Русское поле антропоцена: как прошла летняя школа по экологии и истории НИУ ВШЭ на Южном Урале
Понятие «антропоцен» в последние годы приобрело популярность как обозначение пространства дискуссий о воздействии человека на природу и формирование окружающей среды. Обсуждению этой проблематики была посвящена летняя школа «Пространство в/для экологических гуманитарных наук: переосмысление глобального через изучение периферий». Организаторами выступили Антропошкола ТюмГУ и Институт гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) НИУ ВШЭ при поддержке программы «Зеркальные лаборатории» Высшей школы экономики.
Участники школы сфокусировали внимание на экологии и вопросах трансформации окружающей среды под воздействием человека. Школа проходила на озере Тургояк в Челябинской области — уральском регионе, который не только находится на границе Европы и Азии, но и известен как природными достопримечательностями и заповедными местами, так и концентрацией различных производств.
Ключевым принципом программы школы стала междисциплинарность, проявившаяся как в подборе лекторов, так и в формировании состава участников. Среди них оказались студенты различных направлений — историки, культурологи, географы, архитекторы, социологи. В своих выступлениях приглашенные эксперты наметили перспективы изучения экологической проблематики применительно к истории и современности. Лекции научных сотрудников Лаборатории экологической и технологической истории НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Александры Бекасовой и Маргариты Дадыкиной обозначили аспекты современного состояния этого поля исследований, которое сегодня объединяет достижения истории технологий, истории транспорта, туристических исследований, городской истории, включает в себя изучение как реальных, так и воображаемых ландшафтов. Специальное внимание было уделено практике изучения периферийных пространств. Выступления директора ИГИТИ Бориса Степанова и ведущего научного сотрудника института Романа Абрамова оказались посвящены обсуждению краеведения как типа знания о периферии и его культурной роли в прошлом и настоящем. Директор екатеринбургской Школы арктического дизайна Светлана Кравчук рассказала об усилиях дизайнеров по изучению самодеятельного технического творчества жителей отдаленных регионов.
Однако основной акцент в работе школы делался на активности слушателей. Научный проект каждого из них стал предметом внимательного обсуждения, в котором студенты и преподаватели принимали активное участие. Исследовательская работа развернулась и в рамках школы. Были организованы две экскурсии: на первой участники знакомились с ландшафтами национального парка «Таганай», во время второй изучали город Карабаш, который до недавнего времени считался одним из самых загрязненных мест на планете. Экскурсии предварялись лекциями научной сотрудницы Антропошколы Рамины Абиловой о фотографии как исследовательском инструменте и научной сотрудницы Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН Натальи Юркевич об экологических проблемах города Карабаш. По итогам полевых исследований слушатели готовили фотоэссе, затрагивавшие различные грани взаимодействия человека и природы.
Летняя школа позволила участникам не только обсудить свои проекты в широкой перспективе экологических наук, но и непосредственно познакомиться с этой проблематикой, открывая для себя новые пространства глубинной России.
Герман Минзафаров, магистерская программа «Геоинформационное картографирование» Института наук о земле, СПбГУ, 2-й курс
«На летнюю школу я отправлялся с определенной долей скепсиса, имея опыт нахождения с большим количеством гуманитариев в закрытом пространстве в течение продолжительного времени (спасибо археологическим раскопкам). Но встретил исключительную доброжелательность, уважительное отношение, заботу организаторов и участников.
Сложно представить более подходящее место для проведения летней школы по environmental humanities, чем Челябинская область. Здесь можно увидеть природу дикую и освоенную человеком, территории экологически чистые и безнаказанно загрязненные, заброшенные здания и благоустроенные парки. Этим пространствам удалось объединить вокруг себя столько разношерстных исследователей, и думаю, что это обогатило их будущие проекты.
Лично мне участие в школе дало большое количество приятных знакомств, несколько предложений начать совместные проекты в будущем и возможность сменить сферу научных интересов. Эта летняя школа — пример того, как действительно должна проходить коммуникация и трансфер знаний в академическом сообществе, за что мне хотелось бы благодарить ее участников и организаторов».
Роман Гильминтинов, старший научный сотрудник Антропошколы ТюмГУ, докторант Университета Дьюка (Duke University)
«Школа показала, что environmental humanities становятся точкой для новой сборки целого спектра тем и проблематик. Исследования мобильности и город, промышленное загрязнение и экстрактивизм, имперские пространства и роль науки в модерном обществе — эти привычные темы звучали на школе совсем не так, как мы привыкли о них говорить. Пожалуй, наиболее интересным для меня стала идентичность темы лесных пожаров в работах двух участниц школы из очень разных дисциплин — истории и геохимии. Разные методы, разная хронология, разные выводы. Однако обе стороны были вынуждены искать общие основания, вырабатывать язык, понятный всем участницам и участникам дискуссии».
Дарья Хохлова, бакалаврская программа «Философия» НИУ ВШЭ, 4-й курс
«Меня вдохновило наше обсуждение, как один и тот же предмет исследования можно сделать “объектом” для разных дисциплин и исследовательских оптик. Такое обсуждение полезно для понимания, как можно строить дизайн исследований.
Поразительное воздействие на меня оказал Карабаш. Сначала мы послушали лекцию в академическом формате про экологию и химические процессы, а потом вышли в поле и увидели это своими глазами. Мы с Анной Ерошенко говорили с местными жителями, и оказалось, что все эти перспективы нельзя однозначно собрать в какую-то единую картину — “объект” рассыпается и не дает себя сконструировать “объективно”. Мне кажется, было бы продуктивно продолжать такой формат: сначала смотреть на экологическую проблему отстраненно, а потом своими глазами. Это помогает лучше разбираться, как это обстоит на месте, и находить творческие способы примирить разные перспективы».
Святослав Костенко, бакалаврская программа «Культурология» НИУ ВШЭ, 4-й курс
«Было интересно послушать и обсудить работы коллег, найти потенциальные точки для дальнейшего сотрудничества. Отдельную пользу для меня принесло обсуждение моей работы, когда и была сформулирована проблема, над частным случаем которой я планирую работать в дипломной работе. Такое не может не радовать!»
Элина Кочерещенко, магистерская программа «История современного мира» НИУ ВШЭ, 2-й курс
«Самое запоминающееся — это поездка на Карабашский медеплавильный завод и атмосфера, которая образовалась вокруг него. У меня возникла ассоциация с чернобыльской катастрофой, где рука человека стала причиной возникновения аварии. “Карабашская рука” скорее растянута во времени: завод видел времена и Российской империи, и СССР, и тяжелые 1990-е. В итоге он выстоял, а природа — нет. Возле завода образовалось марсовое поле, где промышленные хвосты буквально впитались в некогда живую почву. Тем временем жизнь на предприятии бьет ключом: по территории передвигаются фуры, а густая серая пыль окутывает рабочие цеха».
Робот Гэри рекомендует
Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.
Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…
«Вместо компьютерных игр изучайте математику, комбинаторику, числа Каталана»
19 ноября, 2024 г.
Как обеспечить себе место в магистратуре НИУ ВШЭ заранее
13 ноября, 2024 г.
НИУ ВШЭ открывает прием заявок на юбилейную Ясинскую конференцию
18 ноября, 2024 г.
Путь девушек в IT: исследование Яндекс Образования и НИУ ВШЭ
21 ноября, 2024 г.
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.