Высшая школа экономики представляет шесть направлений олимпиады «Я — профессионал»
«Я — профессионал» — олимпиада для студентов со всей страны, открывающая доступ к миру возможностей: бонусы при поступлении в магистратуру Вышки, стажировки в партнерских компаниях (Яндекс, ВТБ, Сбер, РЖД и другие), денежные призы. VIII сезон соревнований предлагает участникам более 70 разнообразных направлений для проверки знаний и навыков. Высшая школа экономики является вузом-организатором шести из них: «Экономика», «Социология», «Урбанистика», «Бизнес-информатика», «Журналистика» и «Дизайн».
Урбанистика
Городской планировщик смотрит на город, используя оптику разных наук, анализирует большой объем информации из разных сфер, координирует интересы множества заинтересованных субъектов (власть, бизнес, общественные организации, жители) и выступает в роли медиатора. Такому специалисту важно понимать технические и гуманитарные дисциплины в равной степени, а также обладать коммуникативными навыками.
Кирилл Пузанов
При составлении заданий для направления «Урбанистика» олимпиады «Я — профессионал» важным аспектом стала не сложность самих вопросов, а их разнородность. Кирилл Пузанов, доцент Высшей школы урбанистики факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, считает, что такой подход поможет найти тех студентов, кто одновременно интересуется техническими аспектами устройства города, архитектурными стилями, психологией горожан, вопросами современной культуры и множеством других тем, которые находят отражение в городской среде.
«Главное, что участники оценят широту разброса тем, которыми занимается урбанистика, — это наше проклятье и одновременно самая сильная сторона. Наши выпускники владеют знаниями из разных областей (экономика, антропология, география и другие) и могут лавировать между ними, собирая междисциплинарную проектную команду для решения самых сложных городских вопросов», — поделился Кирилл Пузанов.
Бизнес-информатика
Направление «Бизнес-информатика» идеально подходит для студентов, заинтересованных в сочетании IT и бизнеса, и будет полезно тем, кто стремится развивать навыки создания и управления информационными системами, которые применяются в бизнесе и государственном секторе. Участники этого направления смогут подготовиться к карьере в таких востребованных ролях, как бизнес-аналитики, системные аналитики, менеджеры IT-проектов, специалисты по большим данным, и в других современных профессиях, актуальных на рынке труда.
Лилия Жукова
Задания на олимпиаде составляются так, чтобы проверить компетенции в трех ключевых областях: информационные технологии, менеджмент и экономика. Подробнее рассказывает Лилия Жукова, доцент департамента прикладной математики Московского института электроники и математики НИУ ВШЭ: «При создании задач мы руководствуемся следующими принципами. Во-первых, задачи должны иметь практическую направленность, поэтому они основаны на реальных бизнес-ситуациях и кейсах. Во-вторых, вопросы должны охватывать несколько дисциплин одновременно: задания отборочного этапа включают в себя проверку знаний из таких областей, как информационные технологии, принципы реляционной модели баз данных и объектно-ориентированного программирования, методология разработки и тестирования программного обеспечения, управление проектами. В-третьих, олимпиадные задачи должны быть актуальными. Например, недавно были добавлены вопросы по работе с большими данными и применению методов искусственного интеллекта. И в-четвертых, задания должны обладать различным уровнем сложности: от базовых для проверки фундаментальных знаний до более сложных, требующих применения креативного мышления и навыков анализа для решения практических кейсов».
Лилия Жукова считает, что для успешного участия студентам необходимо владеть основами управления IT-проектами, анализа бизнес-процессов и разработки информационных систем. Кроме того, полезны знания в области программирования, работы с базами данных и понимание принципов информационной безопасности. Олимпиада поможет развить аналитическое мышление, умение работать с большими данными и навыки управления IT-инфраструктурой, и все это в условиях ограниченного количества времени.
Журналистика
В современной журналистике много направлений, а в работе используется большое разнообразие технологий. Сложно предугадать, чем именно будет заниматься тот или иной студент, но есть несколько вещей, которые для всех журналистов одинаково важны: навык работы с данными и умение объяснять.
Задания олимпиады проверяют как раз уровень владения этими навыками. Например, студенты бакалавриата должны взять какую-то тему, разобраться в ней и рассказать максимально доступным языком в виде карточек для соцсетей. Задание для специалитета/магистратуры будет несколько сложнее: нужно будет не только объяснить, но и суметь поработать над данными.
Александр Куприянов
«Те, кто умеет собрать данные, их обработать, интерпретировать, сделать объясняющую мультимедийную статью, считаются специалистами на вес золота. Таким образом, участие в олимпиаде “Я — профессионал” — это для вас способ получить сертификат, удостоверяющий, что вы готовый сотрудник для сложных, интересных и крупных проектов. Поэтому участвуйте, пробуйте, прокачивайте свои навыки. Это точно будет вам полезно!» — говорит Александр Куприянов, доцент Института медиа факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.
При разработке заданий ключевыми моментами стали интересность и актуальность. Александр считает важным сделать процесс работы над поставленными задачами увлекательным для участников, а также чтобы вне зависимости от победы они узнали что-то новое, почерпнули какие-то ранее неизвестные журналистские приемы и практики.
Для журналиста очень важно работать с актуальной информацией, поэтому темы заданий будут отражать текущую повестку дня. Александр Куприянов дает совет участникам трека «Журналистика»: «Следите за тем, что происходит, — эти события так или иначе будут отражены в заданиях. Если вы будете в курсе, это вам очень поможет и сэкономит вам время на то, чтобы разобраться с основными акторами и событиями той или иной темы».
В результате лучшими работами станут те, в которых, во-первых, хорошо объяснены сложные вещи, во-вторых, сравниваются данные различной природы, чтобы пояснить, откуда и чем продиктованы цифры или их изменения. И в-третьих, это те работы, в которых студенты не побоялись обработать большое количество данных.
«Участие в олимпиаде “Я — профессионал” даст вам уверенность и возможность попробовать себя в каком-то из направлений журналистики, и, может быть, вы будете в этом направлении развиваться. Также вы сможете использовать и свои знания, и приобретенные навыки, и готовый продукт в вашем портфолио», — делится своим мнением Александр Куприянов.
Социология
Во многих российских вузах студенты проходят обучение по направлению «Социология» и затем выходят на рынок труда, работая как в исследовательских компаниях, занимающихся изучением общественного мнения, установок и предпочтений населения, так и в компаниях реального сектора в департаментах маркетинга, рекламы, связей с общественностью и управления человеческими ресурсами. Знание социологии помогает человеку комплексно и критически мыслить, оценивать сущность социальных явлений, понимать причины и факторы человеческого поведения.
Сейчас социологические исследования важны как для бизнеса, так и для органов власти. Возникает масса непонятных и проблемных ситуаций, которые могут быть объяснены и разрешены благодаря использованию социологического подхода.
Денис Стребков
Денис Стребков, заместитель руководителя департамента социологии, рассказывает подробнее о треке «Социология»: «При составлении тем мы пытались охватить самые разные направления социологического знания, чтобы дать каждому шанс проявить себя: социология семьи, религии, культуры, политики, экономики и многие другие. Олимпиада состоит из двух туров. В первом мы смотрим, насколько хорошо участники понимают основы предмета, владеют терминами, разбираются в различных методах статистического анализа данных. Участие во втором туре предполагает написание письменной работы в форме эссе на одну из предложенных тем. Обычно предлагаются те, которые отражают важные для людей актуальные процессы, происходящие в стране и мире, а также получают отражение в средствах массовой информации».
Глобально «Я — профессионал» проверяет, может ли студент говорить на одном языке с коллегами-социологами, насколько хорошо он знает историю социологии и современные теории, способен ли он к критическому мышлению. Очень важна и личная позиция автора по отношению к тем явлениям, которые он изучает, анализирует, может ли он давать логичный, аргументированный и структурированный ответ.
«Победители и призеры олимпиады в категории “Бакалавриат” получают право на зачисление в магистратуру НИУ ВШЭ по направлению “Социология” без сдачи вступительных испытаний и пользуются преимущественным правом выбора магистерской программы. У победителей в категории “Магистратура/специалитет” есть возможность поступить в аспирантуру без экзаменов. Также многие российские компании и исследовательские центры с удовольствием берут участников олимпиады “Я — профессионал” на стажировку и постоянную работу, потому что понимают их высокий потенциал. Человек, который в честной интеллектуальной борьбе смог обойти сотни других участников, безусловно, будет пользоваться большим спросом среди работодателей», — считает Денис Стребков.
Экономика
Евгения Левина
«Судя по статистике регистраций, трек “Экономика” на олимпиаде “Я — профессионал” является одним из самых востребованных. И это легко объяснить. Принять участие по этому направлению и воспользоваться преимуществами успешного прохождения олимпиады могут все студенты, освоившие обязательные классические курсы микро- и макроэкономики, поскольку эти знания универсальны. Мы приглашаем к участию по нашему направлению не только студентов, обучающихся на одноименных образовательных программах, но и студентов программ “Мировая экономика”, “Бизнес-информатика”, “Финансы и кредит” и всех-всех, кто обучается по специальностям, объединенным в группу “Экономика и управление”», — рассказывает Евгения Левина, заместитель руководителя Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по экономике НИУ ВШЭ и член методической комиссии направления «Экономика».
Дмитрий Веселов
Для подготовки к участию Дмитрий Веселов, заместитель декана по научной работе факультета экономических наук НИУ ВШЭ и председатель методической комиссии направления «Экономика», рекомендует познакомиться с базовой литературой и прорешать демоверсии заданий. Он считает, что для победы необходимо хорошо владеть инструментарием экономической теории, микро- и макроэкономическими моделями.
Задания направления «Экономика» разрабатываются таким образом, чтобы не только проверить у участников знания по экономической теории, но и дать возможность применить их к разнообразным практическим задачам в области микро- и макроэкономики.
«Каждый год экономическая ситуация в стране и мире меняется, поэтому мы обновляем и задания олимпиады, актуализируем вопросы, касающиеся недавних экономических феноменов. В результате участники сталкиваются не только с фундаментальными, но и с повседневными вопросами функционирования экономики», — дополняет Дмитрий Веселов.
Участие в олимпиаде в целом является отличным способом проверить свои знания, навыки, мотивацию в изучении той или иной научной области. Подготовка к «Я — профессионал» помогает посмотреть на имеющийся багаж знаний немного со стороны, чтобы можно было увидеть взаимосвязь между предметами, закрепить уже полученные навыки и приобрести новые.
О карьерных возможностях олимпиады рассказывает Евгения Левина: «Партнеры-работодатели организовывают краткосрочные школы для участников “Я — профессионал”. Те, кому удалось пройти конкурсный отбор на эти школы, получат возможность продемонстрировать свои достоинства выбравшим их компаниям вживую. В целом работодатели приглашают к себе инициативных людей с активной жизненной позицией. Участие в олимпиаде — это сигнал, что кандидат готов бросить себе вызов. Я слышала от студентов, что на собеседованиях участие в олимпиадах рассматривается как положительный фактор. А уж успешное участие — это заметная строчка в резюме».
Дизайн
Олимпиада «Я — профессионал» является хорошей профессиональной площадкой для студентов, где можно оценить свои проектные компетенции в различных областях дизайна. Наиболее полезно принять участие в олимпиаде по этому направлению тем, кого интересует современный дизайн и визуальная коммуникация, кто хочет прокачать свои навыки в композиции и типографике, кто планирует в перспективе работать в одном из ведущих брендинговых агентств или в отделах дизайна больших корпораций.
Ульяна Аристова
Ульяна Аристова, профессор Школы дизайна НИУ ВШЭ, считает, что особенно важно в проекте продемонстрировать свое умение находить визуальную метафору и создавать профессиональную графическую коммуникацию со зрителем. Задания олимпиады по направлению «Дизайн» представляют собой проектный кейс и максимально приближены к реальной проектной деятельности дизайнера.
«Важно продемонстрировать свои умения работать с графическими пакетами, грамотно презентовать результаты своей работы. В процессе выполнения этих заданий участники получают в свое профессиональное портфолио завершенный проектный кейс, что усиливает их позиции на рынке труда.
Все это в совокупности позволяет сделать осознанный выбор программы магистратуры, удачнее выступить на вступительном испытании, конкурсе портфолио, и получить востребованную профессию. Олимпиада “Я — профессионал” — это самый творческий и короткий путь в Вышку!» — заключила Ульяна Аристова.
Регистрация продлится до 12 ноября.
Вам также может быть интересно:
В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей олимпиады DANO
18 декабря в Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей и призеров четвертого сезона Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Чтобы выйти на сцену Большого зала, герои торжества проделали серьезный путь: два отборочных этапа, задачный и проектный туры заключительного этапа.
Более 47 000 нормативов технологической грамотности сдали участники ТехноГТО
Определены победители первого Всероссийского марафона сдачи нормативов технологической грамотности ТехноГТО. За месяц участники марафона сдали 13 845 нормативов по кибербезопасности, электронике, применению беспилотников, фактчекингу и др., всего в рамках проекта сдано уже более 47 000 нормативов. ТехноГТО является частью Национальной технологической олимпиады (НТО) и реализуется Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ) совместно с президентской платформой «Россия — стана возможностей» при поддержке НИУ ВШЭ, «Движения первых» и Росмолодежи.
Более 1300 школьников стали победителями и призерами НТО Junior
Завершился шестой сезон трека Junior Национальной технологической олимпиады (НТО), проектный офис которой работает в НИУ ВШЭ. Победителями и призерами соревнований стали 1320 учащихся 5–7-х классов из 69 регионов Российской Федерации. В 2024 году в НТО Junior приняли участие более 24 тысяч школьников, всего за время проведения юниорский трек олимпиады охватил больше 140 тысяч учащихся со всей России и из ряда зарубежных стран.
Завершена регистрация на VIII сезон олимпиады «Я — профессионал»
Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал» — проект президентской платформы «Россия — страна возможностей», который реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования России. За 48 дней регистрации на этот сезон было получено 689 259 заявок на участие от 185 610 студентов. Традиционно Высшая школа экономики стала вузом-организатором и представила студентам шесть направлений для проверки уровня знаний и прикладных навыков.
Олимпиада студентов «Я — профессионал»: новый сезон стартовал
26 сентября прошла пресс-конференция, посвященная открытию VIII сезона олимпиады студентов «Я — профессионал», вузом-соорганизатором которой является Высшая школа экономики. Данный проект президентской платформы «Россия — страна возможностей» реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.
Перед участниками Всероссийского кейс-чемпионата откроется новое окно возможностей
Всероссийский кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству, регистрация на который продолжается до 3 октября, проводится при поддержке Сбера. Всех, кто планирует принять в нем участие, в этом году приглашают также зарегистрироваться на Школьный акселератор Сбера. А участников Школьного акселератора ждут в составе команд Всероссийского кейс-чемпионата. Рассказываем, в чем заключается интеграция кейс-чемпионата и акселератора, какие преимущества она дает.
DANO: пять причин принять участие в Национальной олимпиаде по анализу данных
Стартовала регистрация на DANO — олимпиаду для всех, кому нравится аналитика, математика и информатика. Заявки принимаются до 2 октября. Заполнить регистрационную форму и узнать подробности можно на сайте. В прошлом году состязание объединило тысячи участников со всей России. Лучшие из них получили преференции при поступлении в ведущие вузы, а также возможность стажироваться в одной из крупнейших экосистем страны.
Высшая школа экономики стала лидером по числу дипломантов седьмого сезона «Я — профессионал»
Подведены итоги седьмого сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» — одного из проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей». Дипломантами VII сезона стали 3872 участника, из них 260 — студенты Вышки. Олимпиада реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.
Для участников «Я — профи» открылась Весенняя школа ВТБ и НИУ ВШЭ по бизнес-информатике
В Москве состоялось открытие Весенней школы Банка ВТБ и Высшей школы экономики по направлению «Бизнес-информатика». Это образовательное мероприятие для участников Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал», одного из проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей». Олимпиада реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.
Студенты НИУ ВШЭ — среди лучших на Универсиаде по эконометрике
Студенты Высшей школы экономики приняли участие в международной Универсиаде по эконометрике, которую организует экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. В число победителей вошли третьекурсники Антон Самокиш (Международный институт экономики и финансов ВШЭ) и Владислав Мартишевич (факультет экономических наук ВШЭ), среди призеров — четверокурсники Никита Горевой (ФЭН) и Галина Писарева (нижегородская Вышка).