«Каждая статья на NeurIPS — значительный результат»
Сотрудники факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ представят 12 своих работ на 37-й конференции NeurIPS. Conference and Workshop on Neural Information Processing Systems — одно из самых значительных событий в сфере искусственного интеллекта и машинного обучения. В этом году она пройдет с 10 по 16 декабря в Новом Орлеане (США).
В 2023 году рецензенты NeurIPS получили на рассмотрение свыше 13 тысяч статей, из которых менее 4 тысяч были отобраны для представления на конференции. Среди них оказались 12 работ исследователей ФКН, в том числе от Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.
Полный список статей ФКН на NeurIPS
Статья “Entropic Neural Optimal Transport via Diffusion Processes”, подготовленная при участии профессора-исследователя Дмитрия Ветрова, станет одним из 77 избранных докладов, которые будут представлены в рамках конференции.
Алексей Наумов
«Каждая статья на NeurIPS считается значительным результатом, к которому стремятся научные коллективы по всему миру. Итогом работы нашего факультета стали 12 статей — это повод для вполне уместной гордости. Такая высокая оценка нашей работы — это подтверждение высочайшего уровня исследований, проводимых сотрудниками ФКН. Среди тем статей в этом году — большие языковые модели, обучение с подкреплением, оптимизация и многие другие актуальные научные вопросы», — отметил заведующий Международной лабораторией стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Алексей Наумов.
Дарина Двинских, доцент департамента больших данных и информационного поиска ФКН, и Ильдус Садртдинов, стажер-исследователь Центра глубинного обучения и байесовских методов ФКН, рассказали о своих научных работах.
Дарина Двинских
— Мы рассматривали задачу минимизации негладкой стохастической функции при предположении, что вместо градиентной информации доступ имеется только к реализациям значений целевой функции, возможно зашумленным. Основной мотивацией для рассмотрения такого безградиентного оракула служат различные приложения в медицине, биологии и физике, где целевая функция может быть вычислена лишь посредством численного моделирования или в результате реального эксперимента, что делает невозможным использование автоматического дифференцирования.
В статье мы предложили алгоритм, оптимальный по оракульной сложности, итерационной сложности и максимальному уровню допустимого шума (возможно, состязательного). Новый алгоритм сходится при менее ограничительных предположениях, чем существующий оптимальный алгоритм. Поэтому предложенный алгоритм может быть применим к более широкому классу задач, в которых шум может иметь тяжелые хвосты.
Ильдус Садртдинов
— В нашей статье мы исследуем, как наиболее эффективно ансамблировать нейронные сети в постановке обучения с переносом знаний (transfer learning). Сложность задачи состоит в том, что обычно доступна только одна предобученная модель, и нейронные сети, которые мы дообучаем из нее, выдают похожие предсказания. Как следствие, их ансамбль имеет не очень высокое качество.
В работе мы показываем, что существующие методы ансамблирования не очень подходят к постановке обучения с переносом знаний. Мы предлагаем нашу модификацию одного из методов, которая лучше соответствует специфике постановки. Попутно мы разрабатываем дополнительную интуицию, как устроен ландшафт функции потерь, когда мы дообучаем предобученную модель на новые данные.
Вам также может быть интересно:
Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ
В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.
Искусственная революция: как ИИ меняет образование
Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.
Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ
В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.