• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Федеральную контрактную систему поймали на плагиате

Газета. 1 марта 2010

Проректор ГУ-ВШЭ, директор Института анализа предприятий и рынков Андрей Яковлев представил доклад экспертов ГУ-ВШЭ "Система госзакупок: на пути к новому качеству".

Концепция Федеральной контрактной системы (ФКС), которая будет регулировать сферу госзакупок, готова к внесению в правительство, сообщили в Минэкономразвития. Однако документ, подготовленный министерством, получил отрицательное заключение Федеральной антимонопольной службы (ФАС). По мнению службы, концепция ФКС не только не включает никаких новых идей, копируя положения Бюджетного и Гражданского кодексов, но содержит откровенно коррупционные положения.

В опубликованном в четверг докладе Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) "Система госзакупок: на пути к новому качеству" приводится краткое описание Федеральной контрактной системы. "Целью ФКС должно являться создание единого цикла удовлетворения федеральных государственных нужд, который позволяет обеспечить выполнение обязательств государства, адекватное потребностям государства качество поставляемых товаров, работ и услуг, эффективное использование ресурсов, надежное управление технологическими и экономическими рисками, существенное снижение коррупции в государственном секторе", - сказано в докладе.

Иными словами, ФКС должна увязать воедино потребности заказчиков, критерии выбора продукции и услуг для удовлетворения этих потребностей, способы размещения этого заказа и процедуры контроля за тем, как используются закупленные товары и услуги.

По словам советника министра экономического развития Ольги Анчишкиной, концепция ФКС сейчас вносится в правительство.

В ГОСЗАКУПКАХ НЕТ СИСТЕМЫ

В докладе ГУ-ВШЭ отмечено, что сейчас отсутствие общей связки в сфере госзакупок сохраняет коррупционность системы и увеличивает нагрузку на добросовестных заказчиков, которые четко следуют установленным правилам. В итоге именно на них ложится груз издержек.

"Предлагаемая Минэкономразвития концепция ФКС способна дать хороший результат после того, как она начнет работать", - говорит директор Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев, знакомый с документом. Однако ФАС уже дала отрицательное заключение на концепцию ФКС (есть в распоряжении "Газеты").

"Во-первых, если понимать ФКС в предложенном ключе, то она у нас уже есть - это Бюджетный кодекс, Гражданский кодекс и закон о госзакупках. Во-вторых, она содержит ряд явно коррупционных норм - например, возможность выбора процедуры размещения заказа при закупке сложной продукции самим заказчиком, что перечеркивает планы по переходу на электронные аукционы", - говорит начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаил Евраев.

СЛОЖНОЙ ПРОДУКЦИИ НУЖНЫ ОСОБЫЕ ПРАВИЛА ЗАКУПОК

По словам Ольги Анчишкиной, в рамках концепции предполагается внесение поправок в закон о госзакупках в части регулирования закупок научно-исследовательских работ и сложной инновационной продукции.

Сейчас сложная продукция закупается по тем же процедурам, что и остальная, однако при выборе поставщика качеству уделяется больше внимания, чем цене. "На оценку качества отводится 45%, тогда как при закупке обычных товаров вес этого фактора только 20%", - говорит Андрей Яковлев.

Андрей Яковлев считает, что покупатели сложной продукции должны иметь возможность самостоятельно выбирать, какой критерий (цена, качество или сложность) будет иметь наибольший вес.

"Кроме того, необходим мониторинг результатов исполнения научно-исследовательских работ и производства сложной продукции. Если работа была выполнена качественно и в срок, то такой поставщик может получить, например, дополнительные баллы, что позволит ему при участии в следующих торгах иметь больше шансов получить заказ", - говорит Андрей Яковлев.

Между тем в ФАС выступают категорически против предоставления свободы выбора заказчику услуг и товаров. "Если мы дадим заказчику возможность выбирать, как именно должен размещаться заказ, то мы вернемся к тому, что имели до принятия закона о госзакупках, то есть к непрозрачности системы и отсутствию конкуренции", - считает Михаил Евраев.