• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В магистратуре ВШЭ будут готовить современных художников

В Школе дизайна НИУ ВШЭ открывается многопрофильная магистерская программа «Практики современного искусства». Здесь подготовят художников-практиков, которые смогут заниматься разными областями современного искусства — от живописи до видеоинсталляций и съемок собственных фильмов. Об устройстве программы, содержании учебных курсов и о том, можно ли вообще «выучиться на художника», новостной службе ВШЭ рассказали преподаватели программы.

Как создавалась магистратура

Открытие магистратуры по современному искусству стало логичным шагом после появления программы бакалавриата «Современное искусство», первый набор на которую состоялся осенью 2018 года. Школа дизайна тогда устроила маленькую революцию в российском образовании, отказавшись от стандартной модели обучения, когда студентам сначала дается классическая база. Было решено сразу сосредоточиться на современном контексте, параллельно оставив курсы по истории культуры, искусства и кураторства.

«Мы понимали риски, принимая студентов без профильного экзамена. То есть фактически любой человек, умеющий читать и писать по-русски и немножко говорящий по-английски, мог поступить на эту образовательную программу. Результат оказался удивительным. На экзаменационных просмотрах студенты продемонстрировали умение не только создавать различные художественные объекты, снимать фото и видео, но и ориентироваться в пространстве современного искусства», — рассказывает академический руководитель бакалаврской программы «Современное искусство» и координатор новой магистратуры Леонид Бажанов.

Успешный набор в бакалавриат показал востребованность образования в области современного искусства — и дал старт подготовке магистерской программы. Руководители направления отмечают: кризис профессиональных институций, которые готовят художников, кураторов, критиков и галеристов, ощущается и в Москве, и по всей России. Российские художники участвуют в крупнейших форумах, выставках и биеннале по всему миру, не имея при этом системного профессионального образования в области современного искусства, и эту лакуну необходимо заполнить. Академическим руководителем программы стала культуролог и искусствовед Ирина Сахно.

Осенью 2018 года в Школе дизайна была открыта галерея HSE Art Gallery. Теперь студенты, изучающие современное искусство, могут применять полученные знания на практике. При подготовке выставок в галерее они выступают в роли кураторов, менеджеров и художников.

Чему будут учить студентов

Леонид Бажанов подчеркивает: запуск подобной программы магистратуры в университете, а не в специализированном художественном вузе — сознательный шаг, основанный на успешной практике американских и европейских институций. «Современное искусство — высокоинтеллектуальная сфера творчества. Важно не только умение растирать пигмент, смешивать краски и пользоваться разбавителем. Необходимо также знание социологии, психологии, философии, — объясняет Бажанов. — Все современное искусство — реализация стремления к свободе. Не точное воспроизведение мира, а ощущение себя свободным индивидом, способным выражать смыслы, которые сам формируешь».

В программе магистратуры — изучение различных техник и инструментов, необходимых для работы над проектами, а также погружение в контекст современного искусства. В этом студентам поможет куратор профиля — мастер, который станет их наставником на протяжении двух лет обучения, а также познакомит с профессиональной средой и посвятит в тонкости профессии, опираясь на личный опыт.

«Студенты научатся концептуализировать собственные идеи, овладеют стратегиями продвижения художественных проектов, получат фундаментальные теоретические знания в области современного искусства, научатся критически мыслить, — говорит Леонид Бажанов. — Совместная практическая работа, общение с преподавателями — лидерами художественного процесса — даст выпускникам возможность войти в круг профессионального художественного сообщества».

 Студенты Школы дизайна в HSE Art Gallery
© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

Как устроена программа магистратуры

При поступлении на программу «Практики современного искусства»абитуриент выбирает один из четырех профилей, при этом имея возможность общаться со студентами и преподавателями смежных профилей. «Разделение на профили необходимо чисто технологически. У них разные пространства для мастерских, разные технические потребности, — рассказывает Александра Старусева-Першеева, преподаватель Школы дизайна ВШЭ. — Художникам нужно место, чтобы поставить мольберт около окна, а кинематографистам нужны пространства для съемки. Но все они находятся в одном здании, посещают общие пары по истории и теории искусства, вступают в коллаборации, общаются и осуществляют взаимный обмен идеями».



Ирина Сахно, академический руководитель программы

Наша программа носит инновационный характер. Мы предлагаем новый образовательный инструментарий в подготовке профессионала в области актуальных художественных практик. В отличие от традиционных университетских программ она совмещает четыре профиля обучения. Это позволяет магистрам сформировать межпредметные связи, выбрать индивидуальную траекторию обучения. У нашей программы практико-ориентированный характер и установка на прикладные формы профессиональной деятельности. Таким образом, мы можем совместить форму студийного искусства (творческие лаборатории и мастерские) с прикладными научными исследованиями. Мы значительно расширяем горизонты профессиональных компетенций и даем возможность выпускникам в дальнейшем интегрироваться в художественную среду. Уверена, наши выпускники окажутся востребованными на рынке профессиональных услуг и продолжат деятельность в качестве современных художников.

Профили программы

 Профиль «Новые медиа и цифровое искусство»
Куратор: Виктор Алимпиев, художник
Кого готовит: Художников, использующих в работе новейшие технологии (проекты в различных актуальных форматах: видео, интерактивный объект, инсталляция, виртуальная реальность, дополненная реальность и другие).

 Профиль «Современная живопись»
Куратор: Владимир Дубосарский, художник
Кого готовит: Художников, работающих в разных жанрах и форматах современной живописи и ориентирующихся в выставочной деятельности.

Интервью с куратором профиля «Современная живопись» художником Александром Дубосарским.

 Профиль «Авторская анимация»
Куратор: Алексей Алексеев, режиссер, аниматор
Кого готовит: Режиссеров анимационных фильмов, которые могут выступать также в качестве авторов сценария, художников и аниматоров, получая все необходимые компетенции для создания анимационного фильма.

 Профиль «Авторское кино»
Куратор: Александр Зельдович,  кинорежиссёр, сценарист, актер
Кого готовит: Кинематографистов — авторов, совмещающих компетенции режиссеров и сценаристов, которые впоследствии смогут работать над собственными кинопроектами, а также входить в творческие группы, занимающиеся масштабными проектами в сфере массового кино.

Кроме основных курсов студенты смогут выбрать вариативные дисциплины: от звукорежиссуры до основ галерейного дела.

Кого ждут на программе

«Мы готовы принять людей, уже вкусивших плод с древа познания искусства и осознавших, что они хотят быть акторами, творцами, а не пассивными регистраторами процесса», — говорит Александра Старусева-Першеева.

Здесь будут рады:

выпускникам образовательной программы Школы дизайна по современному искусству, а также других программ — от «Дизайна» до «Культурологии»;

выпускникам вузов в иных областях, планирующим построить карьеру художника;

интересующимся современным искусством и получившим творческие навыки в частных и общественных школах, не дающих системного образования.

Каждый профиль магистратуры имеет свою специфику, но авторы программы исходят из представления о едином пространстве современного искусства, прозрачности границ различных видов, направлений, жанров. Не предполагается, что абитуриенты обладают конкретными навыками, соответствующими определённому профилю. Важен образовательный и творческий опыт в широком смысле, эрудиция в сфере художественной культуры и осознанное желание посвятить себя освоению выбранного направления.

«Выучить “на художника” почти невозможно, но я свято верю: можно помочь человеку раскрыть в себе художника, — говорит Леонид Бажанов. — А для начала нужно обнаружить в себе человека, действительно заинтересованного миром современного искусства». Предполагается, что потенциальный студент программы увлечен художественной жизнью, посещает выставки, музеи, центры, галереи современного искусства, кинофестивали, следит за профильными СМИ, читает искусствоведческую литературу на русском и английском языках.

Зачисление на программу будет происходить по итогам собеседования и конкурса портфолио, которое состоит из мотивационного письма и описания авторских проектов в сфере искусства или дизайна, в которых абитуриент принимал участие. Чтобы каждый желающий мог лучше подготовиться к поступлению, в Школе дизайна ежемесячно проводятся портфолио-ревю с участием преподавателей и куратора программы. 

Прием документов на программу продлится до 16 августа.

Что читать абитуриенту программы

  • Х. Фостер, Р. Краусс, И.-А. Буа, Б. Бухло, Д. Джослит. Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.
  • В. Турчин. Образ двадцатого… в прошлом и настоящем. Художники и их концепции. Произведения и теории. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
  • А. Руйе. Фотография. Между документом и современным искусством. СПб.: Клаудберри, 2014.
  • В. Левашов. Лекции по истории фотографии. Нижний Новгород: ГЦСИ, 2007.
  • Д. Галкин. Цифровая культура: горизонты искусственной жизни. Томск, 2013.

 

Иконки: flaticon.com

Вам также может быть интересно:

Школа дизайна НИУ ВШЭ представила работы на ярмарке Cosmoscow

В конце октября состоялось открытие 12-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, в которой приняли участие три выпускницы Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анна Знаменская, Лена Власова и Марина Батылина. В экспозиции стенда HSE ART GALLERY были представлены такие виды искусства, как живопись, керамика и графика.

Дайте две: в HSE ART GALLERY стартует новый сезон парных выставок «учителей и учеников» Школы дизайна Вышки

На этот раз главными героями стали руководитель профиля «Современная живопись» и его выпускница — Владимир Потапов и Саша Подгородская. Формат двойных персональных выставок позволяет, во-первых, представить срез созданных за годы учебы наиболее значимых работ молодых авторов, а во-вторых, соотнести оптику учеников и их учителей. Увидеть экспозицию можно до 27 октября.

«Время — самый ценный ресурс»

В конце августа в Российской государственной библиотеке для молодежи состоялось открытие выставки студентов и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ «Как я провел это лето». Каждая представленная здесь работа — это уникальная история, наполненная воспоминаниями, чувствами и мечтами. Произведения искусства становятся мозаикой, в которую вплетены авторские комментарии, представляющие собой своеобразные сочинения и мысли о пережитом. Поразмышлять вместе с художниками об уходящих теплых днях можно до 22 сентября включительно.

Главные тенденции в искусстве 2023–2024 годов: как прошла конференция в HSE CREATIVE HUB

В конце июня в HSE CREATIVE HUB состоялась экспертная конференция «Тенденции выставочного сезона», посвященная актуальным направлениям в современном искусстве. Известные искусствоведы и художники обсудили знаковые выставки последнего времени, тенденции 2023–2024 годов и их возможное влияние на развитие этой сферы в ближайшем будущем.

«Выточить немного веретен или сплести несколько нитей — в этой практике и заключена суть искусства»

В пространстве HSE ART GALLERY на Пионерской запускается цикл парных персональных выставок: на одной площадке демонстрируются проекты «учителей и учеников» Школы дизайна ВШЭ. Первым из этой серии станет экспозиция «Черепки и веретена / Радость и тягость» преподавателя Владислава Ефимова и студентки профиля «Дизайн и современное искусство» Александры Замуруевой.

«Тенденции выставочного сезона»: конференция в HSE CREATIVE HUB

20 июня в пространстве HSE CREATIVE HUB пройдет конференция с участием экспертов в области современного искусства — «Тенденции выставочного сезона». Спикеры и гости конференции обсудят главные тенденции в искусстве 2023-2024 годов и попробуют предсказать, какие из них останутся с нами в ближайшем будущем.

Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями

Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель  — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.

«НИИ ФИЛАРЕТОВА»: выставка в ММСИ в коллаборации со студентами Вышки

Московский музей современного искусства и бюро BERNASKONI представляют выставку «НИИ ФИЛАРЕТОВА» — первый персональный музейный проект художницы Елены Филаретовой. Во время работы выставки совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ организован Научно-исследовательский институт изучения жизни и творчества художницы. Работа НИИ представляет собой коллаборацию между художницей и студентами, каждый из которых внес свой вклад в создание выставочного проекта. В рамках экспозиции также пройдет параллельная программа для детей.

«О замене человека как создателя искусства речь пока не идет»

В конце апреля в Гостином дворе на Ильинке прошла ярмарка современного искусства «АРТ МОСКВА». В рамках мероприятия Школа дизайна НИУ ВШЭ представила несколько своих стендов с работами студентов и преподавателей.

«Сохрани мою вещь навсегда»: фэшн-показ Школы дизайна ВШЭ на Винзаводе

24 апреля в центре современного искусства Винзавод пройдет ежегодный фэшн-показ, подготовленный третьекурсниками Школы дизайна НИУ ВШЭ. На этот раз студенты направления «Мода» покажут коллекцию, которая получила название «Сохрани мою вещь навсегда» и построена на концепции архива.