В Вышке обсудили, как наладить сотрудничество университетов
Укрепление и расширение партнерства университетов из разных стран требует увеличения числа конкретных совместных проектов в образовательной, исследовательской, социальной и культурной сферах. Кроме того, необходимо расширение программ академического обмена и студенческой мобильности. В рамках Международной партнерской недели НИУ ВШЭ состоялась сессия «Университет как гражданин мира: глобальные партнерства в области образования и науки».
Модератор сессии, проректор НИУ ВШЭ Виктория Панова, уверена, что университетам, даже если в них работают гениальные ученые, в одиночку трудно реализовать глобальные проекты. Интернационализация и взаимодействие позволят выполнить крупные исследования, преодолеть возникающие трудности, создать новые формы взаимодействия. Она отметила важность личного общения, которое часто оказывается более эффективным, чем онлайн-переговоры. Технологии помогают решить многие проблемы, но педагоги и ученые более результативно работают в гибридном формате.
Проректор Российско-таджикского (славянского) университета (Таджикистан) Марина Русакова подчеркнула важность равноправного сотрудничества крупных и малых университетов, совместного использования научного оборудования и подготовки совместных программ обучения специалистов. Она считает важным трудоустройство студентов вузов постсоветского пространства в российских компаниях. Это, полагает Марина Русакова, позволит расширить сотрудничество между странами.
«Нам целесообразно создать единое информационное поле, чтобы можно было сразу увидеть, какие программы реализуются в вузах-партнерах», — сказала Марина Русакова. Она пригласила участников сессии провести совместные исследования проблем стран Центральной Азии и Афганистана. По ее словам, один из приоритетов университета — обучение жителей Таджикистана русскому языку, причем вуз ведет его бесплатно.
Проректор Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства по международному сотрудничеству Абдулхаким Салохиддинов сообщил, что институт стал первым научно-исследовательским университетом страны. Сейчас в вузе создана лаборатория для испытания ГСМ и специальных жидкостей для разных видов техники в жарком климате. Студенты и преподаватели университета сконструировали электрический трактор и беспилотные летательные аппараты для обработки сельскохозяйственных площадей, разработали пилотный проект «умного сельского хозяйства» с использованием систем управления, мониторинга и обработки данных.
Университет подписал 100 меморандумов о сотрудничестве, в том числе 25 — с вузами. Среди сложностей в развитии сотрудничества он назвал невыполнение по ряду причин части согласованных и включенных в дорожную карту работ из-за последствий пандемии, дефицита ресурсов и др. Количество совместных проектов и программ, по его мнению, недостаточно.
Для повышения эффективности сотрудничества необходимо вовлечение большего числа ученых в академический обмен и развитие студенческой мобильности, в том числе проведение летних и зимних школ. Он также отметил высокий потенциал проекта НИУ ВШЭ «Зеркальные лаборатории». Большую пользу может принести создание на порталах вузов России и Узбекистана базы стажировок.
Виктория Панова подчеркнула, что распространение зеркальных лабораторий на зарубежные вузы — часть системного подхода НИУ ВШЭ к международному сотрудничеству.
Декан юридического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы (Белоруссия) Светлана Чебуранова отметила важность развития в вузах пространства межкультурного диалога как социальной миссии университета. Главной миссией вуза она назвала раскрытие и реализацию потенциала человека. Светлана Чебуранова сообщила, что университет подписал соглашения с 217 вузами из 27 стран, 180 зарубежных преподавателей участвуют в программе «Приглашенный профессор».
Она рассказала о совместном проживании белорусских и иностранных студентов в общежитиях университета. Это, на ее взгляд, способствует взаимному изучению языков, культур и развитию дружбы народов, стимулирует учебные достижения иностранных студентов.
Директор Высшей школы экономики и бизнеса Кыргызского государственного технического университета имени И. Раззакова Чолпон Садыкова назвала одной из целей работы университета интернационализацию образования и науки. Вуз заключил более 480 договоров о сотрудничестве, особенно эффективно показал себя российско-киргизский консорциум, куда входят 40 российских и 15 киргизских вузов. В университете действуют ряд программ совместных дипломов, программы обмена студентами, преподавателями и научными сотрудниками. Для их развития необходимо преодолеть языковой барьер, нередко препятствующий получению качественного образования. Важно также договориться о признании дипломов, решить визовые и миграционные проблемы, смягчить культурные различия.
Профессор Университета Раджастана (Индия) Ражендра Сингх Ядав (Rajendra Singh Yadav) напомнил, что сейчас 25 глобальных компаний возглавляют индусы, окончившие ведущие университеты. По его мнению, рейтинг вуза зависит от международной репутации, соотношения студентов и преподавателей и масштаба исследований. В Индии и ряде других стран невозможно достичь считающегося классическим соотношения преподавателей и студентов 1:10, но в индийских вузах, где на одного обучающего приходится по 20–25 студентов, качество образования нередко выше. Еще одним фактором могут стать число иностранных студентов в вузе и трудоустройство выпускников в ведущих компаниях. Эти элементы иногда выпадают из международных рейтингов
Ражендра Сингх Ядав предложил разработать собственный рейтинг университетов на евразийском пространстве, который будет более точно отражать ситуацию с качеством образования.
Мартин Педро Гонсалес из Университета Буэнос-Айреса (Аргентина) также обратил внимание на проблему рейтингов. Они, по мнению представителя Аргентины, влияют на привлекательность университетов для абитуриентов и принципы управления вузами. «Надо формировать политику, отражающую ситуацию в обществе. Мы хотели бы достигнуть топ-100 рейтинга университетов QS, это и политический вопрос», — сказал Мартин Педро Гонсалес.
«Этот вопрос стоит на повестке дня, часто эти рейтинги необъективны и политизированы, учитывают факторы, которые удобны странам меньшинства. Недавно министры образования стран БРИКС обсуждали создание собственного рейтинга, но это работает небыстро. Одним из итогов нашей партнерской недели могла бы быть договоренность о создании рабочей группы по формированию объективного рейтинга», — отреагировала Виктория Панова.
Вице-президент Международного университета Астаны (Казахстан) Кайрат Абдрахманов сообщил, что университет стремится наладить обмен студентами с НИУ ВШЭ. У Международного университета Астаны есть совместные программы с РАНХиГС, Международным университетом бизнеса Китая, Университетом Фрайбурга. Также вуз занимается аналитическим обеспечением правительства.
В сессии также участвовали декан факультета японоведения Ташкентского государственного университета востоковедения Эльёр Матчанов, руководитель Учебного центра Министерства финансов Кыргызской Республики Эрке Турдумамбетова, директор Департамента международного сотрудничества Казахского национального педагогического университета Жадыра Байназар, директор департамента образования и науки Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики Рахат Исланова, Падмашри Анандхан (Университет Бангалор, Индия), декан факультета экономики и управления Гродненского государственного университета имени Янки Купалы Марина Карпинская, руководитель Школы предпринимательства и сервиса Американского университета в Центральной Азии Айганыш Уметалиева и руководитель Института науки и технологий Университета Силпакорн (Таиланд) Тамит Певним (Thamit Pewnim).