Претензии клиентов повышают доходы компаний
Предъявляя претензии за оказание некачественных услуг, клиент помогает компании оптимизировать ее бизнес. Об этом рассказала эксперт Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Ирина Базилева на лекции «Как гражданин может влиять на сервисное обслуживание», которая состоялась в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей.
Наследие дефицита
Сегодня сервис — это уже не только сфера обслуживания. В мире происходит процесс конвергенции товаров и услуг, в результате создается продукт, ценность которого определяется не только качеством самого товара, но и всем набором услуг, которые его окружают. Высокий уровень сервиса — это не одолжение потребителю, а фактор, влияющий на доход компании. Ведь, как подчеркивает Ирина Базилева, 60% потребителей готовы и перестать покупать продукты, и пользоваться услугами компании, если они не довольны ее сервисом. Таким образом, качество услуг, сопровождающих продажу товара, становится основой для доверия и потребительской лояльности.
Современная Россия, к сожалению, по уровню сервиса отстает от западных стран — сказывается советское прошлое. Во времена дефицита мало кого волновало, улыбается ли продавец и достаточно ли вежливо он с вами общается. К тому же сама сфера услуг в СССР считалась чем-то вторичным и не таким важным в сравнении с производством.
Обилие однородных товаров на рынке повысило конкуренцию и вызвало спрос на сервис как на дополнительную ценность, отметила лектор. Однако если продавать отечественные компании уже научились, то с предпродажным и постпродажным обслуживанием дела обстоят не так хорошо. Предпродажное обслуживание прежде всего означает быстрое получение достоверной информации о товаре. Здесь очень важно наличие разных каналов ее предоставления.
«Постпродажное обслуживание должно быть так же доступно, быстро и комфортно, как и взаимодействие с потребителем в точке продаж, рассуждает Ирина Базилева. — Не менее важны услуги по возврату товара. У нас очень короткие сроки возврата товара, по сравнению с развитыми странами».
Управляйте своим клиентским опытом
Еще один мировой тренд, который развивается наравне с конвергенцией товаров и услуг, — это так называемая «индивидуальная настройка» продуктов. Интернет, а также различные средства оценок, позволяют компаниям формировать комплекс услуг с учетом индивидуальных особенностей потребителя. Ирина Базилева приводит в качестве примера одну из индийских страховых компаний, которая страхует больных диабетом. Клиенты, которые следуют всем рекомендациям врачей, ведут здоровый образ жизни и т.д., платят за страховой полис меньше, чем те, кто нарушают режим.
Другой пример — японский производитель шин Bridgestone, который не только продает шины, но и предлагает их напрокат. При этом стоимость услуги коррелирует с манерой вождения конкретного автомобилиста. «Успеха на рынке достигнут те компании, которые смогут настроиться и сфокусироваться на индивидуальном потребителе», — подчеркнула докладчик.
Если вам предлагают участвовать в опросе — участвуйте. Если недовольны — требуйте жалобную книгу! Таким образом, вы будете способствовать развитию отечественного сервиса
Сам потребитель и может, и должен влиять на качество предоставляемых услуг. Наиболее простой, но не самый эффективный способ воздействия на компанию — это отказ от ее услуг. «По статистике, только 4% недовольных услугами жалуются, рассказывает эксперт НИУ ВШЭ. — Из этих 4% в итоге три четверти остаются с компанией, потому что они жаловались, и компания отреагировала, и каким-то образом исправилась. Если вы хотите получать лучший сервис, предъявляйте претензии».
Диалог выгоден и предпринимателям, ведь из тех клиентов, что не высказали претензий, а просто молча ушли, лояльность конкретной фирме сохраняют не более 1-2%. Особую роль приобретает обратная связь между клиентом и поставщиком товаров или услуг. «Чем активнее потребители участвуют в сотворчестве, тем больше компании вынуждены вносить изменения в свой продукт, — говорит Ирина Базилева. — Если вам предлагают участвовать в опросе — участвуйте. Если недовольны — требуйте жалобную книгу! Таким образом, вы будете способствовать развитию отечественного сервиса».
Помимо обратной связи особую роль имеет обмен информацией между самими потребителями. В качестве средства коммуникации подойдет и «сарафанное радио», и социальные сети. В заключение эксперт особенно подчеркнула, что требуя качественного сервиса, потребитель способен влиять не только на точки взаимодействия фирмы с клиентом (работу продавцов, колл-центров, и т.д.), но и на внутренние процессы компании. Бизнес-процессы компании должны быть настроены на удовлетворение потребностей клиентов, это сегодня является задачей всех подразделений, а не только отделов маркетинга и продаж.
Базилева Ирина Игоревна
Эксперт Высшей школы маркетинга и развития бизнеса
Лямина Екатерина Эдуардовна
Профессор Факультета филологии
Робот Гэри рекомендует
Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.
Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…
«Военная подготовка необходима всегда»
5 марта
«Концентрация усилий на технологиях»: Ученый совет обсудил, как развивать науку в НИУ ВШЭ
3 марта
«Наше сердце с ними»: в Вышке прошел фестиваль в честь защитников Отечества
21 февраля
Вышка запускает курс повышения квалификации по ИИ в образовании
10 февраля
«Хорошее дело лучше не откладывать»: награждены победители конкурса НИРС-2024
12 февраля
Базилева Ирина Игоревна
эксперт Высшей школы маркетинга и развития бизнеса