Население предъявляет спрос на качество соцуслуг
Частные инвестиции готовы прийти в социальную сферу — если им в этом поможет государство. Доклад ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова на инвестиционном форуме «Россия зовет!», организованном компанией ВТБ Капитал.
По оценкам исследователей (в частности, в работе Ростислава Капелюшникова, анализировавшего данные за 2002-2010 годы), запас человеческого капитала в России превышает 600 триллионов рублей — это совокупный доход, который может заработать все действующее население страны. В расчете на душу населения этот показатель составляет примерно 6 миллионов рублей. Он в 13 раз превосходит годовой ВВП страны и в 5,5 раз — суммарную стоимость всего физического капитала.
За последние десять лет человеческий капитал России увеличился более чем вдвое, что предполагает ежегодные темпы роста примерно на 10%. Лишь один фактор — процесс старения населения — оказывал на накопление человеческого капитала значимое отрицательное влияние.
При этом воспроизводство человеческого капитала обеспечивается в основном за счет государства, социальная сфера — это последний очаг советского социализма в России. Доля торгуемых услуг в образовании и здравоохранении, даже с учетом значительного теневого рынка, не превышает 20% и 30% соответственно (в здравоохранении — с учетом рынка лекарств). Причина такого положения заключается в том, что в стране не созданы эффективные инструменты для инвестирования частных денег.
Здравоохранение и образование: в чем потенциал для роста?
Доля пользователей добровольного медицинского страхования (ДМС) составляет меньше 8% населения, в денежном выражении объем этого сектора составляет меньше 150 миллиардов рублей (0,2% ВВП). До 2020 года эти показатели могут немного увеличиться — пользователями ДМС могут стать 12-15% населения, доля сектора в ВВП составит до 0,35%. При этом объем теневого рынка здесь — около 30%. Между тем реальный масштаб платежеспособного спроса населения можно оценить, взглянув на размер рынка лекарств, а это — 1,5-1,7% ВВП.
В образовании частные деньги в серьезных размерах присутствуют только в профессиональном образовании — доля студентов, оплачивающих свое обучение, составляет 35%. Однако этот рынок гораздо сильнее деформирован: среди платных студентов доля представителей среднего класса и классов выше среднего составляет не больше трети. Платежеспособные группы населения используют бесплатные места в вузах, потому что их дети более конкурентоспособны.
За последние десять лет человеческий капитал России увеличился более чем вдвое, что предполагает ежегодные темпы роста примерно на 10%.
По сравнению со сферой медицины, в образовании цивилизованных инструментов инвестирования вообще не существует. Образовательный кредит доступен только для нескольких десятков студентов «топовых» вузов — банки не доверяют платежеспособности выпускников массовых вузов.
Если сопоставить эти цифры с размерами среднего класса в России (а он составляет от 25% населения), можно увидеть потенциал роста частных инвестиций в человеческий капитал в этих секторах — но только при условии создания эффективных инструментов.
До сих пор частные инвестиции в социальной сфере не были востребованы, так как политика была сфокусирована на гражданах с более низкими доходами, не имеющих возможности без ущерба для себя платить за образование и здравоохранение.
Сегодня эта задача государством решается на удовлетворительном уровне — особенно если к 2018 году будет исполнена предвыборная программа президента Путина и профессионалы этих секторов будут получать достаточные зарплаты из бюджетных средств.
Однако спрос среднего класса на образование и медицину более высокого качества остается неудовлетворенным. А с учетом недофинансирования государством этих секторов по сравнению со странами-конкурентами (на 1% и 2-2,5% соответственно) сопоставимое с мировым качество услуг достигнуто быть не может. Это ведет к высокому спросу на институты, способные решить для больших групп городского населения проблему качества.
«С большой вероятностью государство уже в течение этого политического цикла может пойти на формирование таких институтов, гарантируя сохранность и даже доходность социальных инвестиций для частных лиц. И уж с 80-процентной вероятностью это будет реализовано в начале следующего политического цикла, кто бы ни стал президентом», — подчеркивает Ярослав Кузьминов.
Как исправить ситуацию
С большой вероятностью государство уже в течение этого политического цикла может пойти на формирование таких институтов, гарантируя сохранность и даже доходность социальных инвестиций для частных лиц.
Речь может идти о расширении гарантий медстрахования на диспансеризацию (предупредительные осмотры) и объединение сервисов обязательного и добровольного медицинского страхования, что существенно повысит привлекательность ДМС. Также возможно страхование лекарственного обеспечения и долечивания. В совокупности такие инструменты способны довести размеры «нового» ДМС до 2% ВВП к 2020 году (приблизительно 2 триллиона рублей в текущих ценах). Это может сделать медицину привлекательной сферой как прямых, так и портфельных корпоративных инвестиций.
В профессиональном образовании введение обязательного соплатежа (на который пошли уже практически все страны) и расширение сферы гарантированного государством образовательного кредита потребует бюджетных расходов до 150 миллиардов рублей в 2020 году. Но эти меры позволят привлечь в профессиональное образование до одного триллиона рублей частных денег (без этих мер — всего 500-600 миллиардов рублей).
Единственным инструментом, привлекательным для корпоративных инвесторов, видится сфера образовательного кредитования — особенно если государство обеспечит поиск должников и подключит для этого ресурсы ФНС.
Новые вызовы и возможности
«Есть одна возможность, которую инвесторы еще не различают — не только в России, в мире тоже, — замечает Ярослав Кузьминов. — Это инвестирование в собственно образовательные программы высшего образования».
«Есть одна возможность, которую инвесторы еще не различают — не только в России, в мире тоже, — замечает Ярослав Кузьминов. — Это инвестирование в собственно образовательные программы высшего образования».
До последнего времени они были неокупаемыми, но ситуация изменится.
Развитие и продвижение Coursera (крупнейшего международного проекта в сфере онлайн-образования, в котором участвуют ведущие университеты мира) и других массовых открытых онлайн-курсов (МООС) приведет к колоссальным изменениям в высшем образовании. До 30-40% курсов будет доступно в МООС. Это, с одной стороны, позволит монетизировать их производство, а с другой — сократит издержки образовательных программ.
В высшем образовании появится массовый платежеспособный спрос на отдельные курсы на английском, испанском, китайском языках (до 1-3 миллионов студентов-пользователей каждого курса). Курсы на русском языке, конечно, займут меньший рынок, но с учетом постсоветского пространства можно говорить о 10 миллионах пользователей в целом и сотнях тысяч пользователей сотен учебных курсов.
«Оценивать потенциал такого принципиально нового рынка, как МООС, — дело неблагодарное, можно сильно промахнуться, — резюмирует ректор НИУ ВШЭ. — Наиболее консервативный прогноз — несколько миллиардов долларов в 2020 году, наименее консервативный — десятки миллиардов. Важно, что компании и инвестиции в этом секторе — глобальные, интернациональные в принципе, и это нужно учитывать».
Вам также может быть интересно:
Лидеры в медицине: в Вышке разработают модель человекоцентричной медицинской организации
Высшая школа экономики и Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования подписали соглашение о научном сотрудничестве. Уже запущены совместные проекты по усовершенствованию методов оказания медпомощи и повышению удовлетворенности пациентов и медперсонала. В их реализации со стороны ВШЭ участвует Лаборатория человекоцентричности и лидерских практик НИУ ВШЭ (Лаборатория ЧИЛ).
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Здоровое питание как инструмент экономии: пути снижения затрат на здравоохранение в России
В России ежегодные затраты на лечение только сахарного диабета второго типа составляют больше 500 млрд рублей. Продвижение программ здорового питания может снизить нагрузку на систему здравоохранения и увеличить продолжительность жизни. К таким выводам пришли экономисты из НИУ ВШЭ, проанализировав мировой опыт участия государства в популяризации здорового образа жизни.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
«Ни в коем случае мы не будем делать цифру заменой врачу»
Как изменилась медицина из-за пандемии коронавируса? Какие тренды цифровизации сейчас существуют в здравоохранении? Что будет с ее финансированием? Эти и другие вопросы эксперты обсудили на очередной сессии Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера «Каким должно быть здравоохранение в РФ в 2030?», которая прошла в рамках XXII Апрельской международной научной конференции.