Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пересказать музыку невозможно, но философов это не останавливает


 Видеозапись

27 февраля цикл публичных лекций ВШЭ в рамках проекта «Университет, открытый городу», продолжила доцент кафедры наук о культуре ВШЭ Анна Ганжа, выступившая в Мемориальном музее А.Н. Скрябина с лекцией «Музыка в кругу наук о культуре».

Лев Николаевич Толстой называл музыку «странной вещью». Классик писал о том, что музыка непонятным образом погружает нас в чужой внутренний мир. Она ведет нас за собой в это странное путешествие, говорит на языке универсальном, но иногда не каждому понятном, она стара и молода одновременно. Она чисто человеческое, гуманитарное явление культуры, но почему-то нравится и растениям, и животным: например, цветы под музыку лучше растут, а коровы дают больше молока. Да, странная вещь музыка.

Эту странную вещь музыку философы пытаются интерпретировать столько, сколько она существует. А сколько она существует? Неужели действительно только с эпохи Возрождения? Не верится, ведь человек еще в начале времен начал отстукивать ритмы и петь, это у нас в крови. Вот только музыки той мы не сохранили: не умели еще люди ее записывать. Да и от музыкального творчества древних греков и римлян сохранилось немногое. Зато в более поздние времена, когда появилось гомофонное письмо, сформировались общие принципы классицизма: требование равновесия, логической ясности замысла, стройности и законченности композиции, четкого разграничения жанров. И все они нашли вполне обоснованное и широкое применение. Немецкий романтизм считал музыку главным из искусств, одним из инструментов для производства смыслов. И как только стало понятно, что смыслы существуют, появился соблазн эти смыслы истолковать, и ученые стали их интерпретировать при помощи философских теорий.

Лекция Анны Ганжа как раз и помогает понять, насколько достоверны толкования музыкального содержания средствами наук о культуре. Она о циркуляции социальных кодов, музыкальной семантике и биогенном характере музыки. Ведь никто не станет спорить, что у музыки, как и у ее автора, свой характер: она может быть трагической, лирической, патриотической, радостной, созерцательной… Или тревожной, таинственной, драматической, бодрой, шутливой… И мы ее слушаем и любим — разную по-разному.

Кстати, что общего у музыки и моды? Та самая циркуляция социальных кодов. Разумеется, помимо того, что музыка подвержена моде, как и все человеческие творения, она так же изменчива и непостоянна, так же может быть разной для разных социальных страт, так же имеет свою классическую основу.

Слушайте лекцию в видеозаписи. И конечно, слушайте музыку, эту очень странную вещь!

Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Вместо компьютерных игр изучайте математику, комбинаторику, числа Каталана»

В начале ноября прошел финал ИТ-чемпионата True Tech Champ от МТС, собравшего более 12,5 тысячи школьников, студентов и молодых специалистов. Победителем трека «Алгоритмическое программирование» стал студент факультета компьютерных наук (ФКН) НИУ ВШЭ Александр Бабин.

19 ноября, 2024 г.

Как обеспечить себе место в магистратуре НИУ ВШЭ заранее

1 декабря состоится вебинар «В магистратуру Вышки без экзаменов», на котором представители университета расскажут о проектах преднабора, дающих преференции при поступлении в магистратуру. Мероприятие ориентировано на студентов и выпускников бакалавриата/специалитета, заинтересованных в дальнейшем обучении. Для участия требуется регистрация.

13 ноября, 2024 г.

НИУ ВШЭ открывает прием заявок на юбилейную Ясинскую конференцию

Высшая школа экономики объявила о приеме заявок с научным докладом на XXV Ясинскую (Апрельскую) международную научную конференцию. Программа конференции ориентирована на пять научных тем по проблемам развития экономики и общества, сохранит междисциплинарность и будет открыта для участия ведущих ученых России и мира. Основные мероприятия XXV ЯМНК пройдут в Москве с 15 по 18 апреля 2025 года.

18 ноября, 2024 г.

Путь девушек в IT: исследование Яндекс Образования и НИУ ВШЭ

Более четверти студентов образовательных проектов Яндекса — девушки, и их количество с годами растет. Наибольшее число женщин учится на совместных с вузами бакалаврских и магистерских программах (41%) и в сервисе онлайн-образования Практикум (42%). В Школе анализа данных их доля составляет 36%, в Лицее 24%. С целью выяснить, что помогает девушкам на пути в IT, Яндекс Образование и НИУ ВШЭ провели исследование «Факторы, способствующие профессиональному закреплению женщин в IT».

21 ноября, 2024 г.

Вам также может быть интересно:

Звуковой ландшафт

Исследования звука — sound studies — позволяют изучить многоголосье и ритм жизни города. Это междисциплинарная область, в которой сотрудничают урбанисты, архитекторы, исследователи современной музыки, социологи, инженеры и лингвисты. Урбанисты благодаря исследованиям звука получили новый мощный научный инструментарий в дополнение к визуальному. С помощью статей, опубликованных в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики», IQ.HSE разбирался в том, как sound studies воссоздают объемную картину городской жизни. 

Симфонический оркестр НИУ ВШЭ ищет талантливых музыкантов

В декабре 2016 года в Вышке был создан оркестр, в котором играют преподаватели и студенты, причем не только вышкинцы. Музыканты осваивают репертуар от классических опер до саундтреков из фильмов, готовятся выступать на внешних площадках и приглашают новых участников присоединиться к ним.

Современная британская музыка играет с прошлым

С 2000 по 2009 год в британской популярной музыкальной культуре не возникло ни одного нового жанра, музыка полностью замкнулась на себе, утверждает музыкальный критик Саймон Рейнольдс. О музыкальной «ретромании» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» рассказала преподаватель гуманитарного факультатива ИГИТИ НИУ ВШЭ «Let’s Rock: проблемы исследования британской популярной музыки» Александра Колесник.

«Вышка хороша тем, что ты заранее знаешь все правила игры»

В среду 17 июня в Профессорском зале Вышки с сольным концертом выступит студент 2 курса образовательной программы «Политология» и 4 курса Академического музыкального колледжа при Московской консерватории имени П.И. Чайковского Илья Мочалов. В интервью новостной службе ВШЭ Илья рассказал, как ему удается совмещать серьезные занятия музыкой с учебой в Вышке, чем ему нравится «Muse» и с чего начать слушать классическую музыку.

«Управлять государством должны философы. Я управляю государством в пределах своего бизнеса»

Имея диплом по философии, не обязательно оставаться теоретиком — есть способ перевести фундаментальные знания не только в дело, но и в деньги. В рубрике «Конструктор успеха» выпускник ВШЭ Илья Мензелеев, сооснователь хип-хоп, соул-лейбла Hustle Flower, рассказал о том, как поэзия Серебряного века ложится на ритм-н-блюз, почему русские должны любить «черную» музыку и как Аристотель помогает в музыкальном бизнесе.

Участники хора Force МАЖОР получили премию «Чартова дюжина»

Участники хора Высшей школы экономики Force МАЖОР вместе с руководителем Светланой Сандраковой стали обладателями Национальной музыкальной премии «Чартова дюжина» в номинации «Концерт года» за участие в Снайперском хоре. Этот хор сопровождал выступление группы «Ночные снайперы» и ее солистки Дианы Арбениной на рок-фестивале «Нашествие-2014». Церемония вручения премии состоялась 13 февраля в концертном зале Crocus City Hall.

«Профессорская» музыка, или Клавирабенд на двоих

5 декабря в Высшей школе экономики прошел «Вечер фортепианной музыки на двоих» — в течение двух часов профессор компьютерных наук Университета Париж-I Пантеон Сорбонна Мишель Грабиш и проректор ВШЭ Сергей Ерофеев исполняли музыку Шопена, Рахманинова, Брамса, Чайковского, Дебюсси, Равеля и Баха.

«С каждым альбомом наша аудитория молодеет»

Накануне выступления на Дне Вышки Шура Би-2 рассказал о новом альбоме, любви к винилу и певице Jekka.

Популярная музыка как сложный социальный феномен

Александра Колесник, стажер-исследователь Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева ВШЭ, рассказывает о сборнике статей под редакцией социолога, профессора Эдинбургского университета Саймона Фриса «On Record: Rock, Pop, and the Written Word».

В ЦДХ прозвучали романтические октеты в лофт-формате

В Центральном доме художника прошел второй концерт в рамках проекта «Loft Music», организуемого ВШЭ и выпускниками Высшей школы менеджмента ВШЭ.