Общественная палата рекомендует авторам рейтингов быть культурными и объективными
13 марта Комиссия по развитию образованию Общественной палаты РФ провела круглый стол «Рейтинги в дошкольном и общем образовании: вопросы качества и эффективности», на котором был представлен проект документа «Принципы рейтингования в образовании в РФ». В разработке проекта приняли участие сотрудники Института образования ВШЭ.
Как известно, в последние годы в сфере образования появляется множество рейтингов, которые могут послужить основой не только для выбора учебных заведений потребителями, но и для принятия управленческих решений. Например, обычной стала практика поощрения и наказания директоров школ по результатам рейтингов, в основе которых — результаты ЕГЭ и предметных олимпиад.
Чтобы дать рекомендации, с одной стороны, гражданам, использующим рейтинги как социальный сервис, а с другой стороны — управленцам в системе образования, Комиссия по развитию образования Общественной палаты РФ еще в прошлом году предложила разработать «Принципы рейтингования в образовании в РФ». И сейчас проект представлен на общественное обсуждение, он касается образовательных систем и организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей. Его готовила рабочая группа, в которую вошли эксперты проекта «Социальный навигатор» (РИА Новости), Института образования ВШЭ, Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики в образовании (МАМСО), Центра оценки качества образования Томской области.
Как отмечают разработчики проекта, «целью данного документа является создание основных подходов к построению рейтингов в системе образования РФ независимо от того, являются ли они ведомственными или независимыми, национальными, региональными или муниципальными, рейтингуются ли при этом образовательные системы или организации». По словам Натальи Тюриной, руководителя проекта «Социальный навигатор» РИА Новости, нужна единая методологическая рамка — «основа для развития культурного рейтингования». Это некие правила игры, которых должны придерживаться все порядочные эксперты. Например, авторы рейтинга должны обязательно разъяснять методику его составления, указывать, на какую аудиторию (родители, директора школ и проч.) он рассчитан, использовать единую и понятную для всех терминологию. Авторы рейтингов должны придерживаться принципов объективности и достоверности представления информации.
Рейтингование может быть лишь одним из подходов к оценке деятельности образовательных организаций и систем образования, результаты ранжирования должны использоваться только для решения тех задач, которые заявлены авторами исследования, и этому должны предшествовать консультации с профессиональным и экспертным сообществом. Как пояснил научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов, даже результаты ЕГЭ, ГИА и предметных олимпиад (самые очевидные критерии рейтингования) не могут отражать реальное положение дел в образовательном учреждении — помимо этого, нужно понимать контекст, в котором учреждение работает. Хотя, конечно, хотим мы или нет, тот же ЕГЭ, конечно, является индикатором, иллюстрирующим качество работы школы.
Важно, что документ не несет никакой административной нагрузки — он является всего лишь рекомендацией авторам и пользователям рейтингов. На вопрос заведующей кафедрой институциональной экономики Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ Натальи Заиченко, что будет с организацией, разместившей в интернете не соответствующий заявленным принципам рейтинг, Виктор Болотов ответил: «Ничего не будет. Мы собрались не для того, чтобы наказывать те или иные организации, занимающиеся рейтингованием. Составить рейтинг и разместить его в интернете может каждый, а мы говорим о культуре пользователей. Что же касается управленцев, которые начнут использовать недостоверные рейтинги, составленные «втемную» неизвестно по каким показателям, то это сюжет для вышестоящих органов. Они могут применить санкции».
По итогам круглого стола Комиссия по развитию образования рекомендует использовать «Принципы…» «на всех уровнях и всеми субъектами рейтингования в сфере образования».
Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭБолотов Виктор Александрович
Центр мониторинга качества образования: Научный руководитель
Заиченко Наталья Алексеевна
Кафедра институциональной экономики (Санкт-Петербург): заведующая кафедрой
Вам также может быть интересно:
Применить в жизни школьные знания лучше всего удается отличникам
2 апреля на сессии «Школа и общество» секции «Развитие образования» XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» обсуждались результаты проведения международных сравнительных исследований качества образования TIMSS и PISA на одной и той же выборке российских школьников.
Национальный мониторинг качества образования улучшит результаты РФ в международных исследованиях
3 апреля на секции «Развитие образования» XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» обсуждались результаты международных сравнительных исследований образования и возможности их применения для анализа ситуации в российской школе.
Сайты органов управления образованием улучшаются, но до идеала им далеко
16 декабря представлен рейтинг информационной открытости сайтов региональных органов управления образованием, подготовленный Институтом образования ВШЭ и РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор».