ВШЭ запустила сервис психометрической аналитики онлайн-курсов
На портале «Современная цифровая образовательная среда в РФ» начал работу автоматизированный сервис психометрической аналитики, который по «цифровому следу» слушателей онлайн-курсов помогает повысить качество образовательного контента и эффективность обучения.
Сервис психометрической аналитики разработан НИУ ВШЭ по заданию Минобрнауки России в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» для повышения эффективности освоения онлайн-курсов. Сервис интегрирован в качестве подсистемы портала online.edu.ru, что делает его функционал доступным всем разработчикам онлайн-курсов, зарегистрированным на данном ресурсе. Аналитика поможет им улучшить содержание онлайн-курсов, оптимизировать наполнение под различные группы студентов, сделать объективным оценивание результатов тестов, опираясь на большие данные.
«Сегодня в мире огромными темпами развивается специальное направление науки — психометрика, она позволяет существенно повысить качество и надежность процедур оценки в онлайн-курсах. На основе достижений психометрики с помощью искусственного интеллекта можно будет создавать множество вариантов экзаменационных заданий. Компьютерные технологии помогут повысить эффективность и доверие к онлайн-обучению, а также утвердить онлайн-курсы в качестве равноправных элементов образовательной программы наряду с занятиями в аудиториях. Сервис психометрической аналитики, который разработали специалисты Высшей школы экономики, — одна из таких технологий», — отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
При прохождении онлайн-курса его слушатели оставляют так называемый «цифровой след»: статистику по просмотрам видеоматериалов, по выполнению тестовых заданий (время прохождения, количество попыток, соотношения правильных/неправильных ответов), по оценке работ других студентов (peer review). Этот массив данных, который хранится на платформе онлайн-курсов, теперь может быть проанализирован в автоматическом режиме при помощи нового сервиса.
Сервис анализирует онлайн-курс по четырем основным направлениям: трудности контента, изменению подготовленности студентов, взаимодействию студентов с контентом, анализу оценочных средств. Аналитический отчет, который получает разработчик курса, включает в себя рекомендации по его модернизации с целью повышения качества онлайн-курса. Отчёты и рекомендации позволяют оптимизировать трудность и доступность содержания курса для слушателей, увеличить вовлечённость студентов, привести в соответствие уровни сложности курса и подготовленности учащихся, а также улучшить оценочные средства онлайн-курса (тестовые задания и задания на взаимное оценивание).
«На этапе разработки сервиса было проанализировано и доработано 270 онлайн-курсов. Более 100 авторов, разработчиков и методистов прошли обучение в НИУ ВШЭ по работе с аналитикой, а для будущих пользователей сервиса разработан и опубликован в открытом доступе электронный справочник, содержащий методические материалы и рекомендации по модернизации онлайн-курсов. Улучшенные курсы стартуют в рамках осенней сессии», — комментирует директор по онлайн-обучению ВШЭ Евгения Кулик.
После внесения корректив онлайн-курс вновь проходит автоматическую психометрическую экспертизу и получает соответствующий «знак качества» — отметку в паспорте курса на ресурсе online.edu.ru. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» уделяет большое внимание оценке качества онлайн-курсов, их всесторонней экспертизе и повышению эффективности обучения. Многосторонняя экспертиза служит повышению конкуренции между платформами и разработчиками, стимулирует авторов к улучшению качества онлайн-курсов, обеспечивает доступ к достоверной информации об онлайн-курсах образовательным организациям и студентам при реализации виртуальной академической мобильности, формирует доверие со стороны пользователей и образовательных организаций к онлайн-обучению в целом.
НИУ ВШЭ выиграл конкурс на разработку проекта «Разработка и внедрение методики и инструментария психометрической аналитики онлайн-курсов» приоритетного проекта «СЦОС» в 2017 году.
Психометрика как наука сформировалась более века назад. Сегодня психометрика занимается широким спектром задач от персонализированного обучения и анализа пользователей в социальных сетях до медицинской аналитики, и является ядром вычислительной науки о поведении. Флагманами в психометрике являются Нидерланды, Бельгия, Великобритания и США. В России психометрика онлайн-обучения как наука стала развиваться фактически всего несколько лет назад.
Центр психометрических исследований в онлайн-обучении НИУ ВШЭ был создан в июне 2016 года на базе Дирекции по онлайн-обучению НИУ ВШЭ. Это первый в России центр, специализирующийся на психометрике онлайн-обучения.
СЦОС — приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда» в сфере профессионального образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Кулик Евгения Юрьевна
Директор по онлайн-обучению
Робот Гэри рекомендует
Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.
Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…
«Вместо компьютерных игр изучайте математику, комбинаторику, числа Каталана»
19 ноября, 2024 г.
Как обеспечить себе место в магистратуре НИУ ВШЭ заранее
13 ноября, 2024 г.
НИУ ВШЭ открывает прием заявок на юбилейную Ясинскую конференцию
18 ноября, 2024 г.
Путь девушек в IT: исследование Яндекс Образования и НИУ ВШЭ
21 ноября, 2024 г.
Вам также может быть интересно:
«Хочу, чтобы Россия стала психометрической державой»
Руководитель Центра психометрических исследований в онлайн-образовании ВШЭ Дмитрий Аббакумов защитил в сентябре диссертацию PhD, посвященную психометрике массовых открытых онлайн-курсов, в Университете Лёвена (Бельгия). Как проходила работа над диссертацией – и какое значение она имеет для развития психометрики в России?
Интенсив U4Uonline дает региональным вузам новые возможности в развитии онлайн-образования
В учебном центре ВШЭ «Вороново» с 10 по 14 сентября пройдет образовательный интенсив U4Uonline для вузов, внедряющих в свои учебные планы онлайн-курсы Вышки. Организовала интенсив Дирекция по онлайн-обучению ВШЭ. Помимо новых компетенций участники U4Uonline получат преимущества при поступлении на стажировки по программе поддержки региональных вузов.
Благодаря проекту ВШЭ иностранные студенты заговорят на русском, как на родном
Преподаватели и студенты нескольких факультетов Вышки объединили усилия для создания проекта «Как скажешь» — онлайн-курса для иностранных студентов, которые хотели бы не просто выучить грамматику, но и понимать особенности разговорной речи.
Онлайн-специализация НИУ ВШЭ «Advanced Machine Learning» получила награду от Coursera
Англоязычная специализация «Advanced Machine Learning», созданная Вышкой в партнерстве с Яндексом, стала первым в России онлайн-курсом, который получил премию «Outstanding Educator Award» от глобальной платформы Coursera. Специализация была отмечена в категории «Инновации».
Онлайн-курсы НИУ ВШЭ прошли сертификацию итоговых тестов
Центр психометрических исследований в онлайн-образовании НИУ ВШЭ провёл оценку итоговых тестов в онлайн-курсах Вышки на платформе «Открытое образование». По результатам оценки авторы онлайн-курсов получили сертификаты, которые подтверждают качество тестовых заданий.
Российская психометрика вышла на международный уровень
Дмитрий Аббакумов стал первым в истории исследователем из российского университета, выступившим с докладом на конференции Психометрического общества, основанного в 1935 году. О своем исследовании онлайн-обучения и о том, почему Россия так долго не была представлена в мировой психометрической науке, он рассказал порталу ВШЭ.
ВШЭ обучает вузы методикам преподавания в формате blended learning
Вышка начала экспериментальную программу «Развитие обучения в формате blended learning», предназначенную для вузов, использующих у себя онлайн-курсы ВШЭ. В начале июля преподаватели этих вузов приняли участие в летней школе по смешанному обучению.
Вышка ведет запись на 7 новых онлайн-курсов
Пять из них стартуют на Национальной платформе открытого образования осенью. Обучение на еще двух — англоязычных, на платформе Coursera — начнется в ближайшее время.
От Гомера до финтеха: 10 новых онлайн-курсов НИУ ВШЭ
Вышка открывает запись на новые онлайн-курсы на Национальной платформе открытого образования. Занятия на них начнутся в сентябре.
Как с пользой провести лето онлайн
В июне Вышка открывает два новых образовательных курса на Coursera и запускает акцию «Лето онлайн» на Национальной платформе открытого образования: впервые там можно будет пройти курсы ВШЭ в летний период.