• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты Вышки разобрались, кто должен нести ответственность за действия искусственного интеллекта

Эксперты Вышки разобрались, кто должен нести ответственность за действия искусственного интеллекта

© iStock

Искусственный интеллект (ИИ) вскоре может стать участником принятия юридически значимых решений, система ИИ фактически будет наделена властью, считают эксперты Института права цифровой среды НИУ ВШЭ. Поэтому должен быть решен вопрос о порядке ответственности в случае «автоматизированного принятия решения». О том, должны ли отвечать за действия системы ее разработчики и какие меры государство может принять для развития инвестпроектов в сфере ИИ, эксперты рассказали в специальном докладе.

В докладе «Правовые аспекты использования искусственного интеллекта: актуальные проблемы и возможные решения» отмечается, что уже в самое ближайшее время во всем мире будет наблюдаться процесс постепенного правового признания тех или иных «действий» системы искусственного интеллекта и их последствий, а также формализации этих действий. Быстрое развитие технологий искусственного интеллекта ставит вопрос о правовом статусе использования систем ИИ, обладающих разной степенью автономности: по некоторым прогнозам, к 2075 году мыслительные процессы роботов уже нельзя будет отличить от процессов мышления человека.

Эксперты подчеркивают, что «принятие юридически значимых решений может обладать характером властного воздействия, то есть, по сути, система ИИ фактически будет наделена властью, в этом случае должен быть определенно решен вопрос о порядке ответственности в случае такого автоматизированного принятия решения».

Расширение использования ИИ поднимает много проблем, одной из важнейших является достижение баланса между экономическими интересами и интересами общества, ставшая отражением глубокого конфликта выгоды и морали. В России этические проблемы развития и использования цифровых технологий в РФ не являются на данный момент действительно важной частью повестки не только государственных органов власти и коммерческих структур, но и общества в целом, подчеркивают авторы доклада.

Тем не менее, этой темой государству придется заниматься. При рассмотрении ответственности ИИ целесообразно говорить, в первую очередь, о деликтной ответственности, то есть меры ответственности должны быть установлены как реакция на вред, который ИИ может причинить или причиняет.

«В случае признания ИИ только объектом права, к чему пока что склоняются в мире, ответственность должна быть распределена по разным этапам жизненного цикла ИИ (этап разработки, этап эксплуатации, этап утилизации). При этом ответственность ИИ сводится не к карательно-воспитательным мерам, а к установлению действенного механизма управления рисками», — считают эксперты Вышки.

В свете возможного возложения ответственности на разработчиков необходимо хотя бы на начальных этапах предусмотреть сбалансированную систему иммунитетов для них, добавив обязательное страхование ответственности, а также регистрацию систем ИИ. В случае признания ИИ субъектом возможно установление режима совмещенной ответственности, когда субсидиарную ответственность могут нести и создатель ИИ, и его владелец или иной субъект, говорится в исследовании.

Эксперты Вышки также предложили способы устранения барьеров для инвестпроектов в сфере искусственного интеллекта и робототехники. В частности, речь идет о создании экспериментальных правовых режимов для разработки новых технологий специальных правовых режимов для привлечения инвестиций, предусматривающих налоговые льготы.

Читать доклад

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ и «Яндекс» проведут международную олимпиаду по ИИ для студентов

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и «Яндекс Образование» открывают набор на участие в олимпиаде Artificial Intelligence and Data Analysis Olympiad (AIDAO). Это первая совместная олимпиада по искусственному интеллекту университета и ИТ-компании для студентов разных стран. Участники попробуют силы в решении сложных задач из сферы науки и индустрии и познакомятся с экспертами из Вышки и «Яндекса», а победители получат денежные призы.

Искусственный интеллект в университете: вызовы и задачи

На форуме «Технопром-2024», прошедшем в Новосибирске, Высшая школа экономики организовала круглый стол, посвященный обсуждению роли искусственного интеллекта в образовании. Как технологии ИИ помогают выводить качество образования в НИУ ВШЭ на новый уровень, рассказали представители университета.

Красота в деталях: ученые Вышки и AIRI разработали метод высококачественного редактирования изображений

Исследователи Центра ИИ НИУ ВШЭ, AIRI и Бременского университета разработали новый метод редактирования изображений на основе глубинного обучения — StyleFeatureEditor. Он позволяет точно воссоздавать мельчайшие детали изображения и сохранять их при редактировании. С его помощью пользователи смогут изменять цвет волос или выражение лица без потери качества изображения. Результаты работы опубликованы на самой цитируемой конференции по компьютерному зрению CVPR 2024.

Победители Международной олимпиады по ИИ поступили в НИУ ВШЭ

В середине августа в Болгарии состоялся финал первой Международной олимпиады по искусственному интеллекту (IOAI) среди старшеклассников. Сборная России показала отличный результат: в научном туре команда завоевала золотые медали, в практическом — серебряные и оказалась первой по сумме баллов за оба тура. Два участника сборной в этом году стали студентами факультета компьютерных наук ВШЭ.

В систему добровольной сертификации в области ИИ «Интеллометрика» включены первые лаборатории

В России вступает в действие система добровольной сертификации технологий искусственного интеллекта «Интеллометрика», использующая методический подход, разработанный учеными Высшей школы экономики. Допуск получили первые три лаборатории, которые смогут проводить испытания в сфере ИИ и выдавать по их итогам соответствующие протоколы, и один орган по сертификации.

В Вышке изучили, как студенты российских вузов осваивают технологии ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует масштабы и условия обучения технологиям искусственного интеллекта в университетах страны, для которых это становится важной частью подготовки высококвалифицированных кадров не только в сфере ИКТ, но и в других отраслях экономики. Исследование реализуется в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» при поддержке Минэкономразвития России.

Законы физики: как Высшая школа экономики стала Высшей школой IT-технологий и ИИ

Сотрудничество лидеров IT-индустрии и ведущих вузов в подготовке высококлассных специалистов стало ключевым трендом последних лет. Как построено IT-образование в Вышке и как университет стал лидером в сфере искусственного интеллекта, рассказал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов на пресс-завтраке «Яндекс Образования» «Бигтехи и университеты: итоги приемной кампании — 2024/25 и модели партнерства».

Территория будущего: Вышка Онлайн принимает участие в фестивале «Москва 2030»

Пространство онлайн-кампуса НИУ ВШЭ открылось на фестивале «Территория будущего. Москва 2030», который проходит на нескольких знаковых площадках столицы в августе — сентябре. Гостей Вышки Онлайн ждут лекции и мастер-классы, карьерные консультации, нетворкинг, VR-квесты и развлечения.

Искусственный интеллект с Харизмой

Высшая школа экономики активно использует передовые цифровые технологии в науке и образовании. Рассказываем в нашей статье о том, как суперкомпьютер помогает исследователям университета.

Студенты НИУ ВШЭ успешно защитили дипломы, в работе над которыми применили YandexGPT

Этим летом студенты нескольких направлений подготовки НИУ ВШЭ — «Философия», «Медиакоммуникации», «Международные отношения» и «Востоковедение» — впервые использовали нейросеть в процессе написания дипломных и курсовых работ. Университет разрешил применять возможности YandexGPT, генеративной технологии Яндекса, для решения заранее определённого перечня задач, на которые обычно у студента уходит много времени. Она помогала собирать, анализировать и обобщать информацию, проверять текст на ошибки и править оформление, а также разбираться в сложных темах и структурировать ход размышлений.