Ученые подтвердили связь расходов на образование и роста ВВП
Исследователи из Высшей школы экономики проанализировали экономические показатели почти сотни стран, чтобы понять, окупаются ли государственные вложения в образование. Какие рекомендации можно дать правительствам и как они различаются в зависимости от уровня развития страны, экономисты рассказали в журнале «Вопросы статистики».
Чем больше в стране образованных людей, тем выше качество человеческого капитала, производительность труда, тем успешнее внедряются новые технологии, идет борьба с бедностью, безработицей и преступностью. Предполагается, что образование должно повышать доходы и людей, и организаций, в которых они работают, а в результате — способствовать росту ВВП. Однако эмпирические исследования не всегда подтверждают эту гипотезу. Исследователи из НИУ ВШЭ решили на основе большого объема данных проверить, оправдываются ли расходы на образование в кратко- и долгосрочной перспективе.
Экономисты использовали данные Всемирного банка для 32 развитых стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (США, Великобритания, Германия, Япония, Австралия и другие) и 59 развивающихся, не входящих в эту организацию (среди них — Россия, Аргентина, Индия). Для 1995–2018 годов были доступны сведения о размере ВВП на душу населения, государственных расходах на образование в целом и отдельные его ступени, доле экономически активного населения и валовых инвестициях экономики. Далее экономисты применили математические модели, чтобы проверить, насколько сильно ВВП страны зависит от расходов на образование (в данном случае они служат прокси-мерой для показателя человеческого капитала).
Расчеты показали, что для первой группы стран (членов ОЭСР) существует положительная связь между ВВП и затратами на все ступени образования, причем эта связь сильнее в долгосрочной перспективе (пять-десять лет) для расходов на среднее и профессиональное образование. Экономисты полагают, что зависимость здесь действует в обратную сторону — государства инвестируют в образование, потому что богаты и могут себе это позволить, однако можно проследить и влияние этих вложений на ВВП, с задержкой в 5-10 лет. Наименьший эффект дают расходы на начальное образование. Это можно объяснить тем, что в развитых странах практически все население имеет начальное образование и отдача на него невелика, ведь современные рынки труда требуют более сложных знаний и навыков.
В странах из второй группы связь ВВП и затрат на образование в краткосрочной перспективе практически не заметна, значительный (и положительный) отсроченный эффект можно проследить лишь в случае расходов на начальное образование. А между ВВП и затратами на среднее и профессиональное образование наблюдается отрицательная связь, то есть в развивающихся странах большие вложения в эти ступени образования пока не оправдывают себя и способствуют замедлению роста ВВП. Такая ситуация складывается в государствах, где люди могут получить высшее образование, но соответствующих ему рабочих мест пока недостаточно. В результате специалисты часто уезжают в более развитые страны, и расходы на обучение не приводят к росту экономики.
Таким образом, исследование показало, что связь между расходами на образование и экономическим ростом действительно существует, но ее проявления зависят от уровня развития страны.
Марина Колосницына
«Конечно, нужно понимать, что и внутри ОЭСР, и за пределами этой организации страны различаются и по уровню ВВП, и по инвестициям в образование. Поэтому выводы скорее относятся к "средней" стране в каждой группе, но не обязательно в равной мере ко всем. Россия во второй группе явно не средняя — по уровню ВВП она вполне сопоставима с менее развитыми в группе ОЭСР, а по уровню образования даже обгоняет многие из них», — пояснила соавтор работы, профессор факультета экономических наук ВШЭ Марина Колосницына.
Авторы работы подчеркивают, что, хотя расходы на образование в большинстве случаев положительно влияют на экономические показатели страны, правительствам следует учитывать уровень развития экономики, выбирая конкретные направления инвестиций с учетом требований национальных рынков труда.
«Инвестиции в образование в развивающихся странах должны быть поэтапными: прежде всего, нужно обеспечить начальное образование всего населения, и лишь на этой основе выстраивать программы профессионального образования, соответствующие уровню развития экономики и технологий. Тогда государственные расходы будут способствовать росту ВВП, как это происходит в развитых странах», — подвела итог Марина Колосницына.