Ярослав Бахметьев выступил с лекцией в Культурном центре ЗИЛ
6 декабря в Культурном центре ЗИЛ в рамках проекта «Университет, открытый городу», с лекцией «Russian Nation-Empire-State-Building» (на русском языке) выступил преподаватель кафедры политического поведения ВШЭ Ярослав Бахметьев.
На лекции молодой исследователь попытался найти ответы на сложные вопросы: что такое нация, какое место отводится этносу при формировании нации, как процесс формирования нации помогает воспитывать чувство патриотизма и противостоять национализму.
Ответы оказались не всегда очевидными, а иногда даже спорными.
По словам Бахметьева, нация далеко не всегда является тем конструктом, который строит государство для своих целей. Процесс может быть и обратным. При этом отдельный этнос вообще может не играть никакой роли.
Бахметьев подчеркивает, что гражданский национализм это явление, которое взращивает нацию, а этнический — противопоставляет ее всем остальным общностям. Таким образом, нация является общностью разных социокультурных, языковых и даже расовых групп, которые гармонично сосуществуют и дополняют друг друга. Однако лектор не согласен с утверждением, что патриотизм является синонимом национализма. Дело в том, что патриотизм обращен к прошлому нации, а национализм способен возникать, когда у нации еще нет значимых «достижений». Патриотизм является витком консервативной идеологии, поэтому и в России при определенном развитии событий он мог бы возродиться. Главное, чтобы у постсоветской России появились свои герои и знаковые события, которые бы стали общенациональными ценностями.
Во всякой империи, вне зависимости от того, сохраняются ли этнические и национальные идентичности, главной идентичностью является государственная — отношение к правителю. В этом смысле в российской империи был доминирующий этнос — православные, так как понятия «русскости» укоренилось лишь на закате империи. Лектор выразил предположение, что русской нации никогда и не существовало: это был союз славянских племен, православные княжества, православная империя, наконец, советское государство. При этом все иноверцы, носители других религий, воспринимались как чужаки — «немцы», «нехристи», «басурмане».
Для Бахметьева очевидно, что властные структуры до сих пор плохо работают с идеологией. Нация пока существует лишь на уровне концепта, построить ее не удалось из-за различий в системе ценностей. Идеологию выстроить тоже пока не получилось, вместо нее — политическая мифология, окруженная стихийной ксенофобией и этнофобией. Хаотичность ценностного восприятия обусловлена тем, что, с одной стороны, наблюдается негативное отношение к внешним мигрантам, с другой стороны, еще большее раздражение вызывают приезжие из других российских регионов. При этом лектор уверен, что распространение популистских идей в России идет достаточно удачно. К тому же федерализм стал принимать мнимую и неадекватную форму. Например, национальные республики давно потеряли тот этнический окрас, который в них закладывался изначально: многие этносы вообще находятся на грани исчезновения. Однако для населения страны более важную роль играет уровень жизни граждан, соблюдение равных прав и возможностей независимо от национальной принадлежности, а не то, какая может быть построена нация и каким образом.
По словам лектора, нация в России на данный момент может быть построена на языке, этносе, образе врага. Любой вариант приводит к несовпадению национальных границ с государственными или вообще радикализации общества. Очевидно, что потенциал строительства нации кроется и в других ценностях. Но вопрос, какие из них достаточно крепки для выстраивания нации, и нужна ли вообще нация в России, остался открытым.
Елена Левина, специально для новостной службы портала ВШЭ
Робот Гэри рекомендует
Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.
Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…
«Вместо компьютерных игр изучайте математику, комбинаторику, числа Каталана»
19 ноября, 2024 г.
Как обеспечить себе место в магистратуре НИУ ВШЭ заранее
13 ноября, 2024 г.
НИУ ВШЭ открывает прием заявок на юбилейную Ясинскую конференцию
18 ноября, 2024 г.
Путь девушек в IT: исследование Яндекс Образования и НИУ ВШЭ
21 ноября, 2024 г.
Вам также может быть интересно:
Поисковый запрос: как изучать миграцию с помощью Google-трендов
Число иностранных студентов в России выросло в 6 раз за последние полтора десятилетия, подсчитали эксперты. Многие из тех, кто учится сейчас, хотели бы остаться в стране, выяснили исследователи. Об этом, а также о том, зачем нужно изучать Google-тренды, и многом другом ученые рассказали в своих докладах на секции по проблемам демографии и рынка труда XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции НИУ ВШЭ.
Живи там хорошо. Как устроена внутренняя миграция из небольших городов
Свыше половины выпускников школ в российских средних городах собираются поменять место жительства навсегда или надолго. Фактически они потеряны для своих городов, отметили демографы НИУ ВШЭ в докладе по исследованию внутренней миграции. Доклад был представлен на ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
Русский след
В Латвии, Эстонии, Казахстане и Киргизии в последние годы сокращалось русское население. Этому способствовали все основные демографические процессы: миграция (репатриация людей в Россию), старение — рост доли пожилых среди русских, а также убыль населения — превышение смертности над рождаемостью. Доцент Института демографии НИУ ВШЭ Владимир Козлов исследовал динамику численности русской диаспоры в четырех странах.
В серой зоне
В России, Франции и Греции внешние неквалифицированные трудовые мигранты невольно поддерживают политику работодателей, сразу помещающих их в серое правовое поле. Исследование в трех странах показало, что иностранные рабочие изначально готовы трудиться полулегально, лишь бы заработать на жизнь. Между тем, их доходы не компенсируют ситуацию социальной уязвимости, в которой они оказались. Статья об этом опубликована в Журнале исследований социальной политики НИУ ВШЭ.
Поступательное движение
На образовательную миграцию влияют исходные данные абитуриентов и уровень жизни в регионах, показали в статье сотрудники Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Илья Прахов и Мария Бочарова. Сильные выпускники из образованных и обеспеченных семей в целом чаще поступают в вуз далеко от дома. Но выбор обычно корректирует экономика. Большие зарплаты притягивают учащихся в регион, высокая стоимость жизни — отталкивает.
Де-мобилизация студентов
Межстрановая академическая мобильность молодых людей в мире снижается по двум причинам. Во-первых, государства-поставщики студентов развивают собственные вузы. Во-вторых, страны-экспортеры высшего образования отвернулись от учащихся-иностранцев. В итоге их университеты теряют дополнительные источники дохода, а научным лабораториям не хватает кадров, отмечают эксперты ОЭСР в журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование».
Работать или протестовать
Чем выше безработица в странах Западной Европы, тем вероятнее социально-политическая дестабилизация. В то время как в Восточной Европе для самого высокого уровня безработицы характерна самая низкая интенсивность антиправительственных демонстраций. Об этом эксперты НИУ ВШЭ рассказывают в статье «Безработица как предиктор социально-политической дестабилизации в странах Западной и Восточной Европы».
Свои среди чужих
У слабых школ есть свой плюс: они помогают детям мигрантов интегрироваться и снимают межэтнические противоречия. Это показало исследование, проведенное среди учеников и педагогов Москвы и Подмосковья. Статья о нем опубликована в журнале НИУ ВШЭ «Демографическое обозрение».
Мигранты от сохи
Ежегодно около 200 тысяч россиян по разным причинам переезжают из сельской местности в городские поселения. А большинство оставшихся трудоспособных жителей не работают в сельском хозяйстве. Исследователи ВШЭ выяснили, что выталкивает сельское население в города.