Хорошая семья — хорошие результаты?
25 мая на традиционном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ГУ-ВШЭ с докладом «Определение факторов, связанных с низкими результатами ЕГЭ выпускников 11 классов: оценка вклада мотивационных и семейных характеристик» выступил эксперт по внешней оценке качества образования информационно-образовательного агентства «Лидер» Сергей Боченков.
Исследование, проведенное в Чувашской Республике, Псковской и Ярославской областях, состояло из двух частей. Сначала с помощью региональных баз данных ЕГЭ были найдены 248 выпускников, неудачно сдавших единый экзамен в 2008 году, и среди их педагогов провели анкетирование, попросив указать причины низких результатов. Вторым этапом стал опрос 1361 школьника из 48 школ, причем он проводился еще до сдачи ими ЕГЭ, результаты которого потом включались в исследование.
«До сих пор не решена проблема, что же считать результатами ЕГЭ, — отметил Боченков. — То есть хорошо сдавшими считаются те, кто и обязательные экзамены, и экзамены по выбору сдали на балл выше среднего? Или те, кто таким образом сдали только русский язык и математику?». Но, по мнению докладчика, даже результаты по русскому языку и математике нельзя сравнивать, потому что пороговым результатом для ЕГЭ по математике является 10% выполненных заданий, а по русскому — 25%. «Чтобы получить 70 баллов по ЕГЭ, необходимо выполнить правильно 80% заданий по русскому языку и 60% по математике», — подчеркнул Боченков. Поэтому для исследования было принято решение использовать относительную величину результатов ЕГЭ, которая получалась из соотнесений результатов каждого ученика по отдельному предмету со средним баллом по этому предмету среди выпускников полных средних школ.
Вице-президент Российской академии образования (РАО) Виктор Болотов отметил, что «стремление чиновников складывать результаты по математике и русскому языку некорректно, потому что они не равнозначны». По его мнению, это связано с самой структурой заданий. Боченков поддержал коллегу: «Баллы по русскому языку и математике — все равно что градусы по шкале Цельсия и Фаренгейта».
Почему плохо?
Анкетирование учителей проводилось после опросов в фокус-группах. На основе самых популярных ответов был составлен вопросник с вариантами ответа, из которых можно было выбрать несколько, и добавить при необходимости свой собственный.
45,1% педагогов причиной неудач на ЕГЭ своих школьников называли низкие оценки в целом по всем предметам, при этом они отмечали, что в начальной школе ребенок занимался нормально. Вторым по популярности ответом (32,7%) стали систематические пропуски занятий. 22,2% учителей заявили, что это связано с задержкой психического развития школьников, из-за чего они испытывали трудности в усвоении материала. Многие из опрошенных считали, что плохие результаты дети показали из-за того, что разволновались на экзамене. Помимо этого, в качестве объяснения неудовлетворительных результатов учителя называли: пренебрежительное отношение к учебе, потому что дети считали, что родители помогут им устроиться в жизни; смещение жизненных приоритетов на внешкольную активность (спорт, разные сферы искусства); ранняя специализация ребят, которые еще со школы знали, чему хотят посвятить себя после выпуска, и уделяли внимание именно этим предметам.
Многие участники круглого стола отметили, что среди причин неудач называются только внешние факторы и не сказано ни слова о плохой работе учителя. «В таких дискуссиях всегда есть две крайние точки зрения: что все зависит от школы, и, наоборот — от нее не зависит ничего, — отметил Болотов. — Школы и родители уже давно предъявляют друг другу претензии в связи с результатами ЕГЭ, но это не изменит ситуацию, когда задача улучшения результатов важна для школ, и в школах это понимают».
Исследование также показало, что более 70% неудачных результатов ЕГЭ по русскому языку и математике были для учителей ожидаемыми.
Внешкольные факторы
Анализ опроса школьников позволил выявить, как результаты ЕГЭ зависят от состава семьи, уровня образования родителей и других факторов, на которые школа повлиять не в состоянии. «Довольно ожидаемым был высокий результат ЕГЭ по русскому языку и математике в полный семьях, которые составляют 71% от числа опрошенных», — сказал Боченков. Также высокие результаты показывают те школьники, которые являются единственными детьми в семье.
«Предсказуемой оказалась связь уровня образования родителей и результатов ЕГЭ, — констатировал он. — Если оба родителя или хотя бы один из них имеют высшее образование, то результаты, как правило, выше средних и понижаются, если родители имеют среднее или начальное профессиональное образование». Причем уровень образования родителей школьников в городе почти в два раза выше, чем на селе.
По словам Боченкова, «удалось выявить и зависимость результатов ЕГЭ от наличия в семье образовательных ресурсов». Под образовательными ресурсами понимаются книги, компьютер, доступ в Интернет, словари, отдельное место для занятий уроками и прочее. Если школьник обладает всеми перечисленными ресурсами, то он набирает на едином экзамене балл выше среднего.
Среди факторов, влияющих на результаты ЕГЭ, Боченков также отметил мотивацию школьников к изучению предметов и выбор будущей профессии: «Те из опрошенных, кто считал важным изучение русского языка и математики или одного из этих предметов, демонстрировали намного более высокий результат, чем те, у кого нет мотивации ни на один предмет или она не ярко выражена». По словам исследователя, не было четкой связи между выбором будущей специальности и результатами ЕГЭ. Исключение — школьники, планирующие получать технические специальности, показывали стабильно высокий результат по математике.
Старший научный сотрудник Института развития образования (ИРО) ГУ-ВШЭ Юлия Тюменева, участвовавшая в исследовании, сравнила все факторы на предмет того, какие из них влияют на результат ЕГЭ больше, чем остальные. Для экзамена по математике таковой оказалась мотивация к изучению предмета, а на результаты по русскому языку больше всего влияет наличие образовательных ресурсов в семье.
Виктор Болотов констатировал, что большинство данных, полученных в ходе исследования, сводятся к тому, что «в хорошей семье и результаты ЕГЭ будут хорошими, и, наоборот, в плохой семье они будут плохими».
Влияние улицы?
В ходе обсуждения доклада были высказаны претензии к выборке, которую анализировали исследователи. В частности, директор ИРО ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина отметила, что исследованию не хватает анализа по типу школ. Боченков же сослался на то, что их состав был слишком разнороден для подобного сравнения: «Из 48 исследованных школ 72% составляют средние общеобразовательные, из оставшихся почти 28% 2 школы вечерние, 2 — с углубленным изучением отдельных предметов, 2 гимназии и 1 лицей».
Ирина Абанкина также высказала мнение, что при описании факторов, влияющих на ЕГЭ за пределами школы, необходимо создать социальный портрет школьника. «Даже то, в каком дворе живет ребенок, влияет на его успеваемость», — уверена она. Также она отметила, что хороший результат ЕГЭ — это очень субъективная величина: «Для какого-то выпускника будет достаточно и аналога тройки, а для кого-то и четверка будет плохим результатом». Ей возразил научный руководитель ИРО Исак Фрумин, сославшись на исследование директора Института социологии образования РАО Владимира Собкина «ЕГЭ: опыт социологического анализа», согласно которому на результат экзамена влияет только школа и семья, а не ситуация в городе или в отдельно взятом дворе.
В завершение семинара директор Центра прикладных экономических исследований и разработок ИРО ГУ-ВШЭ Татьяна Абанкина, отметив важность подобных исследований, предложила «рассматривать ЕГЭ не как итоговую аттестацию, а как старт для жизни».
Анна Козлова, специально для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ
Презентация к докладу Сергея Боченкова «Определение факторов, связанных с низкими результатами ЕГЭ выпускников 11 классов: оценка вклада мотивационных и семейных характеристик»
Вам также может быть интересно:
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.
Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие
На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.
НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов
Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.
Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать
На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.
Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе
У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников
Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
В российском высшем образовании сложилась новая реальность
28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.
В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов
Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.