«Я абсолютный апологет онлайна»
19 марта академический руководитель ОП «Медиакоммуникации» Александр Куприянов провел первый семинар в онлайн-формате. Новостная служба портала поучаствовала в стриминге и узнала у руководителя Медиакома, что ждет оффлайн-образование после окончания пандемии.
Непривычный для большинства опыт дистанционного обучения на поверку оказался простым. Преподаватель делится ссылкой, пройдя по которой, студент устанавливает на компьютер программу Zoom для стрима. Ровно в назначенный час в программе автоматически начинается трансляция. В Zoom можно задавать вопросы с помощью микрофона или отправлять их в общий чат. Кроме того, в инструменте доступна запись и возможность для преподавателя увидеть мониторы студентов. Александр Куприянов объясняет, что именно благодаря последней функции коллеги посоветовали ему использовать для семинара Zoom.
«Мы в своем кругу очень много обсуждали переход на дистанционное обучение, делали тестовые стримы, помогали друг другу настраивать инструменты. У меня еще не было практических занятий в таком формате, только стримы лекций и вебинары. И коллеги подсказали мне, что для семинаров лучше подходит Zoom, я, в свою очередь, помог другим настроить связку Twitch + OBS», – говорит академический руководитель ОП «Медиакоммуникации».
Программа Александра Куприянова не разочаровала, хоть во время семинара ему и не хватало привычной возможности увидеть настройки студенческих компьютеров, чтобы помочь разобраться им с неполадками, так как семинар шел по одной из технических дисциплин.
Я считаю, что все наши сложности с онлайн-обучением возникают, потому что мы пытаемся затащить в него артефакты из оффлайн-мира
«Мы привыкли к студентам заглядывать в тетрадки, чтобы они не списывали, и сейчас мы эту процедуру пытаемся реализовать в онлайне, но у нас это, конечно, не получается, - делится мнением руководитель Медиакома. - И еще нашему университету нужно легализовать онлайн-лекции, потому что до вируса у нас не было такого способа донесения информации. За две недели до карантина я хотел пригласить читать лекции в онлайн-формате преподавателя, который уехал за границу. Мне сказали, что у нас есть только две формы занятий: либо лектор находится в аудитории, либо мы записываем курс на видео. Но профессору было неинтересно и некогда делать запись - он отказался. Сейчас это была бы абсолютно нормальная ситуация».
Академический руководитель ОП «Медиакоммуникации» уверен: после окончания пандемии учебные заведения не захотят полностью возвращаться к привычному формату обучения. В частности, считает он, перемены ждут Высшую школу экономики: «Однозначно мы окажемся одним из тех университетов, которые полностью не вернутся в оффлайн, и то же самое произойдет с нашей программой. С каждым годом мы будем сокращать оффлайн-часть процесса обучения. Я абсолютный апологет онлайна».
Преподаватель подчеркивает, что благодаря вирусу у университетов появилась прекрасная тестовая площадка для использования новых технологий в образовании. Для Вышки эта тема особенно актуальна: большинство программ не требуют работы с материальным миром (в лабораториях, с оборудованием), только – с текстами, цифрами или программами.
Коллегам, еще не работавшим в дистанционном формате, Александр Куприянов советует «пробовать и обживаться в новых условиях» и рекомендует инструменты, которые активно использует сам: «OBS (Open Broadcaster Software) – это такая программа, которая управляет стримом, то есть она снимает на камеру, упаковывает сигнал и передает на платформу – Youtube или Twitch. Я бы предложил коллегам использовать для лекций связку OBS + Youtube, потому что там можно раздавать доступ по ссылке. Для семинаров идеально подходит Zoom. Для этого не нужно особенное оборудование - только компьютер, микрофон и наушники на случай плохой слышимости».
Перечень цифровых сервисов для онлайн-коммуникации можно увидеть здесь.
Как подготовиться к переводу обучения на дистанционный формат