Российская психометрика вышла на международный уровень
© Высшая школа экономики
Дмитрий Аббакумов стал первым в истории исследователем из российского университета, выступившим с докладом на конференции Психометрического общества, основанного в 1935 году. О своем исследовании онлайн-обучения и о том, почему Россия так долго не была представлена в мировой психометрической науке, он рассказал порталу ВШЭ.
Чем занимается психометрика
Флагманами в психометрике являются Нидерланды, Бельгия, Великобритания и США. Именно в этих странах уже более ста лет разрабатываются новые подходы и математические модели вычислительной науки о поведении.
Классическая психометрика первой половины XX века измеряла уровень знаний человека через совокупность правильно решенных заданий. Доминировала довольно простая логика: чем больше заданий ты правильно решил, тем ты более подготовлен, более развит, умнее, в конце концов. В 1960-х годах в этой сфере наступил кризис. Почему? Попробую объяснить на примере.
Возьмем двух студентов. Один решил 20 простеньких заданий, другой всего 12, но сложных. Как их сравнивать? Решение созрело у Георга Раша из Копенгагенского университета. Его модель позволяет сравнивать друг с другом студентов, даже если задания меняются. Потому что в этом случае от уровня теста мы можем перейти к уровню отдельного задания как индикатора латентной переменной (знания, подготовленности, способности). То есть мы исследуем латентную переменную не с позиции теста в целом, а с позиции отдельных заданий, каждое из которых является ценным индикатором.
За океаном к той же модели, что Раш, пришел Фредерик Лорд из ETS — крупнейшей в Америке компании в области тестирования, которая разрабатывает такие тесты, как SAT, TOEFL, тесты для MBA.
Как измерить эффективность онлайн-обучения
Модели Раша и Лорда применялись по всему миру, но не в онлайн-обучении. Обе модели смотрят на подготовленность как на статичный параметр, то есть исходят из того, что в рамках теста уровень знаний человека не меняется. Но в онлайн-образовании студент решил новое задание — и у него добавилось знаний, пропустил неделю — и уровень его подготовленности снизился.
Чтобы учесть этот фактор, мы с коллегами предложили расширить модель Раша — добавить туда несколько параметров, чтобы можно было измерять подготовленность студентов в условиях динамичной среды онлайн-обучения. Эта модель учитывает не только правильность ответа, но и паттерн взаимодействия студента с заданием: сколько попыток было совершено и с какой результативностью. Модель учитывает не только то, как студент справляется с проверочными заданиями, но и его активность внутри курса (как он просматривал видео-лекции, скачивал ли материалы для чтения и т.п.). Важно отметить, что модель устойчива к полной или частичной замене заданий в экзаменационном тесте — результаты двух студентов будут сравнимы даже в таком случае.
Такой инструмент может повысить доверие к результатам экзаменов в онлайн-курсах и к онлайн-курсам как форме обучения в целом. Ведь в обществе традиционно к тестам относятся с недоверием, сравнивая их с «угадайкой» или известной телевизионной игрой, где используют помощь друга.
Что происходит с психометрикой в России
Может показаться странным, что наш доклад стал первым из России за восьмидесятилетнюю историю Психометрического общества. Но этому есть объяснение: актуальных исследований и разработок в России длительное время попросту не было. Фактически психометрика как наука у нас стала развиваться всего несколько лет назад.
В Советском Союзе русский аналог психометрики — педология — был под запретом вместе с кибернетикой и генетикой. Все это считалось лженаукой. К 1970-м годам ситуация немного улучшилась, но Запад к этому времени уже успел значительно уйти вперед. Мы же только начали понемногу осваиваться. Вся «движуха» строилась вокруг прикладной психометрики, которая использовала западные математические модели, но ничего нового не предлагала. У нас только сейчас появились результаты, которые влияют на развитие психометрических моделей и психометрических теорий, и с ними уже можно выступать на уровне международного психометрического сообщества.
Центр психометрических исследований в онлайн-образовании НИУ ВШЭ, конечно, проводит и много прикладных исследований, но главное для нас — развивать науку в области динамичной среды онлайн-обучения. Мы смотрим на подготовленность как на многомерный конструкт. Знания студента — это не единое целое, а система из многих компонентов, каждый из которых дает вклад в результаты этого студента на онлайн-экзамене. Мы пытаемся максимально приблизить наши модели к реальности. Это, пожалуй, то, чем кроме нас в России пока никто не занимается.
Аббакумов Дмитрий Федорович
Руководитель Центра психометрических исследований в онлайн-образовании
Вам также может быть интересно:
«Хочу, чтобы Россия стала психометрической державой»
Руководитель Центра психометрических исследований в онлайн-образовании ВШЭ Дмитрий Аббакумов защитил в сентябре диссертацию PhD, посвященную психометрике массовых открытых онлайн-курсов, в Университете Лёвена (Бельгия). Как проходила работа над диссертацией – и какое значение она имеет для развития психометрики в России?
ВШЭ запустила сервис психометрической аналитики онлайн-курсов
На портале «Современная цифровая образовательная среда в РФ» начал работу автоматизированный сервис психометрической аналитики, который по «цифровому следу» слушателей онлайн-курсов помогает повысить качество образовательного контента и эффективность обучения.
НИУ ВШЭ займется разработкой психометрической аналитики онлайн-курсов
Центр психометрических исследований НИУ ВШЭ разработает методику, инструментарий и автоматизированный сервис психометрической аналитики онлайн-курсов в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». НИУ ВШЭ стал победителем конкурса Минобрнауки РФ и получит грант на развитие аналитики онлайн-обучения.
Надежный тест — это целая наука. Где и как готовят психометриков
Как измерить креативность и критическое мышление — навыки, которые требуются от современного человека? Разрабатывать тесты для измерения подобных «нематериальных» вещей будут уметь выпускники программы «Измерения в психологии и образовании». О том, чему еще учат на программе, рассказывает ее академический руководитель Елена Карданова.
Навыки «на кончиках пальцев»
В 2010 году в Высшей школе экономики была открыта магистерская программа «Измерения в психологии и образовании». О том, чему и как учат на программе, рассказывают научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ВШЭ Елена Карданова и студентка первого курса магистратуры факультета психологии Анна Горбунова.