Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Претензии клиентов повышают доходы компаний

Предъявляя претензии за оказание некачественных услуг, клиент помогает компании оптимизировать ее бизнес. Об этом рассказала эксперт Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Ирина Базилева на лекции «Как гражданин может влиять на сервисное обслуживание», которая состоялась в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей.

 

Наследие дефицита

Сегодня сервис — это уже не только сфера обслуживания. В мире происходит процесс конвергенции товаров и услуг, в результате создается продукт, ценность которого определяется не только качеством самого товара, но и всем набором услуг, которые его окружают. Высокий уровень сервиса — это не одолжение потребителю, а фактор, влияющий на доход компании. Ведь, как подчеркивает Ирина Базилева, 60% потребителей готовы и перестать покупать продукты, и пользоваться услугами компании, если они не довольны ее сервисом. Таким образом, качество услуг, сопровождающих продажу товара, становится основой для доверия и потребительской лояльности.

Современная Россия, к сожалению, по уровню сервиса отстает от западных стран — сказывается советское прошлое. Во времена дефицита мало кого волновало, улыбается ли продавец и достаточно ли вежливо он с вами общается. К тому же сама сфера услуг в СССР считалась чем-то вторичным и не таким важным в сравнении с производством.

Обилие однородных товаров на рынке повысило конкуренцию и вызвало спрос на сервис как на дополнительную ценность, отметила лектор. Однако если продавать отечественные компании уже научились, то с предпродажным и постпродажным обслуживанием дела обстоят не так хорошо. Предпродажное обслуживание прежде всего означает быстрое получение достоверной информации о товаре. Здесь очень важно наличие разных каналов ее предоставления.

«Постпродажное обслуживание должно быть так же доступно, быстро и комфортно, как и взаимодействие с потребителем в точке продаж, рассуждает Ирина Базилева. — Не менее важны услуги по возврату товара. У нас очень короткие сроки возврата товара, по сравнению с развитыми странами».

Управляйте своим клиентским опытом

Еще один мировой тренд, который развивается наравне с конвергенцией товаров и услуг, — это так называемая «индивидуальная настройка» продуктов. Интернет, а также различные средства оценок, позволяют компаниям формировать комплекс услуг с учетом индивидуальных особенностей потребителя. Ирина Базилева приводит в качестве примера одну из индийских страховых компаний, которая страхует больных диабетом. Клиенты, которые следуют всем рекомендациям врачей, ведут здоровый образ жизни и т.д., платят за страховой полис меньше, чем те, кто нарушают режим.

Другой пример — японский производитель шин Bridgestone, который не только продает шины, но и предлагает их напрокат. При этом стоимость услуги коррелирует с манерой вождения конкретного автомобилиста. «Успеха на рынке достигнут те компании, которые смогут настроиться и сфокусироваться на индивидуальном потребителе», — подчеркнула докладчик.

Если вам предлагают участвовать в опросе — участвуйте. Если недовольны — требуйте жалобную книгу! Таким образом, вы будете способствовать развитию отечественного сервиса

Базилева Ирина Игоревна
эксперт Высшей школы маркетинга и развития бизнеса

Сам потребитель и может, и должен влиять на качество предоставляемых услуг. Наиболее простой, но не самый эффективный способ воздействия на компанию — это отказ от ее услуг. «По статистике, только 4% недовольных услугами жалуются, рассказывает эксперт НИУ ВШЭ. — Из этих 4% в итоге три четверти остаются с компанией, потому что они жаловались, и компания отреагировала, и каким-то образом исправилась. Если вы хотите получать лучший сервис, предъявляйте претензии».

Диалог выгоден и предпринимателям, ведь из тех клиентов, что не высказали претензий, а просто молча ушли, лояльность конкретной фирме сохраняют не более 1-2%. Особую роль приобретает обратная связь между клиентом и поставщиком товаров или услуг. «Чем активнее потребители участвуют в сотворчестве, тем больше компании вынуждены вносить изменения в свой продукт, — говорит Ирина Базилева. — Если вам предлагают участвовать в опросе — участвуйте. Если недовольны — требуйте жалобную книгу! Таким образом, вы будете способствовать развитию отечественного сервиса».

Помимо обратной связи особую роль имеет обмен информацией между самими потребителями. В качестве средства коммуникации подойдет и «сарафанное радио», и социальные сети. В заключение эксперт особенно подчеркнула, что требуя качественного сервиса, потребитель способен влиять не только на точки взаимодействия фирмы с клиентом (работу продавцов, колл-центров, и т.д.), но и на внутренние процессы компании. Бизнес-процессы компании должны быть настроены на удовлетворение потребностей клиентов, это сегодня является задачей всех подразделений, а не только отделов маркетинга и продаж.

В чем уникальность биографии баснописца Крылова? Почему он первым из литераторов удостоился памятника в столице Российской империи? Почему именно его басни до сих пор учат в школе наизусть? Об этом 23 октября на лекции «Как, когда и почему Иван Андреевич Крылов стал "дедушкой Крыловым"?» расскажет профессор факультета филологии НИУ ВШЭ Екатерина Лямина. Место проведения: Дом И.С. Остроухова
Влад Гринкевич, специально для новостной службы портала ВШЭ

Робот Гэри рекомендует

Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.

Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…

«Военная подготовка необходима всегда»

В конце марта начнется конкурсный отбор первокурсников НИУ ВШЭ в Военный учебный центр

5 марта

«Концентрация усилий на технологиях»: Ученый совет обсудил, как развивать науку в НИУ ВШЭ

Заседание Ученого совета НИУ ВШЭ 26 февраля было посвящено науке. Участники заседания обсудили результаты научной деятельности университета, работу аспирантуры и диссертационных советов через призму приоритетов научно-технологической политики страны. Кроме того, состоялся конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава.

3 марта

«Наше сердце с ними»: в Вышке прошел фестиваль в честь защитников Отечества

19 февраля в Центре культур НИУ ВШЭ состоялся студенческий фестиваль, посвященный Году защитника Отечества и 80-летию Победы. В течение дня проводился показ фильмов III Международного передвижного фестиваля «Кино на службе Отечеству», в холлах работали тематические выставки, посвященные Великой Отечественной войне и героям СВО, а также площадки патриотических студенческих организаций. Вечером состоялся концерт Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

21 февраля

Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ запускает курс повышения квалификации по искусственному интеллекту в образовании. Программа предназначена для педагогов, преподавателей, методистов, планирующих интегрировать технологии ИИ в учебный процесс, а также для управленческих команд образовательных учреждений, заинтересованных в улучшении образовательных процессов через внедрение ИИ.

10 февраля

«Хорошее дело лучше не откладывать»: награждены победители конкурса НИРС-2024

10 февраля в НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения победителей и лауреатов конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов (НИРС) 2024 года. На конкурс было подано 1916 работ, победителями и лауреатами стали 320 человек, и награждение было проведено на четырех секциях: социальных наук, экономико-менеджериальных наук, точных наук, гуманитарных наук и креативных индустрий.

12 февраля