• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зарплаты в вузах России одни из самых низких в мире

1 марта в Высшей школе экономики состоялся семинар Института развития образования ВШЭ. С докладом «Академические зарплаты и контракты в России и в мире» выступили заместитель директора Института институциональных исследований ВШЭ Мария Юдкевич и заведующий лабораторией анализа и моделирования институциональной динамики ВШЭ Григорий Андрущак.

На очередном семинаре Института развития образования (ИРО) ВШЭ из серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» были представлены первые итоги сопоставительного исследования академических систем 28 стран мира с точки зрения содержания контрактов и заработков преподавателей вузов. Проект выполняется Институтом институционального анализа ВШЭ совместно с Center for International Higher Education (Boston College).

Изначально была сформирована сеть экспертов в 35 странах, но в итоге исследование коснулось систем образования в 28 из них, поскольку в ряде случаев специалисты столкнулись со сложностями в получении необходимой информации. Идея же исследования состоит в том, чтобы сравнить академические контракты в вузах.

По словам Марии Юдкевич, довольно сложно было обеспечить сопоставимость данных, поскольку системы образования в разных странах существенно различаются. При этом исследователи анализировали не только то, что прямо зафиксировано в контрактах, но и неформальную составляющую, которая не фиксируется, но подразумевается и ожидается людьми. Либо когда реальная ситуация отличается от зафиксированной в документе. К примеру, учебная нагрузка, объем которой может вовсе не оговаривается в контрактах, или может фиксироваться, но на практике все выглядит иначе.

Не осталось без внимания исследователей и содержание социального пакета — что в него входит в обязательном порядке и гарантируется государством, а что может быть определено вузом. Для преподавателей университетов в разных странах в социальном пакете особо значимыми являются наличие медицинской страховки, пенсии и предоставления места проживания. Но эти «блага» за исключением предоставления места проживания в большинстве случаев обеспечены государством.

Кроме того, важно было проследить не только прямое денежное вознаграждение, но и возможные «привилегии», которые получает человек, обладая соответствующим статусом, например, дополнительные заработки за счет этого статуса, доступ к определенным ресурсам, дополнительное свободное время и прочее.

Академическая иерархия, включающая систему позиций, финансовые и статусные изменения при смене позиции, основания и возможности для продвижения преподавателей и исследователей, гарантии, в том числе пожизненный найм, — все эти вопросы тщательно анализировались и сопоставлялись. Выяснилось, что академическая иерархия очень отличается в разных странах, но в принципе она сводима к четырем ступеням: высшей (профессор, доктор, full professor), средней (доцент), низшей (преподаватель, лектор) и стартовой (ассистент преподавателя). При этом, как заметил Григорий Андрущак, установлено, что чем выше ступень, тем больше разница в зарплате в сравнении с зарплатой на предыдущей ступени. И это характерно почти для всех стран.

А вот по размеру средней заработной платы четко выделяются три группы. Россия находится в первой из них с наименьшими зарплатами наряду с Мексикой, Эфиопией, Египтом и некоторыми другими. Выявлена зависимость между уровнем благосостояния в стране и долей занятых на высшем уровне академической иерархии. Иными словами, чем лучше живется, тем больше профессоров. Хотя, по замечаниям присутствовавших на презентации предварительных итогов исследования, еще стоит подумать, что в данном случае является причиной, а что следствием.

Основной источник доходов сотрудников вузов в 28 странах — преподавание в университете. И здесь наблюдается совпадение. А вот существенные различия можно увидеть в источниках дополнительных доходов. Причем в дополнительных заработках заинтересованы, естественно, больше в тех странах, основная зарплата в которых ниже. Подрабатывают консультациями, связанными с академической деятельностью (это существенный источник дополнительного дохода более чем для трети педагогов), выигрывают гранты, получают доходы от интеллектуальной собственности, административной работы, репетиторства. Но если, к примеру, в Мексике дополнительные заработки — это, в основном, репетиторство, то в Турции — консалтинг.

Вообще же, одной из целей исследователей является создание электронного ресурса, в котором можно было бы по определенным параметрам сравнить академические системы нескольких десятков стран. Такой ресурс должен заработать примерно через год.

Виктор Болотов, соруководитель семинара «Актуальные исследования и разработки в области образования», вице-президент Российской академии образования, отметил, что одной из проблем привлечения экспертов для оценки ситуации является их субъективность. Но в данном случае экспертные заключения опирались на другие исследования. И в этом большой плюс проделанной работы.

По мнению Виктора Болотова, в последующем интересно было бы посмотреть на кластеризацию стран по разным основаниям, ведь ситуация с контрактами даже в одной стране гетерогенна, что связано с мобильностью кадров, конкуренцией за лучших преподавателей и многими другими причинами. В России, например, нужно прицельно посмотреть на продвинутые в сфере образования регионы. И при этом проанализировать, как оценивается эффективность деятельности преподавателя.

Андрей Щербаков, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

1,5

Во столько раз надо увеличить зарплату преподавателей московских профессиональных колледжей и техникумов, чтобы привлечь на работу «идеального преподавателя». Так считают руководители этих учебных заведений.

30%

такую прибавку к зарплате дает выпускнику диплом магистра уже на первом рабочем месте по сравнению с теми, кто имеет обычный диплом.

8%

на столько в среднем снизились заработные платы в валютном выражении в промышленности в первом полугодии 2014 года.

В регионах доходы педагогов растут неравномерно

В последние три года зарплаты российских учителей и воспитателей детсадов росли. Но из-за неодинаковой покупательной способности зарплат в разных регионах доходы педагогов стали заметно отличаться. Об этом говорится в исследовании старшего научного сотрудника научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики НИУ ВШЭ Натальи Родиной.

Стимулирующие выплаты ссорят учителей

«Дифференцированная система оплаты труда в образовании неэффективна.Когда критерии нечеткие (а они нечеткие), всегда будет подозрение, что надбавку получили любимчики директора. Может, это и не так, но разговоры об этом невозможно отменить», —говорит директор департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Александр Сидоркин в своем интервью газете «Вести образования».

Зарплаты воспитателей детсадов растут вместе с нагрузкой

13 мая на традиционном семинаре Института образования ВШЭ снова обсуждалась тема зарплат в образовании — на этот раз в дошкольном. Сотрудники Научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики ВШЭ изучили последствия повышения зарплат воспитателей детских садов.

Зарплата учителей растет и, надо надеяться, привлечет в школы молодые кадры

29 апреля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ в очередной раз обсуждалась тема учительских зарплат. В 2013 году большинство субъектов Федерации поддерживали заработок учителей на среднем уровне по экономике региона только за счет помощи из федерального бюджета, считает директор Центра универсальных программ Наталия Типенко.

Вся правда о зарплатах в Вышке

Министерство образования и науки РФ опубликовало результаты мониторинга средней заработной платы преподавателей российских вузов, в том числе Высшей школы экономики. Комментирует директор ВШЭ по финансовой работе Елена Юдина.

Депрессия и зарплата

29 мая на очередном семинаре Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) ВШЭ стажер-исследователь ЛИРТ Марина Новикова представила доклад о влиянии психического здоровья на заработную плату и занятость.

Зарплата молодежи: устойчивая тенденция к росту

29 мая на семинаре Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ стажер-исследователь лаборатории Виктор Рудаков рассказал о результатах исследования, посвященного анализу факторов, определяющих рост заработной платы молодых работников.