Доверие становится ценностью
Доверие — одна из базовых вещей, на которых строятся деловые и личные отношения. Бизнес может понести огромные убытки, если на уровне менеджмента отсутствует доверие. О секретах доверия в деловой среде, на работе и в повседневной жизни рассказал бизнес-тренер, старший партнер компаний BEST T&D GROUP и «Тренинг-Бутик», старший преподаватель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» НИУ ВШЭ Марк Кукушкин на лектории НИУ ВШЭ в Парке Горького.
Уязвимость может быть на пользу
Важность доверия неоспорима, но люди не всегда задумываются о феномене этого явления, как и о том, в чем он, собственно, заключается. В академической среде существует множество определений термина «доверие», отметил Марк Кукушкин в ходе своей лекции «Доверие на высоких скоростях» (многие из этих определений проанализированы в блестящей работе профессора психологического факультета НИУ ВШЭ, недавно ушедшей А.Б. Купрейченко «Психология доверия и недоверия»).
Одно из определений связано с наличием определенной установки в отношении партнера, которая может звучать так: «он не сделает ничего против моих интересов», даже если будет находиться вне зоны моего контроля/наблюдения.
Доверие может также заключаться в признании собственной уязвимости и зависимости от другого человека. Это может звучать неожиданно, поскольку в бизнес-кругах принято проявлять силу. «Но когда человек показывает уязвимость, он легче завоевывает доверие аудитории», — пояснил лектор. И в этом плане просить помощь и поддержку не менее важно, чем оказывать их.
При этом нужно помнить, что высокое доверие может привести к потере критичности. «Доверяй, но проверяй» — многие исследователи доверия отмечают это «срединное» положение доверия между определенностью и неопределенностью, между иррациональной верой и уверенностью, базирующейся на знании.
Недоверие встроено в жизнь компаний
В бизнесе отсутствие доверия увеличивает организационные риски.
Существуют налоги низкого и дивиденды высокого доверия, рассказал лектор. Так, например, при наличии высокого доверия сделка может быть заключена за пару часов, а в случае отсутствия доверия — затянуться на месяцы. «Низкое доверие компенсируется большим количеством бумаг и бюрократических процедур», — отметил Кукушкин. Наличие излишней бюрократии в бизнес-процессе — показатель своеобразного кризиса доверия. Для исправления ситуации недоверия важно выйти на прямой и открытый разговор, подчеркнул лектор.
Зачем начальник заставляет ставить себя в копию всей переписки в компании, которую ведут его подчиненные? Это тоже форма проявления недоверия, которая может демонстрировать неспособность к управлению
Впрочем, часто недоверие встроено в жизнь компаний. Оно может выражаться в привычке сотрудников вести «километражи» переписки по электронной почте вместо того, чтобы быстро обсудить дело по телефону.
«Зачем начальник заставляет ставить себя в копию всей переписки в компании, которую ведут его подчиненные? Это тоже форма проявления недоверия, которая может демонстрировать неспособность к управлению», — заметил лектор.
Недоверие в современных офисах находит свое отражение в тотальном контроле над сотрудниками через механизмы микроменеджмента, строгий учет рабочего времени, использование камер слежения, запись телефонных звонков.
Интуиция в помощь
Умение использовать доверие может изменить как личные, так и деловые отношения.
Марк Кукушкин подробно проанализировал представление о доверии Стивена Кови-младшего и Ицхака Адизес.
«Я знаю людей, которые излучают доверие, и такая способность дорогого стоит», — отметил Кукушкин. Человек, доверяющий прежде всего самому себе, верящий в свои собственные ценности, способен вызывать доверие и у окружающих.
На этой «эманации», излучении доверия строится, в частности, концепция Стивена Кови-младшего: от доверия к самому себе, через доверие в отношениях — к доверию в организациях, на рынке и в обществе.
По словам лектора, при принятии решения доверять или не доверять кому-либо, нельзя игнорировать и то, что называется интуицией или способностью понимать и улавливать настроения других людей. Доверие несводимо к совокупности рациональных правил проверки, а всегда предполагает авансирование себя в отношениях, право выбора для партнера (бенефициара доверия).
Поэтому доверие — это не только дар со стороны партнера, доверяющего тебе, но и развиваемая способность для всех сторон в отношениях доверия, фундаментальная ценность для современных организаций.
Марина Селина, специально для новостной службы портала ВШЭ
Кукушкин Марк
Старший преподаватель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»
Робот Гэри рекомендует
Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.
Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…
«Вместо компьютерных игр изучайте математику, комбинаторику, числа Каталана»
19 ноября, 2024 г.
Как обеспечить себе место в магистратуре НИУ ВШЭ заранее
13 ноября, 2024 г.
НИУ ВШЭ открывает прием заявок на юбилейную Ясинскую конференцию
18 ноября, 2024 г.
Путь девушек в IT: исследование Яндекс Образования и НИУ ВШЭ
21 ноября, 2024 г.
Вам также может быть интересно:
21%
россиян считает, что большинству людей можно доверять. 74% полагают, что с окружающими стоит быть осторожными.
Счастье связано с доверием к коллегам и соседям
Российское общество в целом недоверчиво. Исключение россияне делают для коллег и соседей — верят в честные взаимоотношения с ними. Такое доверие к ближнему кругу больше влияет на удовлетворенность жизнью, чем доверие к государственным институтам и людям в целом, выяснила стажер-исследователь Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований (МНУЛ СКИ) НИУ ВШЭ Анна Миронова.
Западу нужно принять ценности Востока, не потеряв своих
Западные страны должны быть готовы не только к принятию большого количества мигрантов из восточных стран, но и ценностей, которые они несут с собой. При этом стоит помнить, что восточный менталитет более устойчив и стабилен в отношении собственных ценностей, чем западный. Об этом рассказал известный востоковед, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов на лекции в Парке Горького.
Автомобильной Москвы на всех не хватит
Никакие программы дорожного строительства и реконструкции не способны кардинально решить транспортную проблему Москвы. Единственный выход — серьезная модернизация общественного транспорта и повышение цены владения и использования автомобиля в городе. Об этом рассказал директор Института экономики транспорта и транспортной политики, профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин на лекции в Парке Горького.
Индустрия культуры переживает трансформацию
Креативные индустрии становятся частью жизни современного общества и начинают играть весомую роль в развитии экономики. Что понимается под «креативными индустриями» и какое будущее их ждет, рассказал профессор Департамента медиа НИУ ВШЭ Илья Кирия на лекции в Парке Горького.
Стыд управляет социумом
Чувство стыда, по мнению социологов, является реакцией на угрозу разрыва социальных связей. А поскольку любой человек нуждается в обществе, эмоции или чувства, связанные со стыдом, влияют на жизнь каждого отдельного человека и формируют социальное устройство в целом. О роли стыда как маркере многих процессов на индивидуальном и социальном уровне рассказала доцент факультета социологии НИУ ВШЭ Ольга Симонова на лекции в Парке Горького.
Сериалы про 1960-е — это тоска по ушедшему настоящему
Почему мы подсаживаемся на телесериалы? Почему нам нравятся 60-е годы? Почему нам нравятся сериалы про 60-е годы? Об этом в своей лекции «Ностальгия по Америке 1960-х: сериалы и общество» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» рассказал доцент кафедры наук о культуре НИУ ВШЭ Арсений Хитров.
Осторожно, бренд!
Слово «бренд» уже давно используют не только маркетологи, но и неспециалисты, интуитивно понимая, что скрывается за этим понятием. Но как именно бренды воздействуют на наше сознание и насколько мы подвержены этому воздействию? Об этом на лекции «Власть брендов: стратегии воздействия на потребителей» в Парке Горького рассказала профессор департамента «Медиапроизводство и креативные индустрии» факультета медиакоммуникаций НИУ ВШЭ Юлия Пирогова.
От «причудливого кино» до Шварценеггера: обсуждаем кинематограф без снобизма
Артхаус и большое голливудское кино не исчерпывают собой понятие «кинематограф». Что смотреть тем, кого не устраивает ни то, ни другое, на лекции в Парке Горького рассказал доцент кафедры практической философии факультета философии НИУ ВШЭ Александр Павлов.
Кукушкин Марк
старший преподаватель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»