В старых версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для оптимальной работы с сайтом рекомендуем воспользоваться современным браузером.
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.
Востребованность и привлекательность профессии далеко не всегда коррелирует с предложением бюджетных мест в вузах. Так, например, бюджетных мест на востребованные гуманитарные и медицинские специальности оказывается слишком мало, а на инженерные и технические, наоборот, слишком много.
В качестве основы для разработки проектировок контрольных цифр приема (то есть количества бюджетных мест по различным специальностям) в настоящее время используются анализ рынка труда и прогноз потребности в специалистах на среднесрочную перспективу с учетом демографии и миграции. Такой подход Минобразования очень напоминает советский Госплан. Но в рыночных условиях он дает сбои. При составлении контрольных цифр приема должны учитываться не только теоретические потребности экономки, но и прогноз реального спроса на высшее образование.
Сотрудники Института развития образования, департамента математики, Центра семантических технологий и факультета экономики НИУ ВШЭ Фуад Алескеров, Кирилл Зиньковский, Людмила Егорова, Татьяна Абанкина и другие предложили альтернативный подход к решению задачи прогнозирования контрольных цифр приема, основанный на моделировании поведения семей и абитуриентов, непосредственно предъявляющих спрос на высшее образование, а не только на потребности работодателей и отраслей.
Результаты исследования были представлены на совместном семинаре Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ в докладе "Модель многоступенчатого выбора для прогнозирования поведения спроса на высшее образование".
"Прогнозы, которые есть, не сходятся. Мы видим расхождения по прогнозу и спросу на специальности везде, во всех регионах страны", - отметил, представляя доклад, научный руководитель отделения прикладной математики и информатики НИУ ВШЭ Фуад Алескеров. По его словам, около 10% бюджетных мест не отвечает реальному спросу со стороны населения (30 тысяч от 300 тысяч мест).
Выбор специальности ограничен возможностями
Как выяснили авторы исследования (его презентация здесь), спрос на бакалавриат со стороны абитуриентов определяется двумя основными факторами: оценкой собственных возможностей и популярностью специальности. Чем популярнее специальность, тем больше материальных благ от нее рассчитывает получить будущий студент.
Популярность зависит от уже сформированных стереотипов, влияния массовой культуры, СМИ, рекламы и слухов, а также отразившихся в массовом восприятии реальных сигналов с рынка труда: в какой профессии высокий заработок, где требуются специалисты, где охотно берут молодежь.
Для того чтобы выявить количественный спрос на специальности и понять, на каких факультетах бюджетных мест чрезмерно много, а на каких их недостает, специалисты применили модель многоступенчатого выбора. В основу исследования лег семантический анализ более 88 млн статей русскоязычных СМИ, начиная с 1990 года.
Сначала эксперты проанализировали общую востребованность технических и гуманитарных специальностей ("физиков" и "лириков"). Далее было проведено деление на "сервисных" и "чистых" технарей и гуманитариев, то есть, на тех, кто поступает в вуз с низким баллом или с высоким баллом ЕГЭ и становится низкоквалифицированным или высококвалифицированным специалистом, и была выявлена востребованность специальностей среди них.
Как отметил Кирилл Зиньковский, так называемые "сервисные" специалисты, скорее всего, "будут работать не по специальности, а в смежных областях, связанных не с созданием высокотехнологичного продукта, а, например, с его обслуживанием". Выделение их было важно для того, чтобы понять, какой спрос на высокий уровень вузовской подготовки, кто действительно хочет стать специалистом в выбранной сфере, а кто идет в вуз просто за дипломом.
После общего разделения авторы исследования изучили спрос на каждый вид специальностей по двум основным направлениям: техническому и гуманитарному. Они анализировали востребованность математических и естественных наук, инженерного дела, медицины, сельскохозяйственных и гуманитарных наук, культурологии, искусствоведения, науки об обществе, педагогики.
Против спроса
Уже на первом этапе исследования оказалось, что соотношение бюджетных мест по гуманитарным и техническим специальностям неадекватно. Реальный спрос на гуманитарные специальности на 40 тысяч мест выше, чем предлагают вузы. При этом доля "чистых" "физиков" и "лириков" более чем в два раза меньше суммарных.
В имеющейся сегодня системе высшего образования соотношение мест "физиков" и "лириков" 69,8% против 30,2% в пользу первых. При этом результаты исследования говорят о том, что соотношение мест должно быть 57,7% против 42,3% в пользу "физиков".
Предложение бюджетных мест по инженерным и техническим наукам в последние годы превышает спрос. "Потенциалом роста обладают направления подготовки, связанные с развитием транспорта, строительством, энергетикой и компьютерными технологиями", - констатировал Зиньковский.
Расчеты исследователей также показали, что направления "Математика и естественные науки" и "Здравоохранение" испытывают недостаток бюджетных мест в пределах 80-100%. "Высокая доля коммерческих студентов на этих специальностях позволяет судить о наличие потенциала увеличения бюджетных мест", - отметил Зиньковский.
Несмотря на заметное падение популярности общественных наук, количество бюджетных мест по этому направлению также оказалось явно недостаточно, чтобы покрыть даже падающий спрос. Дефицит оценивается примерно в 60%. Поскольку этот недостаток компенсируется платными местами, то в терминах бизнеса направление можно назвать "дойной коровой" для вузов страны.
В 2013 году доля бюджетных мест по направлению "Экономика и управление" составляла не более 15%, хотя в других социальных науках (социология, психология и пр.) доля бюджетных мест была заметно выше платных.