Бедность родителей не должна мешать образованию их детей
20 апреля на пленарной сессии XVII Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ «От широких образовательных возможностей к социальной мобильности через образование» обсуждались пути преодоления неравенства в образовании.
Последние несколько лет стали для российского образования периодом расширения возможностей: по доступности всех уровней образования Россия устойчиво входит в десятку стран-лидеров в мире. Программа создания новых мест в детских садах, завершенная к началу 2016 года, обеспечила практически полный охват дошкольным образованием детей от 3 до 7 лет. Это дает надежду, что в следующем периоде драйвером развития экономики России будет не нефть, а человеческий капитал, отметил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. При этом образование должно стать социальным лифтом и механизмом социального перемешивания, обеспечивая всем детям равный старт, равные образовательные возможности.
Почти все московские школы, входящие в топ-20, находятся или в центре, или вдоль красной ветки метро. То есть в больших районах, где живут миллионы людей, нет ни одной школы, дающей образование высшего качества
Большой коллектив исследователей и аналитиков из Института образования и Института институциональных исследований ВШЭ, Центра оценки качества образования РАО, Института социологии РАН попытался ответить на вопрос, есть ли в России проблемы, связанные с неравенством в образовании, и если есть, то как их решать. О результатах исследования участникам Апрельской конференции рассказал научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.
Есть ли проблемы?
Доступность образования возросла, развивается вариативность, у семей есть возможность выбора образовательных услуг, однако по-прежнему существует риск получения лучшего образования представителями привилегированных групп, формирования очагов бедности и закупорки каналов социальной мобильности, отметил Исак Фрумин. Эти опасения подтверждаются таким характерным примером, как расположение на карте Москвы школ, входящих в топ-20: почти все они находятся или в центре, или вдоль красной ветки метро. То есть в больших районах, где живут миллионы людей, нет ни одной школы, дающей образование высшего качества.
Может быть, расхождения в образовательных траекториях — это нормально? Есть ли в этом вообще проблема? Исследователи считают, что, конечно же, есть. Ведь высокий уровень образования для всех является благом для страны — это прирост не только индивидуальных ресурсов, но и через налоги — общественного блага; более высокий уровень образования дает защиту от бедности, болезней и преступлений (более образованные люди меньше болеют и меньше нарушают закон). Население воспринимает образование как социальный императив, что подтверждает важность этой проблематики для государственной политики.
Для понимания ситуации с неравенством характерный пример — подготовка к ЕГЭ, считает Исак Фрумин. Сам ЕГЭ на сегодняшний день — честный и объективный инструмент, однако если его сдает выпускник школы с «накопленным отставанием», ЕГЭ перестает быть честным — ведь вся предыдущая траектория обучения привела к тому, что разные дети находятся в разных условиях.
Неравенство от яслей до вуза
Чем выше уровень образования, тем лучше видна разница в достижениях между детьми из разных доходных групп, в результате у детей из семей с низким доходом формируются тупиковые карьерные траектории.
На уровне дошкольного образования от 3 до 7 лет все дети находятся в равном положении — программы для всех одинаковы. Но уже на этом уровне есть два фактора, создающие неравенство: дети из бедных семей лишены доступа к платному дополнительному образованию, и некоторое преимущество имеют те дети, с кем занимались в возрасте от 0 до 3 лет.
Ключевая проблема российского образования — различия в образовательных достижениях детей из разных школ.
Целенаправленная селекция происходит в основной школе: уже в 7-8 классе некоторым детям говорят, что им лучше пойти в техникум, потому что ЕГЭ они все равно не сдадут
В начальной школе для всех должны создаваться равные возможности, но именно на этом уровне происходит неформальная селекция детей, дети из семей с культурным капиталом зачастую учатся по программам повышенного уровня. По итогам начальной ступени видна разница между школами — от трети до четверти школ в России имеют в среднем устойчивые низкие результаты.
Целенаправленная селекция происходит в основной школе: уже в 7-8 классе некоторым детям говорят, что им лучше пойти в техникум, потому что ЕГЭ они все равно не сдадут. В результате доля выпускников 9 класса, которые идут получать среднее профессиональное образование, растет — на сегодня это примерно 40% детей 15-16 лет. В техникумы идут в основном дети из бедных семей, тем самым отрезая себе путь наверх. Если в семьях доход выше 20 тыс. рублей на человека, в вузы собираются поступать 50% детей, если до 10 тыс. рублей, то лишь 20%. «В одном из исследований нас поразил вывод, что после 9 класса дети примерно с одинаковыми результатами, но из разных семей, выбирают разные траектории, — отметил Исак Фрумин. — Если семья более образованная, они учатся дальше, менее образованная — уходят из школы. Есть и противоположные примеры, но в целом это так».
Когда в старшей школе начинается профильное обучение и борьба за поступление в самые престижные вузы, дети из элитных школ, занимающиеся с репетиторами, имеют явное преимущество. Еще в 2012 году исследование о связи результатов ЕГЭ с доходами семьи выявило позитивную корреляцию. И хотя в России формально достигнута универсальная доступность высшего образования для выпускников школ, дифференциация между вузами слишком велика: чем выше доход семьи, тем в более престижный вуз поступает ребенок, а ведущие вузы в России финансируются лучше остальных.
Что делать?
Каковы же возможные принципы политики укрепления равенства в образовании?
Мы не предлагаем возвращения к советской системе стандартизации и выравнивания, подчеркнул Исак Фрумин: это невозможно и неправильно. Но нужно серьезно отнестись к задаче дать каждому ребенку возможность получить образование, которое позволит ему выйти на более высокий социальный уровень, — например, не допускать использования своего положения привилегированным группам при неформальной селекции в школах. Надо разобраться, в чем причины отказа от продолжения школьного образования в 10 классе тех детей, у которых оценки не хуже, чем у сверстников. Это рациональный выбор или они не верят, что смогут чего-то добиться? Есть, наконец, семьи, живущие за чертой бедности, для которых, по мнению исследователей, необходимы адресные программы поддержки: вывести детей из этого социального статуса — важнейшая общественная задача.
В нормальной экономике все подряд не должны получать высшее образование, иначе оно девальвируется
Инициатива начать работу по проблематике неравенства в образовании в значительной степени исходила от политического руководства страны. Исследований на эту тему мало, лонгитюдные исследования, отслеживающие траекторию конкретных людей от поступления в детский сад до продвижений в карьере, очень «молодые». Вместе с Минобрнауки России ВШЭ запускает программу поддержки школ, работающих в трудных условиях. Тем не менее уже сейчас ряд исследований показывает, что появляется довольно много школ, работающих в таких условиях, но дающих хорошие результаты даже без специальной государственной поддержки. Эти школы устойчивы к внешним негативным факторам, и их опыт достоин изучения.
По мнению Ярослава Кузьминова, поддержка семей, способствующая эффективному использованию имеющихся образовательных возможностей, необходима и при получении высшего образования. Например, проект образовательного кредитования под символические 7% работает лишь в отдельных вузах — абитуриенты не понимают, что это выгодно.
В защиту техникумов
В ходе обсуждения доклада некоторые участники отметили, что если человек после 9 класса идет получать среднее профессиональное образование, ничего плохого в этом нет. Директор Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский сказал, что если в 2011 году в его школе после 9 класса в колледж пошли 11 человек, то в этом году — 47, в их числе есть очень успешные дети, которые хотят скорее получить специальность и зарабатывать деньги, а потом поступать в университет. Заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко, согласившись с тем, что бедность родителей не должна мешать образованию их детей, заметил, что в нормальной экономике все подряд не должны получать высшее образование, иначе оно девальвируется.
Президент Академии образования США Майкл Фойер отметил, что в США проблема неравенства в образовании стоит острее, нежели в России, остра проблема сегрегации проживания, и лучше предотвратить ее, чем потом решать. Однако для экспериментов в социальной и образовательной политике субъекты этой политики должны иметь больше самостоятельности, считает американский участник конференции.
Руководитель департамента образования Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии Кристиан Аедо добавил, что проблема не столько в равенстве, сколько в риске формирования группы населения, не получившей достаточного образования, — оно будет экономически непродуктивно в новой экономике. Так что проблема неравенства — это не столько ценностные и философские размышления, сколько вопрос эффективности экономики.
Ярослав Кузьминов отметил, что в Европе в последние 15 лет технические школы превратились в университеты прикладных наук, и этот опыт российским исследователям необходимо изучить. Сейчас мы стоим на пороге массового прикладного бакалавриата, и важно понимать, в какой мере переименование техникумов в университеты способно поднять престиж прикладного образования. Выпускник университета по рабочей профессии имел бы лучшие коммуникационные навыки, был бы более амбициозен, стремился бы к активной профессиональной карьере. В какой мере это удалось в Европе, необходимо разобраться.
Вам также может быть интересно:
Апрельская конференция пройдет в распределенном формате
11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.
«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»
Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.
«Статистика должна быть доступна и понятна всем»
Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.
НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов
К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.
«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»
Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.
Как увеличить российский экспорт продовольствия
На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.
«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»
Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.
«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»
Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.
«Изоляционизм — путь к технологической деградации»
XX Апрельская Международная научная конференция ВШЭ продолжилась обсуждением цифровизации экономики и государственного управления. О цифровых бизнес-моделях, государственном управлении, цифровизации промышленности, науки и влиянии цифровых технологий на рынок труда рассказал Максим Акимов, заместитель председателя Правительства РФ, куратор национальной программы «Цифровая экономика».
Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе
Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.