Правительство планирует увеличить пошлины на ввоз иномарок
Генрик Пеникас (Высшая школа эеономики): "Вряд ли ограничительные меры себя оправдают. Вслед за иномарками, скорее всего, подорожает и продукция наших автозаводов."
Телеканал "3 Канал", программа "Город"
В: Это "Третий канал", программа "Город", в студии Роман Бабаян, мы продолжаем. С первого января 2009 правительство планирует увеличить пошлины на ввоз иномарок. Решение объясняют, как обычно, желанием поддержать отечественного производителя. Одновременно с этим многие банки перестали давать автокредиты, из-за чего спрос на машины резко упал. Спасут ли заградительные меры отечественный автопром. Сколько будут стоить машины после нового года, и почему москвичи предпочитают новым "Жигулям" поддержанные иномарки. Об этом в "Городе" тема.
КОР: Судя по дорожной ситуации в Москве, переизбыток машин. Впрочем, в пересчете на душу населения их не так много. По этому показателю по-прежнему отстаем от Западной Европы. А скоро стать счастливым обладателем легковушки станет еще сложнее.
В: Из-за кризиса, спрос на машины падает по всему миру. Автогиганты уже на 20 процентов сократили объемы производства. Но если за рубежом спрос пытаются стимулировать снижением цен, то у нас готовятся к очередному подорожанию.
МУЖЧИНА: Я собирался покупать еще один автомобиль жене, как бы, и я думаю, что вот до Нового года сейчас будем это делать. Собирались после Нового года взять, что-нибудь посвежее. Но мы решили взять вот пораньше.
ВЛАДИМИР МОЖЕНКОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АВТОСАЛОНА): Сейчас и кредиты на покупку машин, они увеличили залоговые обязательства, таможня сейчас увеличится. Как бы это конечный продавец, он свою прибыль, маржу он не будет терять, соответственно, увеличится цена автомобиля.
КОР: Салон дорогих немецких авто. В силу вступили предновогодние скидки. Но покупателей стало не намного больше.
МУЖЧИНА: Стоимость автомобиля от полутора миллионов рублей.
КОР: О таком "Джипе" Татьяна мечтала давно. Целый год копила деньги на первый взнос. Красиво все.
МУЖЧИНА: Настройте под себя сиденье.
ЖЕНЩИНА: Помогите мне, пожалуйста, это сделать.
КОР: Но банк недавно увеличил сумму ежемесячных выплат. Теперь вместо 15 тыс. нужно перечислять в полтора раза больше. Новая машина оказалась не по карману.
ВЛАДИМИР МОЖЕНКОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АВТОСАЛОНА): Сроки увеличились. Здесь банки оказались не на высоте по ряду причин. С этим нужно разбираться.
КОР: В этом автосалоне продают относительно недорогие "Ford", "Nissan". Покупатели, которых встретили мы, не скрывают, что берут машины за наличные.
— Я в кредит не буду покупать.
— Если пользоваться услугами банков, опасения будут всегда. Можно рассчитывать только на себя.
КОР: Хозяин автосалона говорит, что на западе цены падают за счет серьезной помощи банкам со стороны государства. У нас к проблеме подходят иначе.
ИГОРЬ ПОНОМАРЕВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ ГРУППЫ КОМПАНИЙ-АВТОДИЛЕРОВ): На западе, в основном, принято сейчас доливать ликвидность именно в банки, которые занимаются автокредитованием, для того, чтобы стимулировать именно потребителя. А уже потребитель должен придти и сделать свой выбор. У нас же, в общем-то, скорее всего, это будет по-другому. Правительство напрямую будет поддерживать производителей, что, в общем-то, наверное, неправильно.
КОР: Кроме льготных кредитов, отечественный автопром ждет еще один подарок. Правительство одобрило проект-постановление о повышении ввозных пошлин на иномарки.
ИГОРЬ ПОНОМАРЕВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ ГРУППЫ КОМПАНИЙ-АВТОДИЛЕРОВ): Кроме того, что повышается сама пошлина, еще происходит повышение НДС. Потому, что он сверху идет и так далее. Евро составляющая там увеличивается.
ВЯЧЕСЛАВ СУББОТИН (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА АВТОМОБИЛЬНОГО ЖУРНАЛА): Владелец или кто занимается этим бизнесом, вынужден будет заплатить полтора евро с кубика. Полтора евро, представляете? 3000 евро за 5-летний автомобиль, скажем.
КОР: Нововведение коснется как подержанных, так и новых легковушек. В итоге иномарки подорожают примерно на 10%.
ВЛАДИМИР МОЖЕНКОВ (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АВТОСАЛОНА): Автопроизводители, а их большинство построили заводы и выпускают некоторым модели автомобилей. Они немножко выигрывают, но в целом рынок от этого проиграет.
ИГОРЬ ПОНОМАРЕВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ ГРУППЫ КОМПАНИЙ-АВТОДИЛЕРОВ): Вслед за тем как на G20 было принято решение не возводить новых торговых барьеров, и тут же наше правительство принимает вот такое неоднозначное решение. Это, конечно, уже является очередным барьером.
КОР: Получить разъяснение в министерстве промышленности и торговли, где готовится постановление, нам не удалось, зато проблемы охотно комментировали простые автовладельцы.
АВТОВЛАДЕЛЕЦ1: Я не вижу смысла подъема, это только поддержать отечественного производителя, не более того. Но как бы было бы, что поддерживать.
АВТОВЛАДЕЛЕЦ2: Но я к своему производителю не отношусь отлично. Мне не нравятся Российские машины. Они быстро ломаются.
АВТОВЛАДЕЛЕЦ3: Отрицательно.
КОР: Почему же, у Вас машина отечественного производителя.
АВТОВЛАДЕЛЕЦ3: Да, у меня еще и "Джип" есть. Просто я по Москве езжу на "Жигули"
КОР: Крупнейший российский автопроизводитель "ВАЗ" постепенно теряет свою долю на рынке. За три года она сократилась на 14%. Эти данные подтвердил и наш опрос — лишь один водитель признался, что предпочитает "Жигули".
Как относитесь к введению пошлин — плохо это или хорошо? Иностранные машины будут дороже.
— Это хорошо же.
КОР: Дороже будет — это хорошо, но дорого будет покупать же?
— Ну, самое главное я люблю советские — "Ладу" и "ВАЗ-2106".
ВЯЧЕСЛАВ СУББОТИН (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА АВТОМОБИЛЬНОГО ЖУРНАЛА): Пока вот люди по инерции покупают эти машины, просто, ну, опасаются, что мало ли вдруг чего случится. Этот автомобиль я на коленке починю, этот я знаю, дядя Вася тоже знает, как его чинить, а что я буду делать с "Volkswagen" или "Mercedes"?
КОР: Экономист Генрик Пеникас говорит, что вряд ли ограничительные меры себя оправдают. Вслед за иномарками, скорее всего, подорожает и продукция наших автозаводов.
ГЕНРИХ ПЕНИКАС (ЭКОНОМИСТ (ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ): Был первый этап поднятия пошлин на подержанные автомашины, и буквально через месяц был ответ: "подъем цен на машины отечественного производства собственно, на примере "АвтоВАЗа".
В: Пока известие о повышении пошлин привело лишь к затору на границе. До нового года коммерсанты пытаются ввести как можно больше машин для продажи. Потом их бизнес станет убыточным.
МУЖЧИНА: У знакомого вот здесь на Павелецкий вокзал поставляют, они сейчас все в ужасе, потому что они без работы останутся.
ВЯЧЕСЛАВ СУББОТИН (ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА АВТОМОБИЛЬНОГО ЖУРНАЛА): Если мы говорим о том, чтобы спасти, скажем, на "ВАЗе", скажем, 20 тысяч рабочих мест, на "ГАЗе" там 10 тысяч рабочих мест, а при таких пошлинах потеряют рабочие места, больше 100 тысяч человек.
В: После дефолта 98 года легковушки за несколько месяцев подешевели больше, чем в два раза. Теперь, по словам экспертов, на низкие цены рассчитывать не стоит. Производители предпочитают остановить конвейер, но не уступить в цене.