Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В МИЭМ прошла постерная сессия проектов старшекурсников


В 2018 году МИЭМ стал первым подразделением Вышки, официально внедрившим проектную деятельность в учебный план. В системе, при которой в сентябре студенты выбирают проект, а в мае-июне представляют экспертному жюри готовые разработки, январская постерная сессия является точкой промежуточной отчетности.

Постерные доклады – экватор работы над проектами. Студенты презентуют текущие результаты, рассказывают о возникших трудностях и обсуждают пути их решения с экспертами из университета и индустрии.

По словам научного руководителя, и. о. директора МИЭМ Евгения Крука, готовый проект подразумевает наличие результата, который можно предъявить. «Проект отличается тем, что он подразумевает техническое задание и результат, который можно предъявить. Если результат не достигнут, значит проект не выполнен. – говорит Евгений Крук. – Из этого не следует, что все получат двойки. Нет единственного правильного ответа, у каждого решения есть свои плюсы и минусы. И на этапе защиты нужно не просто показать работающую программу или устройство, нужно обосновать свое решение. Получается моделирование реальной работы».

Проектная работа для будущих инженеров особенно важна, так как подразумевает практику в самых разных областях: от hard skills – составления документации, навыков программирования и прототипирования до soft skills – взаимодействия в команде и умения презентовать проект заказчику. В сентябре прошлого учебного года, по словам Евгения Крука, было сформулировано порядка 100 проектов: «Из них 86 мы запустили. Это было достаточно тяжело, потому что нужно было искать если не заказчика из индустрии, то по крайней мере координатора. В этом году их уже 168».

Для некоторых участников это уже второй проект – защитившись на третьем курсе, нынешние четверокурсники захотели снова испытать себя, уже по другому направлению.

Александр Тонков (3 курс, ОП «Информатика и вычислительная техника»)
Проект «Разработка управляющего контроллера для системы комплексной вентиляции нескольких помещений»

Мы разрабатываем систему из нескольких устройств для создания комфортного микроклимата в помещениях. Она работает так: на главный микроконтроллер приходят данные о температуре, влажности, содержании углекислого газа и числе людей в помещении. Обрабатывая эту информацию, система подает больше или меньше воздуха с улицы. То есть наша разработка помогает автоматически проветривать все помещения и приводит температуру и влажность к оптимальным показаниям с помощью нагревателя и увлажнителя.

У нас уже написана серверная часть и приложение под Android, с помощью которого можно контролировать систему и управлять ею в ручном режиме. Мы разработали и схему стенда, имитирующего несколько помещений. На защите проекта весной мы покажем на нем работоспособность системы.

Этот проект, во-первых, решает существующую проблему типовых систем вентиляции, которые часто не справляются с вытяжкой отработанного воздуха. Я сам часто сталкивался с тем, что в помещении встроена вентиляция, но все равно слишком душно, из-за чего снижается концентрация внимания и работоспособность. Во-вторых, хотелось разобраться с микроконтроллерами и их программированием, потому что раньше нравилось работать с более простыми Arduino.

Нам легко работать в команде: мы знакомы друг с другом с первого курса, умеем находить общий язык и решать ключевые задачи. Также нам помогают куратор проекта Кулыгин Владимир Николаевич и научный руководитель Полесский Сергей Николаевич.


Артем Пивко (4 курс, ОП «Информатика и вычислительная техника»)
Проект «Разработка системы VR-визуализации для центра обработки данных»

Сейчас мониторинг центров обработки производят либо по текстовым таблицам, либо по 2D-диаграммам. Это не очень удобно: тяжело для восприятия и занимает много места, из-за чего приходится использовать много мониторов. Мы же создаем систему, которая будет выводить данные с системы мониторинга центра обработки в виртуальной реальности. Это позволит оптимизировать работу: вместо десятка мониторов можно будет использовать один компьютер и шлем виртуальной реальности. В результате проекта мы планируем получить точную 3D-модель помещения дата-центра, на которую будут накладываться данные в том или ином виде. На постерной сессии мы продемонстрировали рабочий прототип модели: его же покажем нашему заказчику для уточнения технического задания.

Виртуальная реальность всегда была мне интересна. В прошлом году я ею и занимался, но в составе большой проектной группы, получил интересный опыт работы в многочисленном коллективе.

В работе нам помогают научный руководитель Алексей Ролич и преподаватель по компьютерным сетям Александр Овчинников. При этом очень много информации черпаем на интернет-ресурсах.


Артем Никитин (3 курс, ОП «Прикладная математика»)
Проект «Разработка кроссплатформенной игры на платформе Unity»

Мы разрабатываем мобильную игру на платформе Unity. В прошлом году нам захотелось попробовать себя в гейминг-разработке, постепенно появилась и концепция: наша игра является своеобразной композицией крутых фич из различных популярных игр, которые нам нравятся, личного опыта и своих идей. Реализовывать игру решили в виде проекта.

Это первый наш серьезный опыт, и я думаю, что мы справляемся неплохо. В нашей работе нужно уделять внимание каждой детали, так как все тесно взаимосвязано. Взять тот же код: он может быть классно написан, но без красивой внешней оболочки никто не захочет играть в наш продукт, и наоборот — создавая визуальный шедевр (как великие художники), мы не можем позволить себе не думать о соответствующем функционале, иначе вся работа практически ничего не будет стоить.

Мне кажется, что игра получается очень похожей на нашу команду: как в ней переплетаются разные аспекты, которые делают из неё «конфетку», так и мы работаем вместе, используя сильные стороны каждого. Общими усилиями мы хотим сделать игру, которая порадует не только остальных людей, но и нас самих. Конечно, проект постоянно модифицируется, некоторые механики пересматриваются, добавляются новые. Результат будет отличаться от того, каким мы видели его вначале, но я уверен, что эти изменения в лучшую сторону: наша команда точно приложит максимум усилий, чтобы все было сделано на отлично.


Артем Кацевалов (3 курс, ОП «Информатика и вычислительная техника»)
Проект «Разработка интерактивного программного комплекса на базе сенсорного моноблока»

В здании МИЭМ с момента открытия установлены сенсорные моноблоки, предназначенные для помощи студентам, преподавателям и гостям университета в навигации и получении необходимой информации. Но они до сих пор не функционируют. Наша команда решила разработать программное обеспечение, удобное и безопасное в использовании.

Для начала мы узнали у студентов и преподавателей: какую информацию они хотели бы получать через моноблоки? Для этого мы провели опрос, и на его основе решили реализовать такие фичи, как навигация по корпусу, расписание, свободные аудитории, актуальное меню столовой, состав комплексного обеда и новости факультета. Например, если вы хотите узнать, как пройти в аудиторию, то на схеме здания система покажет вам путь с помощью анимации и текстовых подсказок, но без звукового сопровождения, а расписание будет очень похоже на привычный всем РУЗ и HSE App.

Сейчас проект близится к концу, но объем работы только увеличивается. Нужно многое тестировать и исправлять, а это, как недавно выяснилось, самая ресурсозатратная часть. Но мы справимся.


Дарья Кандалина (3 курс, ОП «Прикладная математика»)
Проект «Smart медицина»

Мы создаём удобное специализированное программное обеспечение для врачей и медработников, которое позволяет легко проводить анализ медицинских показателей. В нашей команде пять человек. В первую очередь, мы должны были разобраться с самими методиками, которые хотим реализовать в ПО, сделать их подробное описание, понятное и для врачей. Основное преимущество нашей программы — продуманная цепочка рекомендаций по последовательности шагов при проведении анализа и помощь в интерпретации результатов при получении итоговых таблиц и графиков.

Работа над проектом продолжается: модуль «множественной регрессии» уже реализован и показывает корректные данные, но еще требует доработки. Потом мы будем разрабатывать интерфейс для анализов. В конечном итоге мы надеемся на их удачную реализацию в виде полностью работающей программы. И, конечно же, в перспективе — расширение функционала, совершенствование продукта с точки зрения удобства использования и соответствия новым тенденциям IT-рынка.


Виталий Степанянц (3 курс, ОП «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»)
Проект «Система ДУ Роботом»

Мы вчетвером разрабатываем носимую систему для считывания движений человека. Полученные данные можно использовать как в сфере управления роботами, так и в сфере их обучения. Под каждое применение просто нужно написать отдельную программу, а аппаратная часть системы не изменяется.

С самого начала нам пришлось прочитать и обдумать много информации, чтобы понять, в какую сторону двигаться – опыта разработки у нас не было. К защите проекта нам еще предстоит разработать очень много: модель размещения и крепления датчиков, электрическую схему для сбора данных и питания системы, ПО для сбора данных в системе и их подготовки для отправки на управляемый объект, API для дистанционного управления роботом, NAO для демонстрации работы системы. На данный момент мы заканчиваем этап разработки ПО для работы с данными.


Редакция новостной службы благодарит студенток первого курса МИЭМ Ирину Тараскину, Валерию Немну и Полину Подкопаеву за помощь в подготовке материала.

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Вместо компьютерных игр изучайте математику, комбинаторику, числа Каталана»

В начале ноября прошел финал ИТ-чемпионата True Tech Champ от МТС, собравшего более 12,5 тысячи школьников, студентов и молодых специалистов. Победителем трека «Алгоритмическое программирование» стал студент факультета компьютерных наук (ФКН) НИУ ВШЭ Александр Бабин.

19 ноября, 2024 г.

Как обеспечить себе место в магистратуре НИУ ВШЭ заранее

1 декабря состоится вебинар «В магистратуру Вышки без экзаменов», на котором представители университета расскажут о проектах преднабора, дающих преференции при поступлении в магистратуру. Мероприятие ориентировано на студентов и выпускников бакалавриата/специалитета, заинтересованных в дальнейшем обучении. Для участия требуется регистрация.

13 ноября, 2024 г.

НИУ ВШЭ открывает прием заявок на юбилейную Ясинскую конференцию

Высшая школа экономики объявила о приеме заявок с научным докладом на XXV Ясинскую (Апрельскую) международную научную конференцию. Программа конференции ориентирована на пять научных тем по проблемам развития экономики и общества, сохранит междисциплинарность и будет открыта для участия ведущих ученых России и мира. Основные мероприятия XXV ЯМНК пройдут в Москве с 15 по 18 апреля 2025 года.

18 ноября, 2024 г.

Путь девушек в IT: исследование Яндекс Образования и НИУ ВШЭ

Более четверти студентов образовательных проектов Яндекса — девушки, и их количество с годами растет. Наибольшее число женщин учится на совместных с вузами бакалаврских и магистерских программах (41%) и в сервисе онлайн-образования Практикум (42%). В Школе анализа данных их доля составляет 36%, в Лицее 24%. С целью выяснить, что помогает девушкам на пути в IT, Яндекс Образование и НИУ ВШЭ провели исследование «Факторы, способствующие профессиональному закреплению женщин в IT».

21 ноября, 2024 г.

Вам также может быть интересно:

«Мы искали по-настоящему трудный кейс. А он получился еще сложнее»

На бакалаврской программе «Маркетинг и рыночная аналитика» Высшей школы бизнеса ВШЭ преподавание дисциплины «Проектный семинар» реализуется в формате, позволяющем усилить практическую составляющую программы. В конце июня студенты 3-го курса в рамках проектного семинара представили курсовые работы жюри, в состав которого вошли представители компаний ВТБ, «Лента», «Тинькофф», ООО «Бизнес Эвордс», агентства Media Direction Group, Group4Media, группы компаний «Родная речь».

Выжигая Дарта Вейдера на оргстекле: в Вышке открылась лаборатория для инноваций

В мастерской инноваций, появившейся в МИЭМ, есть все необходимое оборудование для создания инженерного проекта — от станков с числовым программным управлением (ЧПУ) до паяльной станции. А еще в этой лаборатории можно заниматься творчеством. Экскурсию для новостной службы портала провели руководители мастерской Владимир Беланов и Александр Семион.

НИУ ВШЭ впервые проведет кейс-чемпионат для школьников

16 декабря началась регистрация на Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству. Это новое командное состязание, которое проводит НИУ ВШЭ для учеников 9-11 классов и студентов профессиональных колледжей. Генеральные партнеры кейс-чемпионата — Минэкономразвития России и McKinsey & Company. Заявки принимаются до 10 марта.

Студентки МИЭМ придумали «умное МРТ-одеяло»

Разработка была представлена в Научно-технологическом университете «Сириус» в Сочи и заняла первое место на хакатоне по современным проблемам физической науки и индустрии. Соревнование проходило в формате кейс-чемпионата: в течение дня 15 студенческих команд должны были выбрать тему, изучить рынок, разработать концепцию и предложить прототип своего электронного прибора.

Техношоу МИЭМ: от учебы к изобретениям

10 июня в МИЭМ развернули инженерный шоу-рум. Его гости смогли увидеть и испытать лучшие изобретения, придуманные студентами в рамках учебной программы и доведенные ими до действующих прототипов.

Робот вместо курсовой: четыре инженерных проекта студентов Вышки

С этого учебного года в образовательные программы МИЭМ официально внедрена проектная деятельность. Так что нынешние третьекурсники конструировали, паяли или кодили в условиях, максимально приближенных к рабочим. По итогам защиты проектов 10 июня пройдет первое в истории университета Техношоу.

«Мы хотим, чтобы студенты проходили через реальную проектную деятельность»

Современные университеты становятся не только научно-образовательными, но и предпринимательскими центрами. О том, как развивается инновационная инфраструктура Вышки, о привлечении студентов к технологическим бизнес-проектам и о магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» рассказывает вице-президент ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян.

Студенты бакалавриата займутся проектной работой

С нового учебного года одним из основных элементов обучения в бакалавриате ВШЭ становится проектная деятельность. К ней будут привлечены все бакалавры, поступившие в университет начиная с 2014 года. Участие в проектах позволит студентам не только проверить в реальном деле свои знания, полученные во время освоения дисциплин, но и сформировать так называемые «мягкие навыки», soft skills, необходимые для успешной работы.