В НИУ ВШЭ разработали нейросеть для оценки уровня владения английским языком
Нейросеть «ИИ Лингво» была разработана совместно Центром искусственного интеллекта, Школой иностранных языков и онлайн-кампусом НИУ ВШЭ. Модель обучена на основе тысяч экспертных оценок устных и письменных текстов. Система позволяет оценить способность к устному и письменному общению на английском языке.
Желающим узнать свой уровень владения умениями говорения и письма предлагается выполнить блок заданий: написать эссе, ответить на вопросы интервью и построить монолог. Время выполнения заданий составляет не более 60 минут, прохождение теста доступно на любом устройстве, получение результата и лаконичных комментариев к нему занимает 30 минут.
Такой формат позволяет репрезентативно оценить спектр наиболее часто используемых в устном и письменном общении умений. При оценивании ответов нейросетью учитываются более 45 параметров, разработанных экспертами Школы иностранных языков НИУ ВШЭ. Результат определяется на основе комплексной оценки лексического, грамматического, фонетического/стилистического аспектов речи, а также таких характеристик, как связность и логика изложения мысли, умения описания, рассуждения и повествования.
По результатам выполнения заданий определяется итоговый балл и присваивается уровень владения языком от начального (Elementary) до свободного (Upper-Intermediate). Разработанная в Школе иностранных языков НИУ ВШЭ шкала уровней, инкорпорированная в нейросеть, соотносится со всеми международными экзаменационными системами.
Екатерина Колесникова
«Модель ИИ, способная оценивать устные и письменные задания со свободно конструируемым ответом, пока редкость для языкового образования. Ее можно отнести к авангардной категории оценочных систем на базе ИИ, так как нейросеть научена извлекать разнообразные сложные признаки речевого поведения для определения уровня сформированности коммуникативной компетенции кандидатов», — отметила руководитель Школы иностранных языков НИУ ВШЭ Екатерина Колесникова.
Модель обучена на основе тысяч экспертных оценок устных и письменных текстов, созданных реальными участниками академического общения. Процесс дообучения и совершенствования модели продолжается. На данный момент нейросеть находится на этапе бета-версии и проходит апробацию и калибровку для дальнейшего внедрения в процесс оценивания работ студентов в рамках независимого экзамена по английскому языку. Планируется, что нейросеть сможет выступать в роли одного из экспертов.
Алексей Масютин
«Проект по созданию “ИИ Лингво” — это пример адаптации больших фундаментальных моделей для конкретной прикладной сферы — образования. Мы прошли путь от проверки ряда научных гипотез до внедрения моделей в итоговый продукт, доступный как онлайн-сервис для самопроверки владения английским языком. Нашу разработку отличает способность оценивать одновременно не только текстовые ответы, но и аудиоречь и на основе комплекса критериев оценивать итоговый уровень владения языком. Для этого нам потребовалось изучить значительное число открытых решений и в итоге провести дообучение на работах, проверенных профессиональными лингвистами», — сказал операционный директор Центра искусственного интеллекта Алексей Масютин.
В НИУ ВШЭ также отметили, что планируется разработка моделей для других иностранных языков. Это поможет изучающим иностранные языки проводить самооценку знаний, получать оперативную обратную связь в необходимом объеме и с должной периодичностью, отслеживая развитие своего уровня владения языком.
Сергей Рощин
«Внедрение ИИ-решений в процесс оценки языковых навыков кардинально меняет подход к изучению языков, делая его комфортнее. Мы создаем инструмент, который позволяет не просто фиксировать текущий уровень знаний, но и динамично отслеживать прогресс, обеспечивая каждому человеку возможность регулярной и объективной самооценки», — подчеркнул проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.
Бета-версия инструмента для самопроверки уровня владения английским языком является бесплатной и доступна по промокоду, получаемому после регистрации на почту.
Вам также может быть интересно:
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.
В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине
Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»
В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.
Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения
25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.
ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование
Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.
Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA
На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.
Онлайн-юрист, чат-ассистент и аватар профессора: как ученые Вышки применяют ИИ-технологии
Молодые ученые Вышки представили собственные проекты на Объединенном научном семинаре стратегического проекта «ИИ-технологии для человека» (реализуется в рамках программы «Приоритет-2030»). Решения, предложенные исследователями на базе ИИ-алгоритмов, будут полезны для развития гостиничного бизнеса, выявления манипуляций с эмпирическими данными в научных статьях, автоматизации создания юридических документов, а также во многих других сферах деятельности.
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
«Нам удалось провести настоящий хакатон, когда нет заранее понятного пайплайна, как получить решение»
С 13 по 20 октября в НИУ ВШЭ прошел хакатон “HSE AI Assistant Hack: Python”, организованный факультетом компьютерных наук и Центром искусственного интеллекта ВШЭ. За призовые места боролись 89 студенческих команд из ведущих вузов страны.