Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Рассказы» о страхах и неопределенности на киносеминаре ЛЭСИ

На Рождественском киносеминаре Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ обсудили фильм Михаила Сегала «Рассказы».


 Видеозапись

Современное российское общество без особого успеха борется с тревогами и поражено аномией — отсутствием объединяющих ценностей и социальных норм. Повод поразмышлять об этом на традиционном Рождественском киносеминаре Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) ВШЭ дал фильм Михаила Сегала «Рассказы».

Фильм Михаила Сегала (четыре короткометражки, действие которых воспроизводит сюжеты, описанные в рассказах некоего писателя, отправившего свою рукопись в издательство) критики называли и интеллигентскими сказками, и «Ералашем» для взрослых. Видимо, так они хотели режиссера обидеть, заметил первый проректор ВШЭ, заведующий ЛЭСИ Вадим Радаев — один из трех неизменных ведущих Рождественского киносеминара наряду с заведующим отделением культурологии Виталием Куренным и заместителем декана факультета прикладной политологии Сергеем Медведевым*.

Впрочем, что же обидного в сказках? Жанр увлекательный, производящий важные смыслы, и не только для детей. Сказки бывают разные, в том числе, например, сказки-испытания. И если «Рассказы» Сегала — это сказка, то она про испытание страхом.

Парадокс: современный человек, казалось бы, сыт, здоров и защищен от внешних опасностей как никогда прежде. Однако чем больше костылей и подпорок ему предлагает технический прогресс, тем более зависимым от всяческих устройств человек становится. Приходится доверять свою судьбу машинам и гаджетам — но многие ли понимают, как они работают? Подчас теряются даже специалисты. Вадим Радаев рассказал, что за несколько дней до семинара в одном из корпусов Вышки сработала автоматическая противопожарная система, «потушив» помещение библиотеки. Вот только никакого возгорания на самом деле не было, а на вопрос, почему система дала сбой, специалисты дали ответ: «Причин нет».

Чем больше информации мы получаем, тем меньшую ее долю можем обработать. Чем больше возможностей имеем, тем труднее сделать выбор. Правильный выбор. Выбор не между хорошим и плохим, а между хорошим и лучшим — вдруг окажется слишком большой упущенная выгода (вот вам и экономика)?

Такая почва благодатна для появления страхов и неврозов. Чем больше информации мы получаем, тем меньшую ее долю можем обработать. Чем больше возможностей имеем, тем труднее сделать выбор. Правильный выбор. Выбор не между хорошим и плохим, а между хорошим и лучшим — вдруг окажется слишком большой упущенная выгода (вот вам и экономика)? Как образно заметил Вадим Радаев, сначала ты боишься опоздать на уходящий поезд, потом пугаешься, что на поезд успел — но не на тот, а после сомневаешься, что тебе вообще поездом нужно было ехать.

Здесь кроется и одна из причин ностальгии по советскому прошлому. «Советская система была нацелена на минимизацию неопределенности, — сказал Вадим Радаев. — Предлагался нулевой вариант: ты и выиграть особо не мог, но и проиграть тоже — если только не шел против системы». 

Четыре новеллы — четыре страха

О дилемме выбора, стремлении к однозначности, желании распланировать не то что ближайшее будущее, а всю жизнь, речь идет в первой новелле «Рассказов» — «Мир крепежа». Ее герои отчаянно нуждаются в готовых сценариях на все случаи жизни. Но чем больше они пытаются все рационализировать, тем абсурднее все становится.

Герои второй новеллы, «Круговое движение», в отсутствие нормальных государственных и общественных институтов вынуждены полагаться на «слабые связи» (коррупцию, блат, знакомства) для решения жизненных проблем. Это блестящее, порой даже слишком гротескное описание теневой сферы российского быта и экономики. Входя в нее, мало кто чувствует себя уверенно — большинство людей не знают, как себя вести и чего ожидать. Вместе с неуверенностью приходит и чувство стыда и унижения. Апофеоз новеллы — сцена, когда герои вынуждены доставать деньги из унитаза и обсушивать их.

Новелла «Возгорится пламя» — о страхе одиночества. Как его преодолеть? Найти того, кто будет тебя слушать. Или того, кто будет тебе подчиняться. Но счастье — это когда тебя понимают. А вот найти человека, который не просто тебя поймет, но и сможет вместе с тобой «производить смыслы» — редкая удача.

Наконец, есть страх перед смертью — вообще перед высшими, необоримыми силами. Об этом новелла «Энергетический кризис». Его героиня — бабушка-библиотекарь (что, как не культура и литература, поможет хотя бы чуть-чуть проникнуть за границы мира обыденного?). Она выступает в качестве то ли ведьмы, то ли медиума, хранящего тонкую связь с тем, загадочным миром. Связь, которая не бывает долговечной и легко прерывается.

А утешать кто будет, Пушкин?

«Книжная» тема, как уже отмечалось, скрепляет независимые друг от друга новеллы «Рассказов». И тут — внимание на это обратил Виталий Куренной — главенствующая роль отводится, конечно, Пушкину. «Наше все»  — один из образов, который остается неизменным в пору любой нестабильности. Сомневаетесь в чем-то? Боитесь неизвестности? Возьмите томик Пушкина — бросьте этот якорь, и он вас удержит.

Виталий Куренной рассказал о своей поездке в Мстеру — известный с царских времен центр народных ремесел во Владимирской области. До революции там было крупнейшее производство икон — около двух миллионов в год. После революции этот центр, казалось бы, должен был погибнуть. Но мастера нашли выход — вместо икон стали массово делать различные вещи с изображением Пушкина. 

«Жить тяжко, но весело»

Человеческие отношения заменяются контрактными, формальные институты — коррупцией. Разрушена коммуникация между поколениями, между социальными стратами, между мужчинами и женщинами, в конце концов. Когда, о чем и нужно ли вообще говорить — непонятно. В этом смысле показательно, что герои одной из новелл находят время для обсуждения сталинских репрессий только во время секса.

Но одного Пушкина мало для целого общества, погруженного в состояние аномии, где отсутствует культурное единство, невозможно определиться с ценностями и нормами. «Рассказы», на взгляд Сергея Медведева*, фиксируют именно это состояние, как, впрочем, и многие российские фильмы последних лет, в том числе разбиравшиеся на прошлых киносеминарах ВШЭ.

Человеческие отношения заменяются контрактными, формальные институты — коррупцией. Разрушена коммуникация между поколениями, между социальными стратами, между мужчинами и женщинами, в конце концов. Когда, о чем и нужно ли вообще говорить — непонятно. В этом смысле показательно, что герои одной из новелл находят время для обсуждения сталинских репрессий только во время секса.

Нынешняя власть Сергею Медведеву* как политологу напоминает последнее, «замороженное», семилетие Николая Первого. Но и противники власти поражены все той же аномией: ни либералы, ни националисты ничего не могут предложить.

Вывод — все плохо? Не совсем. Россия — страна абсурда, здесь может случиться то, чего не может случиться никогда. Но даже если жизнь становится тяжкой и чрезмерно парадоксальной, она не перестает быть веселой. Тем и спасаемся.

Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

 


Рождественские семинары прошлых лет

Новости:
«Интеллигенции и народу пора разъехаться из коммуналки», 18 декабря 2012
«Несущая свет» и апокалипсис по-русски, 22 декабря 2011
Мужчины как исчезающий вид, 21 декабря 2010
Когда не обойтись без Мефистофеля, 22 декабря 2009

Видео:
Рождественский киносеминар 2012
Рождественский киносеминар 2011
Рождественский киносеминар 2010,
Рождественский киносеминар 2009.

 

* Сергей Медведев включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

 

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Военная подготовка необходима всегда»

В конце марта начнется конкурсный отбор первокурсников НИУ ВШЭ в Военный учебный центр

5 марта

«Концентрация усилий на технологиях»: Ученый совет обсудил, как развивать науку в НИУ ВШЭ

Заседание Ученого совета НИУ ВШЭ 26 февраля было посвящено науке. Участники заседания обсудили результаты научной деятельности университета, работу аспирантуры и диссертационных советов через призму приоритетов научно-технологической политики страны. Кроме того, состоялся конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава.

3 марта

«Наше сердце с ними»: в Вышке прошел фестиваль в честь защитников Отечества

19 февраля в Центре культур НИУ ВШЭ состоялся студенческий фестиваль, посвященный Году защитника Отечества и 80-летию Победы. В течение дня проводился показ фильмов III Международного передвижного фестиваля «Кино на службе Отечеству», в холлах работали тематические выставки, посвященные Великой Отечественной войне и героям СВО, а также площадки патриотических студенческих организаций. Вечером состоялся концерт Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

21 февраля

Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ запускает курс повышения квалификации по искусственному интеллекту в образовании. Программа предназначена для педагогов, преподавателей, методистов, планирующих интегрировать технологии ИИ в учебный процесс, а также для управленческих команд образовательных учреждений, заинтересованных в улучшении образовательных процессов через внедрение ИИ.

10 февраля

«Хорошее дело лучше не откладывать»: награждены победители конкурса НИРС-2024

10 февраля в НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей и лауреатов конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов (НИРС) 2024 года. На конкурс было подано 1916 работ, победителями и лауреатами стали 320 человек, и награждение было проведено на четырех секциях: социальных наук, экономико-менеджериальных наук, точных наук, гуманитарных наук и креативных индустрий.

12 февраля

Вам также может быть интересно:

«Что делается для всех, искренне — это и есть настоящее искусство»

25 апреля на Киностудии им. Горького состоялась презентация первых выпускников-магистрантов программы «Кинопроизводство» Института кино НИУ ВШЭ. Формат speed dating, предложенный академическим руководителем программы Полиной Ильиной, позволил каждому студенту выступить перед значимыми деятелями кино, чтобы рассказать о своих сценарных идеях, которые лягут в основу грядущих проектов.

Фильм о науке Вышки стал самым популярным в рамках Дней научного кино ФАНК

Фильм «Мир 2052. Увидеть будущее» стал лидером по количеству показов по итогам Дней научного кино ФАНК, которые проводились в девятый раз с октября по декабрь 2023 года. Он был представлен 284 раза на площадках в различных городах России, обогнав по количеству показов другие фильмы мероприятия более чем в полтора раза.

«КиноВышка»: полное погружение в мир кино

Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ в партнерстве с Институтом кино НИУ ВШЭ 6 декабря запускает проект «КиноВышка» для школьников разных возрастов. Ребята будут учиться снимать фильмы, писать сценарии, работать на съемочной площадке, смогут овладеть многими другими навыками и побывать на мастер-классах известных кинематографистов.

Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом

В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957).

Кинофестиваль «ЛАМПА»: ролики социального проекта ФКИ ВШЭ получили награды

Лучшие видеоролики проекта «Медиа акселератор для НКО» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики получили престижные награды на международном кинофестивале «ЛАМПА». В номинации «Социальная видеореклама» жюри признало лучшей работу «Сними стигму с ВИЧ» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) — о людях с ВИЧ, подвергающихся дискриминации. Два других видеоролика проекта — «Натюрморт» (режиссер Борис Чертков, продюсер Элеонора Клементьева) по теме фудшеринга и «Доброворот» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) о вторичном потреблении одежды — стали дипломантами фестиваля. Церемония награждения состоялась в начале октября в Перми.

В НИУ ВШЭ проходит кинофестиваль «Метр с кепкой»

21 августа в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось открытие первого студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой». Ближайшую неделю его гости смогут посетить лекции от преподавателей Института кино НИУ ВШЭ и посмотреть киноработы участников фестиваля. 27 августа на закрытии будут объявлены победители в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа».

Фильм о науке Вышки показали в рамках фестиваля «Гагарин.doc»

Первый фестивальный показ документального фильма «Мир 2052. Увидеть будущее» состоялся в рамках VII Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Фестиваль проходит в Саратове, Оренбурге, Казани и других городах, фильм о науке Вышки был презентован в Оренбурге.

«Креативная индустрия учит проходить неудачи»

19 апреля в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре Институт кино ВШЭ организовал пресс-конференцию по теме «Достижения и новые цели». Кроме того, студенты образовательной программы «Актер» представили результаты первого года обучения.

«Здесь много личного, о чем хотелось рассказать»

В начале апреля в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялась официальная премьера фильма «Наводнение», режиссером которого выступил творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Иван И. Твердовский. Кинокартина снята по мотивам повести Евгения Замятина.

Фильм студента НИУ ВШЭ будет представлен на 44-м Московском международном кинофестивале

«Теория двойных планет», режиссерская работа студента 4-го курса Школы дизайна Вышки Савелия Осадчего, включена в программу основного конкурса короткого метра ММКФ. Всего на фестиваль, который пройдет с 26 августа по 2 сентября, приедут более 230 картин из 65 стран мира. В конкурсе короткого метра — только два фильма из России.