Участники конкурса «Высший пилотаж» побывали в лётной школе
23-24 апреля в ВШЭ состоялся второй (заключительный) этап открытого конкурса исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж». Конкурс проводится впервые. В нем приняли участие около 350 человек из 45 регионов России и стран СНГ, 173 прошли на очный тур, 57 стали победителями и призерами.
Конкурс, рассчитанный на учеников 9-11 классов (хотя и тем, кто моложе, участвовать не запрещалось), был проведен по 14 направлениям. Некоторые из них имеют аналоги в школьной программе (экономика, философия, право и др.), некоторые — нет (предпринимательство, медиакоммуникации, бизнес-информатика и др.). Участники заочного этапа должны были представить проект или исследование. Те, кто прошел на очный тур, приехали в Москву, чтобы защитить свои работы перед жюри. Единственное направление, где победителей определяют сразу по результатам заочного этапа, — «Дизайн».
В отличие от предметных олимпиад, где старшеклассники демонстрируют умение применять знания в решении сложных задач, «Высший пилотаж» ориентирован на выявление способностей. Если речь идет о проекте, это способность увидеть через призму приобретенных в школе знаний «практическую» реальную ситуацию и попытаться ее изменить. При проведении исследования нужно уметь использовать для получения новых знаний (ответа на некий вопрос или для понимания действительности) уже имеющиеся, поясняет директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич. Такие навыки востребованы и в жизни, и при обучении на любых образовательных программах.
Очный этап представлял собой не только презентацию работ (на выступление отводилось от 7 до 15 минут в зависимости от направления), но и так называемую лётную школу — «разбор полетов». На секции по каждому направлению члены жюри вместе с конкурсантами анализировали достоинства и недостатки работ, обсуждали перспективы развития научных идей и проектов. Для участников очного этапа «Высший пилотаж» — это еще и знакомство с Высшей школой экономики. Многие из них собираются сюда поступать, некоторые — по результатам предметных олимпиад, где призовое место уже получено.
Победители «Высшего пилотажа» из числа 11-классников при поступлении в ВШЭ по результатам ЕГЭ получат дополнительные 4 балла за индивидуальные достижения, призеры — 3 балла.
Тимур Якупов, г. Уфа, победитель по направлению «Предпринимательство»
Я предложил на конкурс проект создания в Уфе спортивно-оздоровительного комплекса «Спорт-парк», состоящего из скалодрома, веревочного парка начального и продвинутого уровня, площадки для сдачи норм ГТО, зон для пейнтбола и паркура. Этот проект связан с моими интересами за рамками школьной программы — я увлекаюсь профессиональным туризмом, имею спортивный разряд. В Уфе подобного спортивного комплекса нет, туристам негде тренироваться, оттачивать навыки, готовить новичков.
Елизавета Томилова, г. Архангельск, призер по направлению «Предпринимательство»
На конкурс я представила бизнес-план работы компании «Воркинг органайзер», которую планирую создать. Это компания будет заниматься организацией пространства. Например, у вас есть большой дом, где живет много народа, и вы не знаете, как привести его в порядок. Вы приходите к нам в компанию, мы разрабатываем проект и организуем вам пространство — заказываем мебель, все убираем, раскладываем по полочкам, и в результате у вас порядок и чистота. Этот проект я начала разрабатывать в США, когда училась там в школе по обмену, в рамках предмета «бизнес-менеджмент», а теперь решила реализовать его в России.
Наталья Ковалькова, победитель по направлению «Право», ЗАТО «Заозерск» Мурманской области
Я разработала проект изменений в закон «О положении иностранных граждан в Российской Федерации» об обязательном медицинском страховании всех иностранцев, работающих в России. Все знают, в каких условиях работают трудовые мигранты в нашей стране, есть риски для их здоровья. При обсуждении моей работы декан факультета права Евгений Николаевич Салыгин на лётной школе указал на недочеты — например, что я не разделила всех иностранных граждан на категории, влияющие на особенности страхования. Победа в конкурсе дает дополнительные баллы при поступлении в Вышку, но для меня стимулом было, конечно, не только это, а сама возможность побывать в Москве, в Вышке, выступить и поучаствовать в дискуссии.
Арсений Томилин, г. Ярославль, призер по направлению «Право»
В своем проекте я предложил поправки в законодательство, ужесточающие наказания для коррупционеров. Это одна из самых актуальных тем для нашего государства: много о ней говорят, но результатов нет. Надо действовать и пытаться решать проблему. Я предложил унифицировать некоторые санкции для сотрудников органов внутренних дел, уличенных в коррупции, с санкциями, предусмотренными для государственных и муниципальных служащих. Чтобы можно было их наказывать быстрее и при необходимости увольнять — в действующем законодательстве меры для них гораздо мягче.
Дмитрий Муравьев, г. Кирово-Чепецк, победитель по направлению «Философия»
О конкурсе «Высший пилотаж» я узнал благодаря рассылке от Вышки — ее я получаю как участник других интеллектуальных состязаний. И я подготовил исследование на тему «Бэтмен как суверен: политическая философия в Готэме». В нем я попытался представить Бэтмана — персонажа всем известных фильмов — как правителя Готэма, проведя параллели с концепциями и тезисами известных философов: Карла Шмидта, Джорджо Агамбена и других. Благодаря обсуждению с членами жюри удалось скорректировать мое понимание некоторых политических мыслителей XX века и увидеть некоторые нестыковки в моей работе. В этом году я собираюсь поступать в Вышку, на программу «Политология», а в перспективе хотел бы сделать карьеру исследователя. Мне интересна политическая составляющая жизни общества.
Кирилл Аксенов, член жюри по направлению «Предпринимательство», сотрудник компании IBM
Слушая презентации участников конкурса, я иногда забывал, что они еще учатся в школе и не обладают достаточным опытом для реализации таких проектов. Были, конечно, и «фантазерские» стартапы, но даже они показались мне в чем-то целесообразными и довольно здравыми.
Владимир Файер, заместитель декана факультета гуманитарных наук ВШЭ, председатель жюри по направлению «Лингвистика»
На нашей секции были представлены исследования по разным разделам лингвистики, хотя, казалось бы, в школе такого предмета нет, и дети обычно имеют отдаленные представления об этой науке. Были, например, работы по компьютерной лингвистике (о чат-ботах — программах, которые имитируют разговор с пользователем) и теории языка (например, сравнение ошибок, которые делают носители русского и осетинского языков). А еще исследования об истории русских слов, о нацистской лексике в современном немецком, о неологизмах «баг» и «фича» в языке пользователей интернета. Надеемся, что эти ребята станут студентами нашей образовательной программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика».
Особое впечатление на нас произвела самая юная участница — восьмиклассница Мария Барабашова из белорусского Витебска. Она опросила несколько сотен своих школьников, выяснила, какие прозвища получают учителя и ученики, собрала статистику и классифицировала эти прозвища. Конечно, у Маши были помощники и консультанты, но по ответам на вопросы мы увидели, что работа проведена самостоятельно и что автору есть что возразить на нашу критику. Сочинения и рефераты — прекрасная вещь, но от настоящей науки эти школьные жанры далеки. А тут ученица восьмого класса проводит научное исследование и предъявляет результаты, собранные своими руками. Надеемся на встречу с ней и другими юными исследователями в следующем году.
Текст: Виктория Бойкова, студентка 2 курса образовательной программы «Журналистика»
Фото: Маня Аникина, Сергей Строков
Протасевич Тамара Анатольевна
Директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися
Файер Владимир Владимирович
Заместитель декана факультета гуманитарных наук
Вам также может быть интересно:
Стартовал прием заявок от школьников и студентов на Всероссийский конкурс проектов с открытым кодом — 2025
Кружковое движение Национальной технологической инициативы (НТИ) открыло прием заявок на новый сезон Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом. К участию приглашаются школьники и студенты вузов и колледжей, которые разрабатывают собственное программное обеспечение с открытым кодом или участвуют в доработке и развитии уже существующих проектов. Регистрация открыта до 1 марта 2025 года на сайте.
Состоялся финальный этап Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»
Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами» — совместный проект НИУ ВШЭ и 15 ведущих вузов России. Интеллектуальное состязание проходит при поддержке Российской академии наук и Министерства науки и высшего образования РФ. Стратегическим партнером выступает VK Education.
«Экологическое мышление становится нормой современного человека»
В конце ноября московские школьники — участники проекта «МосЭкоШкола» представили проекты для экологичной столицы. Старшеклассники продемонстрировали свое видение будущего экологичного мегаполиса и отразили собственный вклад в его создание. Организаторами конкурса выступили Департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы и Институт экологии НИУ ВШЭ.
Более 1300 школьников стали победителями и призерами НТО Junior
Завершился шестой сезон трека Junior Национальной технологической олимпиады (НТО), проектный офис которой работает в НИУ ВШЭ. Победителями и призерами соревнований стали 1320 учащихся 5–7-х классов из 69 регионов Российской Федерации. В 2024 году в НТО Junior приняли участие более 24 тысяч школьников, всего за время проведения юниорский трек олимпиады охватил больше 140 тысяч учащихся со всей России и из ряда зарубежных стран.
Региональные кейс-чемпионаты школьников прошли в 32 субъектах Российской Федерации
В состязаниях приняли участие более 4 тысяч старшеклассников и студентов колледжей и техникумов в составе 1252 команд. Победителями стали 122 команды (67 в кейс-направлении, 55 в бизнес-направлении), призерами — 331 команда, десятки команд отмечены в специальных номинациях партнеров. В пяти регионах — Московской области, Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Чувашской Республике и Краснодарском крае — кейс-чемпионаты состоялись впервые.
Успеть за 96 часов: до окончания регистрации на «Высшую пробу» осталось 4 дня
Олимпиада проводится по 30 профилям. Из них 28 включены в перечень олимпиад школьников на текущий учебный год — дипломанты из 11-х классов получат право поступления в вузы БВИ или 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету. Два новых профиля — «Промышленное программирование» и «История искусств». Хотя регистрация завершится 5 ноября в 14:00 (мск), не стоит откладывать ее на последний день.
«Высшая проба» и «Высший пилотаж» для будущих инженеров
Более десяти лет в Высшей школе экономики существует инженерное крыло — Московский институт электроники и математики. Находить и поддерживать талантливых школьников, ориентированных на поступление на его образовательные программы, помогают интеллектуальные состязания по инженерному делу, организованные НИУ ВШЭ. Рассказываем, в чем их особенности, как принять в них участие и какие преференции получают их дипломанты при поступлении в МИЭМ.
Обучающая программа для участников конкурса «Высший пилотаж» стартует 10 октября
Продолжается регистрация на Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж», который в этом учебном году проводится десятый раз. Число прошедших регистрацию на отборочный этап конкурса в дистанционном формате уже превысило 11 тысяч человек. Оргкомитет приглашает на серию обучающих вебинаров, которая начнется 10 октября.
Говорим о важном: российские школьники узнали о возможностях НТО
О возможностях Национальной технологической олимпиады (НТО) ученикам российских школ рассказали 2 сентября на первых в новом учебном году уроках «Разговоры о важном». Принять участие в самых масштабных в стране командных инженерных соревнованиях приглашаются школьники 5–11-х классов и студенты вузов и колледжей. Регистрация на десятый сезон НТО открыта на сайте.
«Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ»: школьники из Узбекистана в Вышке
Вышку посетили учащиеся академического лицея International House Tashkent при НИУ ТИИИМСХ (Узбекистан) — участники образовательного проекта «Лицейские классы при поддержке НИУ ВШЭ». Проект инициирован и реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2022 года в сотрудничестве с факультетами НИУ ВШЭ и зарубежными общеобразовательными учреждениями. В этом году программу подготовили факультеты компьютерных наук, мировой экономики и мировой политики, экономических наук, Школа дизайна, Высшая школа бизнеса и Международный институт экономики и финансов.