Студенты ВШЭ превращают книги и музеи в трансмедийные истории
Зачем это нужно
«Современные технологии позволяют строить бизнес, главный ресурс которого — креативные идеи, — рассказывает академический руководитель магистерской программы Анна Новикова. — Сегодня поле цифровых медиа огромно и разнообразно, а выйти на него сравнительно легко. Многие проекты требуют небольших финансовых вложений на старте, существует много бесплатных сервисов, позволяющих «упаковать» идею и заняться самопродвижением. Многое сегодня зависит от креативного потенциала самой идеи, энергии продюсера и слаженной работы команды. Это очень важный лифт — наполовину социальный, наполовину технологический. Мы хотим, чтобы наши студенты, поступая в магистратуру, делали ставку не на исполнительскую работу в крупной стабильной компании, а на реализацию собственных идей и освоение новых цифровых возможностей».
Как рассказала Анна Новикова, на первом курсе студенты учатся издавать книги, на втором — сотрудничают с музеями Москвы. Это не отдельные курсы, а два проекта единого проектного семинара магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» (старое название программы «Медиапроизводство в креативных индустриях»). Подобная деятельность позволяет студентам не просто выполнять учебные задания, а включиться непосредственно в работу индустрий культуры — книгоиздательской и музейной. С помощью мультимедийных технологий они учатся рассказывать книжные и музейные истории о культуре и искусстве так, чтобы они стали интересны их сверстникам и школьникам — «цифровым аборигенам», для которых современные технологии — не просто посредник, а основной способ коммуникации с миром. А для авторов книг и музейщиков общение со студентами — это не только возможность быстро издать книгу или получить материал для сайта музея, но и бесценный опыт общения с молодым читателем и посетителем музея, возможность понять, как они думают, на что обращают внимание, что им кажется важным и интересным.
«Такие проекты делают человека соучастником происходящего, восстанавливают утраченные связи, дают ему ощущение не раритета, не лавки древностей, но сопричастности», — убеждена профессор департамента медиа НИУ ВШЭ, журналист и медиакритик, куратор направления «Трансмедийное проектирование для музеев» Анна Качкаева.
Новая жизнь книг
Семинар по цифровому книгоизданию в департаменте медиа НИУ ВШЭ появился в 2015 году, его придумал ординарный профессор Вышки, писатель Александр Архангельский* и его друзья-коллеги Александр Гаврилов, сооснователь издательской платформы Ridero, и Владимир Харитонов, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей. В рамках этого семинара студенты занимаются проектированием, продюсированием, изданием цифровых книг и учебных пособий. «С одной стороны, — говорит Анна Новикова, — перед студентами ставится задача теоретического осмысления трендов, складывающихся в сфере электронного книжного бизнеса, с другой — приобретения практических навыков в сфере редактирования, верстки и юридического сопровождения цифровых книг».
«Всё меняется, и даже книга. Её теперь можно читать и в телефоне. Но неизменной остаётся сама книга как инструмент глубокого понимания и разговора о человеке и мире. Хороший способ овладеть этим инструментом — научиться издавать книгу самостоятельно. Заодно можно научиться правильно строить разговор с другими людьми — авторами, редакторами, дизайнерами», — убежден Владимир Харитонов.
Сегодня силами студентов курса и команды преподавателей выпущено более 20 изданий, которые благодаря издательской платформе Ridero, через которую осуществляется публикация, действительно можно назвать настоящими книгами. Они имеют ISBN, продаются в крупнейших онлайн-магазинах («ЛитРес», Оzon.ru, Amazon.com) и предполагают возможность публикации в бумажном формате по желанию покупателя. Часть изданных книг — сборники статей популярных публицистов, журналистов, медиа– и арт-критиков, например, Григория Ревзина, Екатерины Шульман, Василия Гатова, Бориса Грозовского, Дмитрия Бутрина, Андрея Ковалева и других.
Другая важная задача, которую ставят перед собой издатели, — публикация учебников и учебных пособий. Например, издана книга известного специалиста по античной литературе Гасана Гусейнова «История всего: лекции о мифе», два научных сборника Государственного института искусствознания «Кино в меняющемся мире» и «Литература в зеркале медиа», учебное пособие «Продюсирование в креативных индустриях» (под редакцией Анны Качкаевой), учебник по «Цифровому книгоизданию» под редакцией Анны Новиковой и другие.
«Последние два месяца я буквально жил работой над изданием учебника «Трансмедиа: модель разборки». Получилась книга, по-моему, вполне достойной. Возможно, это первое российское пособие по трансмедийному сторителлингу, которое сегодня издается в России», — рассказывает студент первого курса магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» Георгий Устинов.
«Я испытываю невероятную гордость за тот результат, которого нам удалось достичь. Всего за полтора месяца рукопись учебника под редакцией Анны Качкаевой превратилась в полноценное издание, которое теперь можно приобрести в крупнейших онлайн-библиотеках», — делится впечатлениями студентка первого курса магистерской программы«Трансмедийное производство в цифровых индустриях» Виктория Коваль.
Трансмедийные проекты для музеев
По словам Анны Качкаевой, мультимедийные технологии добавили традиционному музейному пространству трансмедийное расширение. Повествование теперь либо спродюсировано как зрелище — экскурсии, например, проходят с помощью виртуальных персонажей и специальных аудиовизуальных эффектов, с использованием кино, анимации, интерактивных экранов, технологий дополненной и виртуальной реальности. Либо повествование вообще переносится в мобильную цифровую среду, давая дополнительные возможности для погружения в сюжет и представления деталей экспозиции. Дискуссии с «энтузиастами цифровых музеев» из музейной среды о том, как, совмещая технологии и «рассказывание историй», привлечь студентов магистерских программ к работе над цифровыми музейными проектами и коммуникационным дизайном музеев, департамент медиа НИУ ВШЭ вел давно. Дело сдвинулось в тот момент, когда технологии и мультимедиа-инструменты стали доступными и простыми в использовании не только для IT-специалистов и веб-дизайнеров. Так в 2016 году в проектном семинаре магистерской программы «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» появилось направление «Трансмедийное проектирование для музеев».
В 2016 году магистранты совместно с музейными сотрудниками и преподавателями Вышки работали над проектами для малых музеев Третьяковки (в их число входят Музей-квартира А.М. Васнецова, Дом-музей В.М. Васнецова, Музей-мастерская А. С. Голубкиной, Дом-музей П. Д. Корина) и разноформатными мультимедийными проектами, тематически связанными с произведениями и жизнью Льва Толстого. В этом году магистранты охватили 10 литературных музеев столицы и два музея Третьяковской галереи и Коломенского посада. «Нам было важно, чтобы музейная среда «открылась» студентам. Для этого сотрудникам музеев тоже читались лекции, мы объясняли им, чему учат магистрантов на программе и что полезного для музеев они могут сделать. Работу с музейными сотрудниками взял на себя ординарный профессор НИУ ВШЭ, литературовед Александр Архангельский* и заместитель генерального директора МОСГОРТУРа, советник ректора НИУ ВШЭ Наталья Лосева», — рассказала Анна Новикова. Описание студенческих проектов этого года можно посмотреть здесь.
«На защите проектов мы снова говорили о том, зачем сегодня нужны музеи, в чем их функция — хранить информацию и артефакты или просвещать посетителей. До сих пор единогласного мнения на этот счет нет даже у профессионалов. Однако при разработке трансмедийных проектов студенты бережно и с уважением отнеслись к первоисточникам и не проигнорировали интересы посетителей, которые сегодня приходят в музеи все-таки за впечатлениями», — убеждена Наталья Лосева.
Несколько студенческих проектов, разработанных для музеев, будут реализованы в публичной сфере, а в будущем департамент медиа НИУ ВШЭ совместно с МОСГОРТУРом планирует привлечь и другие культурные площадки, готовые к творческим экспериментам студентов, способствуя тем самым подготовке медиа– и музейных специалистов.
* Александр Архангельский включен Минюстом в реестр иностранных агентов.
Гусейнов Гасан Чингизович
Профессор Школы филологии
Качкаева Анна Григорьевна
Профессор Департамента медиа
Лосева Наталья Геннадьевна
Советник ректора
Новикова Анна Алексеевна
Профессор Департамента медиа
Вам также может быть интересно:
«Мы собрали для учащихся концентрат из реальных и работающих инструментов»
Студенты Школы коммуникаций НИУ ВШЭ завершили курс «Креативный PR как инструмент бесплатного продвижения компании в публичном поле». Образовательный проект был реализован в игорной зоне «Красная Поляна». Наставники из PR-департамента культурно-развлекательного центра в течение 12 недель делились со студентами практическими навыками формирования базы журналистов, классификации каналов продвижения, рассказывали о форматах взаимовыгодного партнерства со СМИ и новыми медиа.
Департамент медиа питерской Вышки принял участие во Всероссийском форуме деловых СМИ
Профессора питерской Вышки выступили на XV Всероссийском форуме деловых СМИ в Москве. На площадке форума известные журналисты, бизнес-эксперты, руководители СМИ и представители научного сообщества обсудили актуальные вопросы медиаотрасли в новых экономических условиях.
Стартует проект «Медиакласс в ВШЭ»
26 января начинает работу «Медиакласс в ВШЭ». Это лекции, мастер-классы, практикумы, предпрофессиональные каникулы и проектная работа для учеников 10–11-х классов — участников программы «Медиакласс в московской школе».
Медиаграмотность: новые тренды, возможности и вызовы информационной эры
Всероссийская научно-практическая конференция «Медийная и информационная грамотность в России: новейшие тренды» стартовала в Вышке 8 ноября. Организаторами выступили российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Институт медиа факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие приурочено к Глобальной неделе медийной и информационной грамотности, проводимой ЮНЕСКО.
«Задача журналистов — воспитать готовность помочь»
В питерской Вышке завершился совместный просветительский проект «Помогать: как собирать людей и деньги» департамента медиа НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и благотворительного фонда AdVita. Студенты программ «Медиакоммуникации» и «Медиапроизводство и медиааналитика» в течение двух месяцев посещали открытые лекции о благотворительности с практикой в области PR и редактуры. Ребята подготовили первые материалы для фонда, некоторые из студентов останутся на летнюю практику в AdVita.
Подкаст-шоу Вышки «После дедлайна» признано лучшим клиентским медиа 2023 года
В апреле в пресс-центре МИА «Россия сегодня» подвели итоги ежегодного конкурса «Лучшее корпоративное медиа» Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Бренд-медиа Школы коммуникаций НИУ ВШЭ — подкаст-шоу «После дедлайна» — победило в номинации «B2C — клиентские медиа: подкаст». Торжественная церемония награждения лауреатов прошла в рамках международной конференции «Роль корпоративных коммуникаций и СМИ в стратегическом управлении компанией».
«Данных море, вопрос, умеете ли вы их обрабатывать и видеть за цифрами большее»
Россияне продолжают смотреть телевизор почти по 4 часа в день, и примерно столько же времени они тратят на интернет. О последних трендах в медиапотреблении, а также о том, как устроен российский рынок медиаизмерений, экспертам Высшей школы экономики рассказали представители исследовательской компании Mediascope. Встречу с ними организовал факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ.
«Аватар — это образ постчеловека»: как связаны космическое и земное, выясняли на «Медиакосме»
16 февраля состоялась шестая по счету конференция «Медиакосм», организованная факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие традиционно посвящено дискурсивным и недискурсивным способам представления космического через медиа, моду и музыку.
«Весь мир — большое медиа»: эксперты ВШЭ на Российской креативной неделе
С 7 по 10 июля в Парке Горького прошла Российская креативная неделя — главное событие в секторе экономики, связанном с интеллектуальной деятельностью. Участники и гости РКН обсудили основные задачи и проблемы формирования стратегии национального креативного продукта. Эффективные модели работы и жизни в новой экономической реальности предложили на сессиях РКН и эксперты НИУ ВШЭ.
«Чтобы говорить о сторителлинге, русский человек должен сначала научиться отвечать на вопрос "Как дела?"»
В Москве прошел ежегодный фестиваль Telling Stories, организованный факультетом коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ при поддержке Агентства инноваций города Москвы. В первой дискуссии на тему «Сторителлинг. Как говорить, чтобы быть услышанным» приняли участие хедлайнеры фестиваля и эксперты медиаиндустрии. Они поделились личными историями успеха и мыслями о будущем сторителлинга.