• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты ВШЭ превращают книги и музеи в трансмедийные истории

Два года подряд студенты магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» в тесном сотрудничестве с экспертами издательского и музейного дела, а также преподавателями департамента медиа НИУ ВШЭ переосмысливают роль печатной книги и традиционные задачи российских музеев. Некоторые из их книжных проектов были представлены на ярмарке Non-fiction в этом году, а музейные проекты будут реализованы в публичной сфере.

Зачем это нужно

«Современные технологии позволяют строить бизнес, главный ресурс которого — креативные идеи, — рассказывает академический руководитель магистерской программы Анна Новикова. — Сегодня поле цифровых медиа огромно и разнообразно, а выйти на него сравнительно легко. Многие проекты требуют небольших финансовых вложений на старте, существует много бесплатных сервисов, позволяющих «упаковать» идею и заняться самопродвижением. Многое сегодня зависит от креативного потенциала самой идеи, энергии продюсера и слаженной работы команды.  Это очень важный лифт — наполовину социальный, наполовину технологический. Мы хотим, чтобы наши студенты, поступая в магистратуру, делали ставку не на исполнительскую работу в  крупной стабильной компании, а на реализацию собственных идей и освоение новых цифровых возможностей».

Как рассказала Анна Новикова, на первом курсе студенты учатся издавать книги, на втором — сотрудничают с музеями Москвы. Это не отдельные курсы, а два проекта единого проектного семинара магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» (старое название программы «Медиапроизводство в креативных индустриях»). Подобная деятельность позволяет студентам не просто выполнять учебные задания, а включиться непосредственно в работу индустрий культуры — книгоиздательской и музейной. С помощью мультимедийных технологий они учатся рассказывать книжные и музейные истории о культуре и искусстве так, чтобы они стали интересны их сверстникам и школьникам — «цифровым аборигенам», для которых современные технологии — не просто посредник, а основной способ коммуникации с миром. А для авторов книг и музейщиков общение со студентами — это не только возможность быстро издать книгу или получить материал для сайта музея, но и бесценный опыт общения с молодым читателем и посетителем музея, возможность понять, как они думают, на что обращают внимание, что им кажется важным и интересным.

«Такие проекты делают человека соучастником происходящего, восстанавливают утраченные связи, дают ему ощущение не раритета, не лавки древностей, но сопричастности», — убеждена профессор департамента медиа НИУ ВШЭ, журналист и медиакритик, куратор направления «Трансмедийное проектирование для музеев» Анна Качкаева.

Новая жизнь книг

Семинар по цифровому книгоизданию в департаменте медиа НИУ ВШЭ появился в 2015 году, его придумал ординарный профессор Вышки, писатель Александр Архангельский* и его друзья-коллеги Александр Гаврилов, сооснователь издательской платформы Ridero, и Владимир Харитонов, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей. В рамках этого семинара студенты занимаются проектированием, продюсированием, изданием цифровых книг и учебных пособий. «С одной стороны, — говорит Анна Новикова, — перед студентами ставится задача теоретического осмысления трендов, складывающихся в  сфере электронного книжного бизнеса, с другой — приобретения практических навыков в сфере редактирования, верстки и юридического сопровождения цифровых книг».

«Всё меняется, и даже книга. Её теперь можно читать и в телефоне. Но неизменной остаётся сама книга как инструмент глубокого понимания и разговора о человеке и мире. Хороший способ овладеть этим инструментом — научиться издавать книгу самостоятельно. Заодно можно научиться правильно строить разговор с другими людьми — авторами, редакторами, дизайнерами», — убежден Владимир Харитонов.

Сегодня силами студентов курса и команды преподавателей выпущено более 20 изданий, которые благодаря издательской платформе Ridero, через которую осуществляется публикация, действительно можно назвать настоящими книгами. Они имеют ISBN, продаются в крупнейших онлайн-магазинах («ЛитРес», Оzon.ru, Amazon.com) и предполагают возможность публикации в бумажном формате по желанию покупателя. Часть изданных книг — сборники статей популярных публицистов, журналистов, медиа– и арт-критиков, например, Григория Ревзина, Екатерины Шульман, Василия Гатова, Бориса Грозовского, Дмитрия Бутрина, Андрея Ковалева и других.

Другая важная задача, которую ставят перед собой издатели, — публикация учебников и учебных пособий. Например, издана книга известного специалиста по античной литературе Гасана Гусейнова «История всего: лекции о мифе», два научных сборника Государственного института искусствознания «Кино в меняющемся мире» и «Литература в зеркале медиа», учебное пособие «Продюсирование в креативных индустриях» (под редакцией Анны Качкаевой), учебник по «Цифровому книгоизданию» под редакцией Анны Новиковой и другие.

«Последние два месяца я буквально жил работой над изданием учебника «Трансмедиа: модель разборки». Получилась книга, по-моему, вполне достойной. Возможно, это первое российское пособие по трансмедийному сторителлингу, которое сегодня издается в России», — рассказывает студент первого курса магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» Георгий Устинов.

«Я испытываю невероятную гордость за тот результат, которого нам удалось достичь. Всего за полтора месяца рукопись учебника под редакцией Анны Качкаевой превратилась в полноценное издание, которое теперь можно приобрести в крупнейших онлайн-библиотеках», — делится впечатлениями студентка первого курса магистерской программы«Трансмедийное производство в цифровых индустриях» Виктория Коваль.

Трансмедийные проекты для музеев

По словам Анны Качкаевой, мультимедийные технологии добавили традиционному музейному пространству трансмедийное расширение. Повествование теперь либо спродюсировано как зрелище — экскурсии, например, проходят с помощью виртуальных персонажей и специальных аудиовизуальных эффектов, с использованием кино, анимации, интерактивных экранов, технологий дополненной и виртуальной реальности. Либо повествование вообще переносится в мобильную цифровую среду, давая дополнительные возможности для погружения в сюжет и представления деталей экспозиции. Дискуссии с «энтузиастами цифровых музеев» из музейной среды о том, как, совмещая технологии и «рассказывание историй», привлечь студентов магистерских программ к работе над цифровыми музейными проектами и коммуникационным дизайном музеев, департамент медиа НИУ ВШЭ вел давно. Дело сдвинулось в тот момент, когда технологии и мультимедиа-инструменты стали доступными и простыми в использовании не только для IT-специалистов и веб-дизайнеров. Так в 2016 году в проектном семинаре магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» появилось направление «Трансмедийное проектирование для музеев».

В 2016 году магистранты совместно с музейными сотрудниками и преподавателями Вышки работали над проектами для малых музеев Третьяковки (в их число входят Музей-квартира А.М. Васнецова, Дом-музей В.М. Васнецова, Музей-мастерская А. С. Голубкиной, Дом-музей П. Д. Корина) и разноформатными мультимедийными проектами, тематически связанными с произведениями и жизнью Льва Толстого. В этом году  магистранты охватили 10 литературных музеев столицы и два музея Третьяковской галереи и Коломенского посада. «Нам было важно, чтобы музейная среда «открылась» студентам. Для этого сотрудникам музеев тоже читались лекции, мы объясняли им, чему учат магистрантов на программе и что полезного для музеев они могут сделать. Работу с музейными сотрудниками взял на себя ординарный профессор НИУ ВШЭ, литературовед Александр Архангельский* и заместитель генерального директора МОСГОРТУРа, советник ректора НИУ ВШЭ Наталья Лосева», — рассказала Анна Новикова. Описание студенческих проектов этого года можно посмотреть здесь.

«На защите проектов мы снова говорили о том, зачем сегодня нужны музеи, в чем их функция — хранить информацию и артефакты или просвещать посетителей. До сих пор единогласного мнения на этот счет нет даже у профессионалов. Однако при разработке трансмедийных проектов студенты бережно и с уважением отнеслись к первоисточникам и не проигнорировали интересы посетителей, которые сегодня приходят в музеи все-таки за впечатлениями», — убеждена Наталья Лосева.

Несколько студенческих проектов, разработанных для музеев, будут реализованы в публичной сфере, а в будущем департамент медиа НИУ ВШЭ совместно с МОСГОРТУРом планирует привлечь и другие культурные площадки, готовые к творческим экспериментам студентов, способствуя тем самым подготовке медиа– и музейных специалистов.

* Александр Архангельский включен Минюстом в реестр иностранных агентов.

Вам также может быть интересно:

«Мы собрали для учащихся концентрат из реальных и работающих инструментов»

Студенты Школы коммуникаций НИУ ВШЭ завершили курс «Креативный PR как инструмент бесплатного продвижения компании в публичном поле». Образовательный проект был реализован в игорной зоне «Красная Поляна». Наставники из PR-департамента культурно-развлекательного центра в течение 12 недель делились со студентами практическими навыками формирования базы журналистов, классификации каналов продвижения, рассказывали о форматах взаимовыгодного партнерства со СМИ и новыми медиа.

Департамент медиа питерской Вышки принял участие во Всероссийском форуме деловых СМИ

Профессора питерской Вышки выступили на XV Всероссийском форуме деловых СМИ в Москве. На площадке форума известные журналисты, бизнес-эксперты, руководители СМИ и представители научного сообщества обсудили актуальные вопросы медиаотрасли в новых экономических условиях.

Стартует проект «Медиакласс в ВШЭ»

26 января начинает работу «Медиакласс в ВШЭ». Это лекции, мастер-классы, практикумы, предпрофессиональные каникулы и проектная работа для учеников 10–11-х классов — участников программы «Медиакласс в московской школе».

Медиаграмотность: новые тренды, возможности и вызовы информационной эры

Всероссийская научно-практическая конференция «Медийная и информационная грамотность в России: новейшие тренды» стартовала в Вышке 8 ноября. Организаторами выступили российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Институт медиа факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие приурочено к Глобальной неделе медийной и информационной грамотности, проводимой ЮНЕСКО.

«Задача журналистов — воспитать готовность помочь»

В питерской Вышке завершился совместный просветительский проект «Помогать: как собирать людей и деньги» департамента медиа НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и благотворительного фонда AdVita. Студенты программ «Медиакоммуникации» и «Медиапроизводство и медиааналитика» в течение двух месяцев посещали открытые лекции о благотворительности с практикой в области PR и редактуры. Ребята подготовили первые материалы для фонда, некоторые из студентов останутся на летнюю практику в AdVita.

Подкаст-шоу Вышки «После дедлайна» признано лучшим клиентским медиа 2023 года

В апреле в пресс-центре МИА «Россия сегодня» подвели итоги ежегодного конкурса «Лучшее корпоративное медиа» Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Бренд-медиа Школы коммуникаций НИУ ВШЭ — подкаст-шоу «После дедлайна» — победило в номинации «B2C — клиентские медиа: подкаст». Торжественная церемония награждения лауреатов прошла в рамках международной конференции «Роль корпоративных коммуникаций и СМИ в стратегическом управлении компанией».

«Данных море, вопрос, умеете ли вы их обрабатывать и видеть за цифрами большее»

Россияне продолжают смотреть телевизор почти по 4 часа в день, и примерно столько же времени они тратят на интернет. О последних трендах в медиапотреблении, а также о том, как устроен российский рынок медиаизмерений, экспертам Высшей школы экономики рассказали представители исследовательской компании Mediascope. Встречу с ними организовал факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ.

«Аватар — это образ постчеловека»: как связаны космическое и земное, выясняли на «Медиакосме»

16 февраля состоялась шестая по счету конференция «Медиакосм», организованная факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие традиционно посвящено дискурсивным и недискурсивным способам представления космического через медиа, моду и музыку.

«Весь мир — большое медиа»: эксперты ВШЭ на Российской креативной неделе

С 7 по 10 июля в Парке Горького прошла Российская креативная неделя — главное событие в секторе экономики, связанном с интеллектуальной деятельностью. Участники и гости РКН обсудили основные задачи и проблемы формирования стратегии национального креативного продукта. Эффективные модели работы и жизни в новой экономической реальности предложили на сессиях РКН и эксперты НИУ ВШЭ.

«Чтобы говорить о сторителлинге, русский человек должен сначала научиться отвечать на вопрос "Как дела?"»

В Москве прошел ежегодный фестиваль Telling Stories, организованный факультетом коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ при поддержке Агентства инноваций города Москвы. В первой дискуссии на тему «Сторителлинг. Как говорить, чтобы быть услышанным» приняли участие хедлайнеры фестиваля и эксперты медиаиндустрии. Они поделились личными историями успеха и мыслями о будущем сторителлинга.