• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новая школа: куда исчезает детство?

18 марта в рамках Гайдаровского форума-2011 в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ состоялся круглый стол экспертной группы № 8 по обновлению Стратегии-2020 «Новая школа». С докладами выступили заведующий отделением культурологии ВШЭ Виталий Куренной и ведущий научный сотрудник Института развития образования ВШЭ Марина Пинская.

Открывая дискуссию, ведущий круглого стола и.о. проректора ВШЭ Исак Фрумин заметил, что сама по себе «новая школа», обозначенная в названии экспертной группы, — «неинтересный объект»: «Есть проблема подрастающего поколения, молодежи, и речь идет о группе, которая обсуждает проблематику социализации и образования подрастающего поколения, а это несколько более широкий контекст... В этом проекте сделана попытка выйти за пределы ведомственных интересов и планов. Я бы скорее назвал группу «Новое детство и юность».

Исак Фрумин напомнил, что решение о «разворачивании большой экспертной дискуссии» для уточнения Стратегии-2020 было принято в январе этого года, когда стало понятно, что многие из идей Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны из-за кризиса стали просто невыполнимыми. Были созданы 21 экспертные группы, две из которых — «Новая школа» и «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика» — занимаются образовательной тематикой. Речь идет не о том, что эти группы подготовят некий совместный манифест, а о выработке комплекса идей и представлений о том, как страна должна развиваться с 2012 по 2020 годы.

У дискуссии, которую ведут эксперты в сфере образования, будут «содержательные границы». «Нам бы не хотелось заниматься обсуждением вроде того «а не создать ли нам по примеру Геббельса (я цитирую одного из руководителей РАО) министерство пропаганды и образования и заниматься пропагандой, поскольку ученик и студент — это объекты, которые надо правильно сформировать, чтобы они делали то, что положено…», — сказал Исак Фрумин.

Предложения экспертной группы должны быть конкретны и реализуемы: «Все мы знаем, что экономика должна быть экономной, школа гуманной, родители должны принимать участие в воспитании, а университеты дружно работать с бизнесом. Но проблема в том, что эти чудные конструкции не реализуются». Поэтому ведущий дискуссии призвал участников говорить о конкретных механизмах, благодаря запуску которых образовательная система начнет меняться на самом деле, а не на бумаге. Он также назвал «базовое противоречие», с которым сталкиваются все эксперты: мы хотим, чтобы уровень жизни в нашей стране был такой же, как в Европе, при этом ВВП на душу населения в России существенно ниже, чем в Европе. Вопрос в том, есть ли в нашем образовании конкурентные преимущества, какие-то интересные подходы, чтобы можно было добиться результатов за меньшие деньги.

Отцы и дети

«Я не являюсь специалистом по проблемам школы, я человек философского, культурологического образования. Но задачи, которые были поставлены перед группой, предполагают междисциплинарный взгляд, не сфокусированный исключительно на школьных проблемах», — пояснил свое участие в дискуссии Виталий Куренной.

По его словам, один из ключевых вызовов современности, с которым все, так или иначе, уже сталкиваются, — это «исчезновение детства», точнее, ясной границы между взрослым и ребенком. С одной стороны, дети сейчас становятся взрослыми очень рано, и этому способствует современная информационная среда — Интернет и телевидение. «С другой стороны, в силу возрастающей социально-экономической динамики рынка труда взрослые поставлены в ситуацию, когда они не являются взрослыми — они все время являются детьми». Это новая не только для страны, но и для мира ситуация, и ее последствия пока трудно предсказуемы. Наша культура традиционно держалась на различии детей и взрослых. «Взрослый должен обладать определенной компетенцией, выполнять определенные функции. Если в силу своего продолжающегося инфантилизма он на это не способен, возникают проблемы. Утрирую: вам надо принимать государственные решения, а вы гаджетами занимаетесь».

С «исчезновением» детства связан и другой процесс, который уже сейчас можно наблюдать, — это кризис воспитательной модели социокультурного воспроизводства: простой путь трансляций от взрослых к детям, когда заданные культурой взрослых образцы «передаются» детям, больше не работает, слишком много других каналов информации.

Такой же кризис наблюдается и в педагогике. «Если понимать под педагогикой целесообразный, рационально контролируемый процесс воздействия на ребенка с заранее известными результатами, то сегодня эта модель, по сути, не работает».

На вопрос из зала «Что же делать?» Виталий Куренной однозначного ответа не дал: «Сначала надо осознать проблемы».

Устойчиво неуспешные

Марина Пинская представила на заседании круглого стола результаты исследования «Неблагополучные школы». Данное исследование посвящено школам, которые на протяжении последних лет показывают худшие результаты подготовки: их выпускники не справляются с ЕГЭ по обязательным предметам — по русскому языку и математике.

Проанализировав результаты ЕГЭ за последние три года, авторы исследования пришли к выводу о том, что можно говорить о «концентратах, точках максимально низких результатов, максимального неблагополучия». Картина достаточно устойчивая, пояснила Марина Пинская: 17 процентов школ устойчиво успешны, а около 30 процентов по тем или иным показателям устойчиво неуспешны.

В «устойчиво неуспешных» школах обучается больше детей из неполных и многодетных семей, детей, чьи родители безработные, и детей с неродным русским языком. В таких школах работает меньше учителей с высшей категорией, меньше коррекционных педагогов, и эти школы не обеспечивают профильных программ.

Обречены ли эти школы? Нет, считает Пинская. Важно в этом смысле рассмотреть модели эффективных школ. Эффективные школы определяют себя как школы, которые повышают жизненные шансы своих учеников, обеспечивая для них максимально возможные достижения независимо от стартовых условий и семейных обстоятельств. Это те школы, которые на первое место в своих стратегиях ставят высокие ожидания и ориентацию на высокие достижения. В отличие от них неблагополучные школы часто видят свое «жизненное кредо» в том, чтобы «заменить семью»: чтобы ребенок находился в школе, а не в подворотне, в конце концов — не стал алкоголиком. Высокие достижения в таких школах, как правило, вопрос второстепенный. «Если школа не ставит на первое место высокие достижения, то она не обеспечит средние. Если школа говорит, что это вопрос не к ней, тогда она не выполняет свои основные задачи», — подчеркнула Марина Пинская.

Исак Фрумин считает важным для понимания современного состояния в этой сфере тезис о том, что одним из сегодняшних вызовов является дифференциация образования: «Это касается и профессионального образования: мы называем университетом одновременно и «контору», возле которой сидят на корточках и курят анашу, и Московский государственный университет. После очень жесткой выравнивающей инженерии советского типа мы имеем дело с системой быстро дифференцирующейся, в которой возникают анклавы устойчивого низкого качества образования».

По словам министра образования Пермского края Николая Карпушина, в Перми семь лет назад проводили похожее исследование. По его результатам в городе были выделены школы-бренды, школы-центры (сильные школы в микрорайонах) и школы — социальные окраины. «Мы об этом сказали вслух — на тысячном родительском собрании всего города. Общественность «проглотила», что существует такая дискриминация. Потом обозначили финансовый норматив по каждому учреждению, критерии успешности, выстроили рейтинг… Но ничего не изменилось».

Замминистра образования и науки РФ Игорь Реморенко отметил, что в сфере образования проводятся интересные социологические, педагогические, экономические исследования, но комплексных исследований, где учитывались бы все аспекты функционирования образовательной системы, связи между ними, а параллельно была бы развернута экспериментально-инновационная практика, по ряду «больных тем» сегодня нет.

Две проблемы и три решения

«Я бы хотел уйти от таких высоких слов, как вызовы, и немного более приземлено обсудить проблемы образования, — присоединился к дискуссии министр образования и науки Республики Татарстан Альберт Гильмутдинов. — Когда мы года два назад начали очень серьезно анализировать ситуацию с образованием в республике Татарстан, то пришли к простым для нас формулировкам: у нас есть две проблемы и три решения».

Две проблемы — это падение качества образования и крайне низкая эффективность функционирования образовательной отрасли. «Я много общался с директорами, ректорами, и все начинают с одного: «Дайте денег». Я сказал: «Нет, мы вам денег не дадим». Потому что инвестировать в неправильно функционирующую систему — бессмысленно. Надо перестраивать саму систему. На самом деле в образовании очень много денег, но используют их крайне неумело и неэффективно».

Три ключевых направления работы, на которые делают ставку в Татарстане, — это учитель, новые технологии образования, в том числе управленческие, и инфраструктура. Не будет новой школы без нового учителя, поэтому в Татарстане, к примеру, был разработан проект «Наш новый учитель». Чтобы привлечь в профессию талантливых молодых ребят, «им делают предложение, от которого они не могут отказаться», обеспечивая высокой зарплатой, организуя зарубежные стажировки и прочее.

«Мне кажется, мы снова потеряли фокус. Мы говорим про ЕГЭ, стандарты, информатизацию — все это крайне важно, но бессмысленно решать задачи второго уровня, если не решены задачи первого уровня. А задача первого уровня — это учитель. Все это знают», — сказал Альберт Гильмутдинов.

В завершение круглого стола Исак Фрумин отметил, что, несмотря на то, что «дискуссия была богатая», бессмысленно подводить ее содержательные итоги списком вызовов и списком решений.

Елена Кузнецова, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования

Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%

Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Преподаватель МИЭМ разработал бота-помощника, чтобы мотивировать студентов

«Чат-бот для повышения эффективности технологии "Перевернутый класс"» разработал доцент МИЭМ Александр Варнавский. Бот был представлен в МГУ на Международной конференции-конкурсе инновационных технологий в системе ИТ-образования и занял первое место в направлении «Информационно-педагогические технологии».

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.