• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Солнцу свободы над Кубой гореть? А над Россией?

10 октября в Культурном центре ВШЭ состоялась первая в новом учебном году встреча из цикла «Важнее, чем политика», организованная Высшей школой экономики и фондом «Либеральная миссия». На встрече «Утопия после утопии» был представлен новый фильм кинодокументалиста Виталия Манского «Родина или смерть».

Фильм «Родина или смерть» — о сегодняшней Кубе. На экране — грязные улицы, старые дома, гаванские дороги, похожие скорее на те, что в России сохранились лишь в глухой провинции. Советские автомобили, произведенные еще в 60-70-е годы прошлого века, очереди в магазинах, где кое-какие — самые простые — продукты можно приобрести по талонам, утренняя политинформация в цехе какого-то небольшого завода... Полное ощущение того, что ты оказываешься в советском прошлом.

Фильм построен как череда житейских историй. Вот мы видим женщину, воспитывающую дочь и племянницу, отправленную к ней в столицу на воспитание из многодетной (а следовательно, очень бедной) семьи, живущей в провинции. Девочкам исполняется по пятнадцать лет. И скорее всего их ожидает работа «на панели» — иначе прожить практически невозможно.

Другая история — пожилая женщина, имеющая заслуги перед революцией, тоже едва сводящая концы с концами, перед камерой, очевидно, из-за боязни преследования говорит, что живет как в раю…

Или сапожник, починяющий обувь, приобретаемую кубинцами без преувеличения «на всю жизнь». Он подрабатывает уроками танцев. Танцы — это отдельная история. Когда-то руэда де касино танцевали только в закрытых клубах. Теперь же это и развлечение для туристов, и способ ухода от житейских проблем для нынешних кубинцев. А для сапожника — способ заработать, чтобы прокормить семью.

В одном из эпизодов фильма толпа скандирует: «Вива Фидель, вива Рауль!» Но это одна сторона медали. По словам режиссера Виталия Манского, Рауля Кастро на Кубе «не любят и не уважают», часто называя обидным прозвищем — «Китаянка», намекая на нетрадиционную сексуальную ориентацию. Отношение же к Фиделю — иное. Это сложная смесь чуть ли не животного страха и глубокого почтения.

Работа над фильмом была трудной. Во-первых, как сказал режиссер, снимать современное документальное кино для малой аудитории — задача непростая. Во-вторых, получить разрешение на съемки на Кубе очень трудно. «Иногда приходилось снимать на фотоаппараты, а с оппозицией мы не общались вообще. Так поступают корреспонденты многих западных телекомпаний: если нарушить правила, то лишат аккредитации и запретят съемки», — рассказал Виталий Манский. По его мнению, скоро Куба станет ньюсмейкером номер один в мире, настолько там напряженная ситуация.

Ведущий встречи, ординарный профессор ВШЭ Александр Архангельский* дополнил, что он чувствовал себя на Кубе туристом, который «смотрит на чужой ужас». «Девушки до революции не стоили, как сейчас, полкуска мыла из гостиничного номера, — говорит режиссер фильма. — Ужас, оказывается, может быть еще ужаснее. Я вообще себя слабо представляю отдыхающим на кубинском пляже».

Кто-то из критиков однажды сказал, что вместо того, чтобы показывать, как живут люди, лучше показать жизнь уличных собак. В фильме «Родина или смерть» собаки тоже есть. Они греются на солнце, играют, спариваются… «На Кубе действительно очень много истощенных собак. Они есть, наверное, есть везде. Но вряд ли вы где-нибудь еще увидите собак, которые пытаются грызть камни», — делится наблюдениями Виталий Манский.

Кто-то из присутствовавших на встрече заметил, что в фильме мы видим наше советское прошлое и, возможно, будущее: будем петь и плясать без демократии. Наверное, наше будущее все-таки не такое мрачное. Но задуматься о нем фильм заставляет. Потому что это наша жизнь. И она — важнее, чем политика.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

* Александр Архангельский включен Минюстом в реестр иностранных агентов.

Вам также может быть интересно:

«Что делается для всех, искренне — это и есть настоящее искусство»

25 апреля на Киностудии им. Горького состоялась презентация первых выпускников-магистрантов программы «Кинопроизводство» Института кино НИУ ВШЭ. Формат speed dating, предложенный академическим руководителем программы Полиной Ильиной, позволил каждому студенту выступить перед значимыми деятелями кино, чтобы рассказать о своих сценарных идеях, которые лягут в основу грядущих проектов.

Фильм о науке Вышки стал самым популярным в рамках Дней научного кино ФАНК

Фильм «Мир 2052. Увидеть будущее» стал лидером по количеству показов по итогам Дней научного кино ФАНК, которые проводились в девятый раз с октября по декабрь 2023 года. Он был представлен 284 раза на площадках в различных городах России, обогнав по количеству показов другие фильмы мероприятия более чем в полтора раза.

«КиноВышка»: полное погружение в мир кино

Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ в партнерстве с Институтом кино НИУ ВШЭ 6 декабря запускает проект «КиноВышка» для школьников разных возрастов. Ребята будут учиться снимать фильмы, писать сценарии, работать на съемочной площадке, смогут овладеть многими другими навыками и побывать на мастер-классах известных кинематографистов.

Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом

В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957).

Кинофестиваль «ЛАМПА»: ролики социального проекта ФКИ ВШЭ получили награды

Лучшие видеоролики проекта «Медиа акселератор для НКО» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики получили престижные награды на международном кинофестивале «ЛАМПА». В номинации «Социальная видеореклама» жюри признало лучшей работу «Сними стигму с ВИЧ» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) — о людях с ВИЧ, подвергающихся дискриминации. Два других видеоролика проекта — «Натюрморт» (режиссер Борис Чертков, продюсер Элеонора Клементьева) по теме фудшеринга и «Доброворот» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) о вторичном потреблении одежды — стали дипломантами фестиваля. Церемония награждения состоялась в начале октября в Перми.

В НИУ ВШЭ проходит кинофестиваль «Метр с кепкой»

21 августа в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось открытие первого студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой». Ближайшую неделю его гости смогут посетить лекции от преподавателей Института кино НИУ ВШЭ и посмотреть киноработы участников фестиваля. 27 августа на закрытии будут объявлены победители в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа».

Фильм о науке Вышки показали в рамках фестиваля «Гагарин.doc»

Первый фестивальный показ документального фильма «Мир 2052. Увидеть будущее» состоялся в рамках VII Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Фестиваль проходит в Саратове, Оренбурге, Казани и других городах, фильм о науке Вышки был презентован в Оренбурге.

«Креативная индустрия учит проходить неудачи»

19 апреля в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре Институт кино ВШЭ организовал пресс-конференцию по теме «Достижения и новые цели». Кроме того, студенты образовательной программы «Актер» представили результаты первого года обучения.

«Здесь много личного, о чем хотелось рассказать»

В начале апреля в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялась официальная премьера фильма «Наводнение», режиссером которого выступил творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Иван И. Твердовский. Кинокартина снята по мотивам повести Евгения Замятина.

Фильм студента НИУ ВШЭ будет представлен на 44-м Московском международном кинофестивале

«Теория двойных планет», режиссерская работа студента 4-го курса Школы дизайна Вышки Савелия Осадчего, включена в программу основного конкурса короткого метра ММКФ. Всего на фестиваль, который пройдет с 26 августа по 2 сентября, приедут более 230 картин из 65 стран мира. В конкурсе короткого метра — только два фильма из России.