выше, чем у МГУ (87,1), но теперь они занимают четвертое и пятое места соответственно. МИФИ переместился с седьмого места на шестое (86,3), в десятку буквально попал и питерский кампус ВШЭ (84,6) — у него восьмое место. Из топ-10 исчез РЭУ им. Плеханова, зато на 10-месте появился Финансовый университет (83). РАНХГиС переместилась с 10-го места на 7-е (85,6 баллов).
Аграрии отстают
Значительно повысили качество приема технические университеты. В «зеленой зоне» — 24 вуза, на 8 больше, чем в прошлом году. Большой рост у МИСиС, Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна, МГТУ им. Баумана. «Красная зона» уменьшилась — 9 вузов из нее вышли, перейдя в зону «хорошистов», 4 добавились. Верхняя треть технических университетов серьезно усилила свои позиции (МИЭМ НИУ ВШЭ среди вузов данного профиля занимает 5 место), а нижняя треть, напротив, «скатилась». Одни вузы инвестируют в кадры, в новые технологии, а другие нет, несколько лет назад это увидели работодатели, а теперь и семьи, подчеркнул Ярослав Кузьминов.
Качество бюджетного приема в технические вузы
Место среди вузов данного профиля | Место в общем рейтинге | Вуз | Ср. балл ЕГЭ 2015 | Ср. балл ЕГЭ 2014 | Зачислено на бюджет 2015, чел. |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | Московский физико-техн. ин-т | 93,8 | 92,7 | 890 |
2 | 6 | Национальный исследовательский ядерный ун-т «МИФИ», г. Москва | 86,3 | 84,8 | 475 |
3 | 11 | Санкт-Петербургский национальный исследовательский ун-т информационных технологий, механики и оптики | 82,7 | 83 | 1122 |
4 | 13 | Санкт-Петербургский гос. ун-т технологии и дизайна | 82,5 | 78 | 481 |
5 | 23 | Московский ин-т электроники и математики НИУ «Высшей школы экономики» | 79,7 | 79,8 | 459 |
6 | 26 | Национальный исследовательский технологический ун-т «МИСиС», г. Москва | 79,4 | 74,8 | 954 |
7 | 30 | Российский гос. ун-т нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва | 79 | 76,4 | 964 |
8 | 32 | Московский гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана | 78,5 | 75,5 | 3088 |
9 | 37 | Санкт-Петербургский гос. политехн. ун-т | 77,3 | 74,4 | 2403 |
10 | 48 | Российский химико-технологический ун-т им. Д.И. Менделеева, г.Москва | 75,2 | 73,6 | 913 |
Тройка лидеров среди педагогических вузов осталась неизменной: Московский педагогический государственный университет, Московский городской педагогический университет и РГПУ им. Герцена. Улучшились результаты у нескольких вузов в регионах, сократилась «красная группа», да и внутри этой группы у некоторых вузов выросли баллы, что, по мнению Ярослава Кузьминова, достойно поощрения.
Среди аграрных вузов один — Санкт-Петербургская академия ветеринарной медицины — появился в «зеленой зоне» (впервые за годы мониторинга), два вуза вышли из «красной зоны». «Вузы, готовящие специалистов для сельского хозяйства, продемонстрировали низкую привлекательность, — подчеркнул Дмитрий Ливанов. — Их средний балл — 53».
В целом чуть снизился средний балл в медвузах — возможно, это корректировка в пользу вузов других профилей после бурного роста среднего балла в предшествующие годы.
Отличники пошли в летчики
Одно из новшеств мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы в 2015 году — выделение среди вузов лидеров и аутсайдеров по количеству в них сильных и слабых направлений подготовки. Здесь абсолютный лидер — СПбГУ, который входит в топ-3 по 26 направлениям. ВШЭ входит в топ-3 по 19 направлениям, МГУ — по 15. Во многих вузах далеко не все направления характеризуются высоким качеством приема, пояснил Ярослав Кузьминов: бывает так, что по менеджменту набрали хороших студентов, а на инженерные направления — не очень.
Направления подготовки, по которым ВШЭ входит в топ-3
В каких группах направлений входят в Топ-3 | Позиция в укрупненной группе | Ср. балл зачисленных по рез-м ЕГЭ (+ олимпиадники = 100 б.) 2015 | Зачислено на бюджет (чел) 2015 |
---|---|---|---|
Востоковедение и африканистика | 1 | 94,7 | 49 |
Информатика и вычислительная техника | 1 | 96,9 | 87 |
Лингвистика и иностранные языки | 1 | 97,8 | 74 |
Математика | 1 | 97 | 195 |
Менеджмент | 1 | 89,4 | 144 |
Филология | 1 | 95,6 | 41 |
Экономика | 1 | 92,7 | 381 |
Бизнес-информатика | 2 | 92,7 | 100 |
Государственное и муниципальное управление | 2 | 85,5 | 80 |
Дизайн | 2 | 86,9 | 54 |
История | 2 | 88,5 | 65 |
Культурология | 2 | 89,6 | 31 |
Международные отношения | 2 | 96,2 | 35 |
Политология | 2 | 90 | 60 |
Социология | 2 | 86,9 | 98 |
Журналистика и литературное творчество | 3 | 92,4 | 41 |
Психология | 3 | 82,5 | 60 |
Реклама и связи с общественностью | 3 | 93,2 | 75 |
Теория искусств | 3 | 88,1 | 33 |
90 вузов провели прием так, что на 5 и более направлений подготовки зачислено более половины троечников. В основном это связано с особенностями регионов, из которых наблюдается большой отток абитуриентов в столицы, или отраслей (сельское хозяйство). Но есть и столичные вузы, где больше половины направлений — в «красной зоне». Пять-шесть направлений, куда приняты в основном троечники, есть в нескольких федеральных университетах и даже в двух национальных исследовательских университетах — Казанском технологическом университете и Иркутском техническом университете. По мнению Ярослава Кузьминова, это совсем странно: в соответствии с политикой Минобрнауки вузы должны сокращать прием на неконкурентные направления подготовки.
Комментируя некоторые направления подготовки, ректор ВШЭ отметил, что по направлению «Авиационные системы (эксплуатация)» в «зеленую зону» поднялось Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации, туда пошли отличники. Характерный показатель «сдвига в умах» — выбор одного из выпускников лицея НИУ ВШЭ, который, имея возможность поступить по результатам ЕГЭ в ведущие столичные вузы, предпочел именно это училище.
Почти в 3 раза увеличилось количество вузов в «зеленой зоне» по направлению «Педагогическое образование», и это, считает Ярослав Кузьминов, — прямой результат последовательной политики государства: сильные абитуриенты поверили, что карьера учителя — нормальная, такая же, как у экономистов и врачей.
По направлению «Государственное и муниципальное управление» в этом году впервые появились три вуза, набравшие в основном троечников.
Что делать с отстающими?
Отвечая на вопрос, какая судьба ждет вузы, попавшие в «красную зону», ректор ВШЭ сказал, что многое зависит от обстоятельств, в которых работает конкретный вуз. Вузы на Северном Кавказе и Дальнем Востоке, где лучшие выпускники предпочитают уезжать в центральную Россию, вынуждены работать с теми, кто остается.
Что же касается вузов в крупных городах, то к ним предъявляются более высокие требования. Минобрнауки России распределяет на конкурсной основе контрольные цифры приема, и здесь один из факторов — качество студентов. Если вуз оказался в «красной зоне» по каким-то направлениям, скорее всего по этим направлениям он не получит больше бюджетных мест и, возможно, вынужден будет просить, чтобы его присоединили к более сильному вузу. Вуз может выйти из «красной зоны», запросив, например, не 100 бюджетных мест, а в разы меньше.
Дмитрий Ливанов подчеркнул, что система высшего образования не только готовит кадры, но и обеспечивает социализацию молодых людей. Поэтому разветвленная сеть вузов в разных регионах должна сохраняться, и различия в качестве образования неизбежны. Одновременно, считает министр, нужно улучшать ситуацию в школах, применять дистанционные технологии в образовании, а также повышать требования к поступающим на программы высшего образования: год от года пороговые баллы по предметам, устанавливаемые Рособрнадзором, растут.
Вам также может быть интересно:
Региональный разрез мониторинга качества приема: ключевые аспекты
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при поддержке Минобрнауки России представляет третью часть мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2022 году, посвященную региональному разрезу. Исследование выполнено в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Мониторинг качества приема: основные результаты анализа в разрезе укрупненных групп направлений подготовки
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при поддержке Минобрнауки России представляет вторую часть мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2022 году, посвященную укрупненным группам направлений подготовки (УГН). Исследование выполнено в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Качество приема в российские вузы в 2022 году: основные итоги
Высшая школа экономики при поддержке Минобрнауки России представила результаты мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2022 году. Исследование выполнено в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя Вышки Ярослава Кузьминова.
В российском высшем образовании сложилась новая реальность
28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.
Пути поступления в российские вузы: след ЕГЭ
Как изменились за последние десять лет пути поступления в вузы на программы бакалавриата и специалитета, и насколько заметно влияние ЕГЭ, показывает всероссийский опрос студентов очной формы обучения, проведенный в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ в 2006, 2010 и 2017 годах.
В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов
Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Успех обучения в вузе зависит от окружения студента
Приемная кампания в бакалавриат набирает обороты. Выбрать вуз, где будут учиться студенты с примерно таким же уровнем подготовки, что и вы, и оценить свои шансы на поступление можно с помощью Мониторинга качества приема в вузы прошлого года, подготовленного Высшей школой экономики.
Сильных вузов стало больше
В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».
Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается
Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.
Преподаватель — это менеджер знаний
Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI. Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».