• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«ИИ — это инструмент, и преимущества в конкуренции будут у тех, кто его освоит»

«ИИ — это инструмент, и преимущества в конкуренции будут у тех, кто его освоит»

© Лола Шарифова / Высшая школа экономики

В Высшей школе экономики проходит Международный научный форум FIT-M 2022. В его рамках 29–30 ноября в Центре культур Вышки состоялся лекториум. 7–9 декабря гостей форума ожидает три дня практической работы в среде ученых, лидеров IT-индустрии, бизнесменов и промышленных экспертов.

Форум FIT-M 2022 — новая коммуникационная площадка, совмещающая в себе сразу четыре формата: конференцию MACSPro, реактор, хакатон и лекториум. Это позволит участникам за короткое время разобраться в главных трендах использования современных информационных технологий в практике проведения научных фундаментальных и прикладных исследований.

Первой частью форума стал лекториум, для которого в ходе открытого международного конкурса в течение года организаторы отобрали 15 лекций, рассчитанных на широкую аудиторию. Спикеры лекториума рассказали новостной службе «Вышка.Главное», какие научные темы и проблемы затрагиваются в их выступлениях.

Иван Карпушкин
© Лола Шарифова / Высшая школа экономики

Иван Карпушкин, руководитель отдела развития методологии Рэпид Форсайт, АНО «Платформа НТИ», рассказал про подход к такой области исследований, как технокультурология. «Этот метод связан с поиском ответа на вопросы, как технологии влияют на культуру, общество, человека и, соответственно, как человек и общество влияют на развитие технологий. Это такое взаимное пересечение социосферы, антропосферы и техносферы», — объяснил спикер. Иван Карпушкин также отметил, что сейчас мы вошли в очередную волну бурного технологического развития, когда мы опять стали зависимы от технологий. Они должны упрощать жизнь и расширять наши возможности, но мы не понимаем, к чему это ведет, и возникает вопрос этики ИИ, цифровизации, добавил эксперт. «Эта тема становится сейчас особенно острой, — говорит Иван Карпушкин. — До каких пор человек может расширять свои возможности при помощи технологий, какие технологии допустимы, а какие нет, что можно отдавать технологиям, а что нельзя, можно ли доверить им жизнь человека, например, или управление опасными объектами, такими как транспортные средства, самолеты.  Все эти вопросы появляются и на уровне управления какими-либо большими процессами, и простыми бытовыми — например, можно ли доверить телефону свое расписание».

Андрей Комиссаров
© Лола Шарифова / Высшая школа экономики

Андрей Комиссаров, директор направления «Развитие человека на основе данных» в Университете 2035, провел лекцию на тему «Искусственный интеллект. Революция 2022 года и ее влияние на появление и исчезновение профессий». Недавно в России была опубликована книга «Искусственный интеллект в образовании» — сборник на основе различных разработок и внедрений ИИ, добавлением к которому была издана глава о российской практике применения ИИ в образовании. На данную тему немало материала опубликовано на канале Андрея Комиссарова «Дизайн Образования». «В своей лекции я рассказываю о следующем: первое — что сейчас происходит в ИИ, а происходит некая интересная революция, связана она с генеративными нейросетями, которые выжимают с рынка целый ряд профессий; второе —  чем мы занимаемся, а именно — инструментарием на основе ИИ для образования и анализа рынка труда; третье — сильный и слабый ИИ, в чем их различия», —  говорит он. Спикер также добавил, что ИИ не стремится заменить преподавателя. «Искусственный интеллект — это еще один инструмент, которым человек может пользоваться, — подчеркнул он. — И преимущества в конкуренции будут у тех, кто этот инструмент освоит, по сравнению с теми, которые скажут: “Нет, нам это не надо”».

 7 декабря на официальном открытии форума гости смогут задать вопросы о современных технологических трендах в науке, промышленности и бизнесе руководителям и сотрудникам МИЭМ им. А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, ИТМО, РХТУ им. Д.И. Менделеева, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РАНХиГС, Российской академии наук, РТУ МИРЭА, а также техническим директорам международных инновационных IT-компаний ANNA Systems, Sber, Wangsu, «Яндекс», «ЛУКОЙЛ-Технологии», FS Labs, Selectel, Ozon Fintech и др.

 На конференции MACSPro участники обсудят проблемы и задачи моделирования и анализа комплексных систем и процессов.

 В реакторе пройдет серия мастер-классов, интенсивов и семинаров по прокачке профессиональных навыков в самых востребованных направлениях внедрения информационных технологий в научные исследования, промышленную инженерию и бизнес-процессы.

 Хакатон объединит программистов, разработчиков, ученых, математиков, системных аналитиков и технологов в команды, участникам которых предстоит найти новые решения задач в области IT.

Вам также может быть интересно:

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.

Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA

На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.

Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии

Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.