• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сравнение с Китаем — не в пользу России

Независимая газета. 3 октября 2013

Главное различие заключается в эффективности промышленной политики.

Российские чиновники очень не любят сравнения России с Китаем, называя их некорректными. Однако иностранные экономисты считают такое сопоставление допустимым. Сравнительный анализ промышленной политики и эффективности государства в РФ и КНР представил Высшей школе экономики приглашенный научный сотрудник Майкл Рохлиц. Его основные выводы явно не в пользу России. В нашей стране недофинансируются инфраструктура, образование и импорт современных технологий. Кроме того, в КНР губернаторы более самостоятельны и их работа оценивается по экономическим успехам, тогда как в РФ приоритет отдан лояльности и сохранению статус-кво.

Одно из главных различий Китая и России —принципы регионального управления. В Китае действует «региональная децентрализованная авторитарная система», которая предполагает высокую автономию регионов в экономической политике. При этом чиновники на всех административных уровнях по всей стране должны стимулировать экономический рост, поскольку именно экономические показатели — это самые важные критерии при кадровом продвижении чиновников, пишет научный сотрудник итальянского Института рыночных технологий Лукка и ВШЭ Майкл Рохлиц.

Российское управление экономист называет «основанной на лояльности патримониальной системой покровитель-клиент». При этом самостоятельность в политической и экономической сферах не поощряется. Риск в процессе реализации новых проектов велик, а возможные достижения федеральная власть может и не оценить. Страх перед ошибками блокирует все нововведения, так как их провал может привести к завершению политической карьеры. Главным условием успеха российских губернаторов и всей региональной властной элиты является их политическая лояльность центру, а не экономическое развитие подведомственных территорий, считает Рохлиц. В качестве примера экономист приводит территории с крупными устаревшими предприятиями. Перспективы их реконструкции непонятны. А сохранение статус-кво на подобных неконкурентоспособных предприятиях позволяет мобилизовать работников голосовать за поддержку региональной или федеральной власти.

Взаимодействие государства и бизнеса в России затруднено.

Предприниматели неохотно раскрывают информацию о своем бизнесе, а бизнес-ассоциации создаются с целью защиты предпринимателей, а не с целью развития диалога с властью. Местные предприниматели стараются избежать тесного контакта с государственными структурами, поскольку последние часто оказываются хищниками. Коммерческая информация, которая попала в руки к чиновникам, может оказаться у конкурентов или корпоративных рейдеров. Нередко в роли хищников оказываются структуры, прямо связанные с региональными чиновниками.

Такая практика ухудшает деловой климат в РФ.

Но принципы регионального управления — не единственное отличие Китая от России. В РФ необоснованно высокие затраты бюджета на престижные объекты при явном недофинансировании базовой инфраструктуры. В то же время в КНР идет широко масштабное строительство дорог, аэропортов, глубоководных морских портов, электростанций.

В Китае лучше финансируется система образования, которая в большей степени включена в международное сотрудничество. Число международных научных публикаций и патентов Китая более чем в пять раз превышает число аналогичных российских работ, отмечает Майкл Рохлиц.

Еще одно отличие — разрыв между обещаниями и реальностью. В России реализация анонсируемых проектов крайне низка, тогда как промышленная политика Китая в большей степени ориентирована на достижение результата, в том числе и на рост технологичности собственного производства. Несмотря на наличие в РФ различных институтов и механизмов развития — создание специальных экономических зон, кластеров, технопарков, государственных корпораций, венчурных фондов, не происходит самого главного — новые технологии внедряются в отечественное производство крайне медленно. Или вообще ничего не происходит.

В качестве примера Рохлиц сравнивает внедрение высокоскоростных железнодорожных перевозок. В отличие от России Китай смог перейти от импорта готовой продукции к производству собственных локомотивов. Россия же ограничилась лишь закупками готовых высокоскоростных поездов.

Хотя успехи Китая очевидны, переносить принципы его политики на российскую почву было бы ошибкой, считают российские эксперты. «У Китая и России разные условия для развития. Нам нужно заниматься не столько поддержанием роста, сколько изменением структуры экономики. В России очевидны перекосы, которых нет в Китае. У нас обрабатывающие отрасли неконкурентоспособны, а львиная часть всех валютных поступлений в страну обеспечивается за счет экспорта сырья. В Китае же экспорт и экономика в целом хорошо диверсифицированы. При этом рост экономики в Китае обеспечивается за счет дешевой рабочей силы. А средняя производительность труда в китайской экономике втрое ниже, чем в российской», — указывает аналитик компании AForex Нарек Авакян.

«Обе страны практически одновременно начали переход от командного к рыночному типу экономики и сохранили высокую степень вовлеченности государства в экономические процессы. В отличие от Китая, которому удалось органично сочетать положительные элементы двух систем, России пока не удается достичь в этом большого прогресса. Причина — в отсутствии устойчивой и долгосрочной системы стимулов, которые бы содействовали переходу к более сбалансированной структуре промышленности и выпуску инновационной и конкурентоспособной продукции», — говорит аналитик по макроэкономике UFS IC Станислав Савинов.

«Китай смог достичь прогресса, становясь мировым производственным центром.

Россия же не имеет таких объемов дешевой рабочей силы, как у Поднебесной. Россия пытается слезть с нефтяной иглы и поставить национальную экономику на инновационный путь развития. А различия в объеме полномочий муниципальных руководителей обусловлены особенностями политической системы стран. Кроме того, российские руководители нуждаются в строгом контроле и даже жестком выговоре для продуктивной работы. Коррупция в Китаев разы ниже российской из-за действующей смертной казни, на которую наша страна наложила мораторий», — полагает первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова.