Найти свое место в университете и в жизни
Катерина Поливанова, руководитель лаборатории «Исследования современного детства» Института образования НИУ ВШЭ — о 1 сентября, выдуманных и реальных социально-возрастных кризисах, необходимости доверять себе в любом возрасте и о том, когда наступает взрослость.
Детство вчера и сегодня
Современное детство разительно отличается от того, какое было, например, у меня. Детство исследовать очень трудно, потому что, с одной стороны, мы все его видим, соглашаемся, что оно другое, чем раньше, но эмпирически описать его оказалось очень сложно: нет строгих данных, как было раньше, а, главное, это период, который сложно «положить на бумагу», так как жизнь намного богаче любых придуманных нами периодизаций.
Традиционно 1 сентября мы воспринимаем как важное, маркирующее событие, в чем-то отдаленно напоминающее инициацию древних времен, во время которой с ребенком происходили серьезные психологические и социальные изменения, в частности изменялся его статус в обществе (общине, племени). Еще в середине XX века разница между учащимся в школе и не учащимся была разительна — дома появлялось специальное место для уроков, школьная форма. Сегодня же разница между дошкольником и школьником практически исчезла — первые полгода первоклассникам так же, как и в детском саду не ставят оценок, у них нет школьной формы. Получается, что ребенок плавно перетекает в школу, еще в старших классах начинает подрабатывать, потом поступает в университет, где выбирает себе несколько курсов и плавно переходит в студенческую жизнь.
В юном возрасте очень легко определить себя как студента, или, допустим, спортивного фаната, или члена какой-то группы. Но всегда должно оставаться то пространство, которое будет только вашим
Поэтому, когда мы слышим о кризисе трех, или семи, или семнадцати лет, о чем это? Кризис — это хорошая метафора, позволяющая схватить общий смысл. Мы сказали «кризис» и в череде событий и их многообразии стали видеть то, что раньше не замечали. Сказать «кризис» — это хорошая возможность назвать что-то и увидеть, но говорить, что эти кризисы существуют в реальной жизни сегодня, с теми же признаками, как и сто лет назад, — это большое преувеличение.
Но все же жизнь многих пришедших в этом году в Вышку ребят действительно изменится 1 сентября.
Особенности студенчества
10-й и особенно 11-й класс у российских школьников — это период постоянного напряжения, связанного с подготовкой к ЕГЭ. Это сугубо внешняя, социальная ситуация, почти не связанная с их внутренним, психологическим взрослением, два года у них были четкие ориентиры и цель, понятна цена успеха и неудачи, они, как Мюнхгаузены, вытягивали себя за волосы. Это рубеж, который надо было преодолеть. А вот повзрослели ли они — неизвестно. Поэтому многие после такого напряжения в университете «выдыхают» и расслабляются. И цена этого расслабления — первая несданная сессия, а в Вышке она наступает очень быстро — первый модуль закончится в октябре. Об этом надо помнить и не расслабляться, это с одной стороны. А с другой — помнить, что первый курс — это набор фундаментальных, общих дисциплин, которые могут показаться скучными, далекими от того, чем, студентам кажется, они будут в будущем заниматься.
В современном мире взрослость приходит скорее не по достижению определенного возраста, а по мере овладения разными сферами деятельности
Ситуацию спасают талантливые педагоги. Поэтому я уверена, что на первом курсе должны преподавать самые сильные, увлеченные, умеющие зажечь других своим предметом люди.
Людям свойственно мифологизировать любые новые места (учебы, работы, проживания), поэтому с университетом, с Вышкой у ребят связано скорее всего множество почти сказочных ожиданий, есть ощущение начала новой жизни — это очень сильное, мотивирующее чувство, которое надо постараться использовать и начать учебу с большим амбициями и готовностью к серьезным испытаниям. Но при этом помнить, вы вольны выбирать. 16-17 лет — чаще всего еще не время окончательных решений. Пока вы только выбрали место, где хотите провести следующие четыре года, и это решение — оно ваше.
Я — больше, чем мы
Еще мне бы очень хотелось, чтобы ребята, пришедшие к нам в этом году, как и те, которые уже здесь учатся, сохраняли определенный уровень доверия и самоуважения к себе. Когда мы оказываемся внутри чего-то очень престижного и статусного, очень легко потерять себя, проявляя безусловную лояльность к корпорации. В юном возрасте очень легко определить себя как студента, или, допустим, спортивного фаната, или члена какой-то группы. Но всегда должно оставаться то пространство, которое будет только вашим, то, что составляет вашу индивидуальность. Я убеждена, что именно такие люди, способные как принимать, так при необходимости и не соглашаться с корпоративными стандартами, менять их, в наибольшей степени и ценны для самой корпорации.
Шанс на успех, на интересное будущее есть именно у тех, кто готов всякий раз открывать что-то заново, принимать самостоятельные решения.
Я взрослый! Я студент!
В современном мире взрослость приходит скорее не по достижению определенного возраста, а по мере овладения разными сферами деятельности. Например, я получила права, через два года я взрослый (профессиональный, ответственный, опытный) водитель. Или я учу иностранный язык, и через некоторое время я — «взрослый», умеющий им пользоваться в разных областях жизни и т.д. И студент — это тоже некоторый вид деятельности, которым можно и нужно овладеть, и в котором можно продвинуться, стать опытнее, взрослее.
Первый шаг будет формальным: вас назовут студентами. Некоторое время уйдет на то, чтобы понять, как это — быть студентом, привыкнуть к этому статусу, к вузовской свободе, отличающейся от более опекающей атмосферы школы с ежедневной проверкой домашних заданий. Первые пару месяцев (первый модуль) можно побыть тем, кого делают умным. А затем, освоив «правила дорожного движения» по Вышке, придется начать разбираться, а где во всех этих активностях ваше собственное место.
Семейный образовательный пикник со специалистами
9 сентября в рамках Дня Вышки лаборатория «Исследования современного детства» проводит Семейный образовательный пикник. В программе пикника три мастер-класса: «Трудности современного родителя», «Готовность к школе» и «ВКонтакте с подростком: гаджеты, соцсети — как с этим жить?». Мастер-классы пройдут в парке Горького в кафе «La Boule», начало в 14.00. Подробности — на сайте Дня Вышки.
Поливанова Катерина Николаевна
Руководитель лаборатории «Исследования современного детства»
Робот Гэри рекомендует
Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.
Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…
«Вместо компьютерных игр изучайте математику, комбинаторику, числа Каталана»
19 ноября, 2024 г.
Как обеспечить себе место в магистратуре НИУ ВШЭ заранее
13 ноября, 2024 г.
НИУ ВШЭ открывает прием заявок на юбилейную Ясинскую конференцию
18 ноября, 2024 г.
Путь девушек в IT: исследование Яндекс Образования и НИУ ВШЭ
21 ноября, 2024 г.
Вам также может быть интересно:
«Департамент психологии ВШЭ — лидер этого направления образования в России»
22 ноября департамент психологии факультета социальных наук (ФСН) ВШЭ отметил профессиональный праздник всех причастных к психологии. В этом году в Вышке он был приурочен к 85-летнему юбилею профессора Владимира Шадрикова — выдающегося отечественного психолога, основателя факультета психологии ВШЭ (который позже в качестве департамента вошел в состав ФСН), научного руководителя Научно-учебной лаборатории психологии способностей департамента психологии факультета социальных наук Вышки.
Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми
Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.
Психологи научились измерять мечты россиян
Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».
Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы
Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.
В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии
В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.
Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»
Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.
Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога
22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.
Женатые мужчины реже страдают от выгорания
Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».
Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ
15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля
Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.