IT-поддержка неформальных институтов
В рамках Гайдаровского форума-2011, проходившего в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 17 марта на пленарном заседании «Технологические драйверы российского экономического роста» выступил Александр Долгин, заведующий кафедрой прагматики культуры ВШЭ, управляющий рекомендательным порталом Имхонет.
По мнению Александра Долгина, на стыке информационных технологий и социальных практик в ближайшее время произойдут большие изменения. «Мы в основном заняты технологиями, а, мне кажется, несколько «притормаживают» люди, — сказал, в частности, он. — Еще вчера социальные сети в интернете воспринимались как аналог кухонных посиделок, сейчас они стали чуть ли не колыбелью революций. Тем не менее, на сегодняшний день возможности социальных сетей в интернете реализованы лишь на несколько процентов. Самое главное еще впереди».
Современную экономику называют информационной. И это не просто культурологическая метафора и даже не отражение того, что индустрии медиа, развлечений, программирования и средств коммуникаций «замкнули на себя» много времени и средств. У современной экономики есть гораздо более емкая информационная часть — это товародвижение и технологии продаж. Стоимость товара на прилавке, его розничная цена в разы превышает стоимость производства. Эта разница — и есть стоимость информации, которую кто-то должен создать, считает Долгин. О чем эта информация? О спросе: сколько и какого товара нужно произвести, чтобы его купили. Вообще, какие товары нужны? Торговля получает свои деньги по-честному, не зря, она располагает знанием о том, что необходимо людям, берет на себя ответственность за то, что она адресно доведет и реализует нужное количество товаров и услуг. А как все же узнать, сколько какого товара требуется? Как это выясняют производители, фирмы, правительства?
Адам Смит объяснил, как это происходит с помощью метафоры «невидимой руки рынка», его открытие до сих пор считается величайшим достижением экономической мысли. «Невидимая рука» балансирует спрос и предложение, причем координация колоссального объема человеческих действий, поведения происходит без прямого обмена информацией между людьми. Никто ничего друг другу напрямую не сообщает. Все ориентируются по товарам и ценам — дальше работает рыночный механизм конкуренции. До сегодняшнего момента считалось, что прямой обмен информацией между людьми невозможен, поскольку он слишком дорог, отметил А.Долгин. Немыслимо, чтобы каждый друг другу что-то говорил и спрашивал… Но теперь все переменилось. Мы вплотную подошли к информационной сверхпроводимости: доведение информации до кого угодно стало дешевым. И на этом основаны многие новые технологии, а кусок пирога, который они поделят, фантастический — те самые сотни процентов торговой наценки, которые сейчас собирает традиционная дистрибутивная цепочка: производитель — оптовик — мелкий оптовик — розница.
К тому же выводу можно прийти иным путем. До недавнего времени мир не очень-то знал, что ему делать с суждением обыкновенного, частного лица. Было непонятно ни чем это субъективное мнение важно, ни как с ним обращаться. Потому с ним особо и не церемонились, а просто усредняли и сплавляли в рейтинги. На самом деле в мнении обычного человека можно обнаружить ценность: он лучше всех знает то, чего сам хочет. Лучше любых систем, которые пытаются подсунуть ему товары, которые гипотетически могут быть ему интересны. Он лучше всего осведомлен о своих предпочтениях. «Сегодня все активнее внедряются алгоритмы, которые позволяют эти предпочтения агрегировать — речь о коллаборативных (от collaborative — «сотрудничать») рекомендательных технологиях, которые я напрямую связываю с интернетом третьего поколения — web 3.0», — сказал Александр Долгин.
Первой ласточкой революции товародвижения был американский сайт Napster, который чуть больше 10 лет назад предложил первую музыкальную сеть, связавшую слушателей друг с другом и позволившую им напрямую обмениваться музыкальными записями, напомнил заведующий кафедрой прагматики культуры ВШЭ. В результате за 10 лет цена звукозаписи упала более чем в 10 раз. Другой пример — сервисы коллективных закупок. Пионером стала американская фирма Groupon. В России у нее появился ряд последователей. Как работают подобные сервисы? Какой-то сайт собирает заявки людей, заинтересованных в покупке того ли иного товара: от стиральной машины до дорожки для боулинга. Он накапливает нужный объем спроса, «приходит» к производителю данного товара и оказывается для того более удобным агентом, чем традиционная цепочка. При этом издержки сайта коллективных закупок относительно невелики — сбор заявок от людей, которых интересует то или иное благо.
Широко известно, сколь важны для успешного бизнеса, особенно крупного, системы управления знаниями. Проще говоря, фирма должна уметь собирать и использовать ту информацию, которой обладают ее сотрудники, иначе не будет пользы от специализации и разделения труда. Сегодня, уверен Долгин, настала пора говорить об агрегации и обмене знаниями более широко, имея в виду публичное пространство. Современные технологии позволяют управлять знаниями, которые содержатся в головах обычных людей. В первую очередь это знания об их предпочтениях, о том, что им нравится, что они хотели бы сделать или приобрести. Эту задачу решают несколько программных алгоритмов, так называемых движков, которые позволяют обнаруживать людей и объединять их в группы по целому ряду оснований. «Не хочу употреблять слово «признаков», поскольку по признакам (социодемографическим, геолокации и прочим) людей и прежде умели кластеризовать, — сказал А.Долгин. — Сегодня можно объединять людей по куда более существенным принципам: по заявленным ими самими интересам, по предпочтениям и мировоззрению, по вкусам и по репутации. Три области, которые я назвал, — это три движка, три программных алгоритма, которые уже разработаны, внедрены и показывают отличные результаты в работе».
Устроены они в одной и той же коллаборативной логике. Смысл в следующем: чтобы человеку получить хороший совет, что ему стоит почитать/послушать/посмотреть, куда поехать в отпуск, какую машину или отель выбрать, ему нужно подобрать подходящих советчиков. В жизни всегда так и происходит: мы опираемся на мнения тех, кто нас окружает, поскольку представляем, из каких соображений они исходят, советуя тот или иной товар или услугу. Благодаря новым технологиям этот обмен субъективным опытом и знаниями оказалось возможным вывести за рамки ближнего круга личных знакомых. Можно создавать сообщества, клубы, круги, кружки, объединения людей, которые будут наиболее ценными партнерами и советчиками для каждого.
«Технология, о которой я рассказываю, чрезвычайно актуальна, учитывая тот уровень, на который вышли современные индустрии, реализовавшие принцип четырех «В»: все, всем, всегда, везде, — заметил Долгин. — Любую, какую угодно, ложку, тебе поднесут ко рту. Остается решить одно: что именно ты хочешь? Как это узнать? Можно посмотреть рейтинг отелей и оказаться в 5-звездах, которые вывели в TOP популярности, например, американские пенсионеры, руководствовавшиеся собственными резонами. Или можно послушать лондонский TOP-20 музыкальных записей — и ни одна из них не понравится, потому что в рейтинге смешаны мнения питерской профессуры и молодежи из захолустья».
Технологически и производственно возможно все, чего душа пожелает. Отныне проблема на стороне выбора. Информация лишь на первый взгляд бесплатна, крайне дорогостоящим стал процесс ее потребления, включая сортировку и осмысление. «Ресурсное ограничение переместилось в наши головы — это значит, пришла пора технологий, позволяющий сберечь такого рода ресурсы», — подчеркнул Александр Долгин.
Также он коснулся тех вопросов темы заседания, которые имеют отношение не столько к бизнесу, сколько к социальным практикам. Конкретнее — к гражданскому обществу в нашей стране. «Говоря о гражданском обществе в России, чуть ли не на полном серьезе сетуют на то, что главная проблема — недостаток граждан. Все бы хорошо, только граждан мало. Предполагается, что есть какие-то особые граждане, у которых либо имеется врожденная гражданская закваска — тогда гражданское общество складывается, либо этой закваски нет — и тогда дело плохо. В общем, нужно как-то (никто не знает как) менять граждан! Я придерживаюсь иной точки зрения, — заметил А.Долгин. — Надо улучшать правила, институты, инструменты, а люди изменятся вслед за ними, поскольку человек таков, в какие условия он поставлен».
Процесс формирования граждан — людей способных к сотрудничеству — не может произойти «как квантовый скачок: от сегодняшнего абсолютно не договоропригодного состояния до согласия по сложным общественно-политическим, культурным и прочим вопросам», считает Долгин. Сначала стоило бы потренироваться на каких-то простых, утилитарных вещах: коллективных сервисах (тех же закупок), решении проблем в рамках ТСЖ. Тысячу раз поругаться, помириться, научиться справляться со спойлерами (в интернете их называют «тролли»), чья цель — портить и разрушать.
Насколько успешно будет идти процесс обучения сотрудничеству, это в значительной степени зависит, по мнению Александра Долгина, от наличия инструментов взаимодействия. «Первый ключевой инструмент всякого полезного коллективного действия: человек должен знать, сколько еще есть потенциальных интересантов — людей, которые хотят того же, что и он. Незнание, неопределенность в этом вопросе на корню подрубает любые полезные начинания, — сказал Долгин. — Социальные сети сработали как катализатор исламских революций именно потому, что люди осознали, сколько еще таких же, как они. В том же Египте безработный увидел, что есть еще миллион таких же, как он, образованных 23-летних безработных! Что масса людей испытывает точно такую же безысходность, и, самое главное, каждый знает, что все знают друг о друге, а также об общей численности и силе. В таких условиях шансы на выигрыш высоки, и страх отступает. Если бы каждый считал, что он один несчастный-заморенный, массовые выступления не состоялись бы. Протест не набрал бы критической массы. Механизмы агрегации единомышленников, объединения людей в сплоченные сообщества — стопроцентно инструментальная задача, которая сегодня должна и может решаться».
В теории известен целый ряд ключевых моментов, от которых зависит как сама возможность инициатив, так и их конечная результативность. Они подробно разработаны в теориях общественного выбора и коллективного действия. «Но я хочу подчеркнуть, — сказал А.Долгин. — Одно дело — книжные теории и учебники, написанные для большой политики, другое — инструменты, которыми каждодневно пользуются люди, решая обыденные задачи. Инструменты самоорганизации сообществ и клубов — без них не перейти от теории к практике. Например, известный парадокс голосования: когда конкурируют два сильных кандидата, один из них лидирует, и есть третий кандидат, априори не проходной. Последний может оттянуть на себя голоса и изменить расстановку сил, так что выиграет второй. Современные технологии позволяют справиться с этой проблемой: сделать так, чтобы участники голосования видели, с какой скоростью тот или иной кандидат набирает голоса, и могли перебросить их в пользу истинного лидера».
Если заменить слово «кандидат» из этого примера на любые вещи, стоящие в повестке дня, то, считает А.Долгин, будут работать те же механизмы голосования. Скажем, есть ТСЖ, которому нужно решить, футбольную или хоккейную площадку построить во дворе, поставить шлагбаум или ворота, создать детский сад или сервис нянь, — при решении этих вопросов будут действовать точно такие же механизмы. Следовательно, необходимы инструменты, позволяющие сделать так, чтобы в результате голосований и коллективных решений побеждали именно те инициативы, которые ведут к коллективному благу. Должны быть прописаны правила и механизмы, позволяющие сформировать клуб единомышленников и способствующие его работе. Поскольку клуб — универсальный способ производства коллективных благ с разумными издержками.
Долгин Александр Борисович
Вам также может быть интересно:
Вышка и InfoWatch научат защищать персональные данные
Центр программных разработок и цифровых сервисов ВШЭ в сотрудничестве с Базовой кафедрой Акционерного общества «ИнфоВотч» НИУ ВШЭ разработали программу повышения квалификации «Персональные данные в действии» для Академии InfoWatch. К созданию курса были привлечены лучшие специалисты по защите персональных данных из разных отраслей.
«Наша система позволяет предотвращать сбои в работе центров обработки данных»
Студент первого курса магистерской программы «Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте» Константин Балцат с командой единомышленников разработали систему прогнозирования отказов жестких дисков на основе машинного обучения. С этим проектом они второй год подряд входят в число лучших на хакатоне «Цифровой прорыв». «Вышка.Главное» побеседовала с Константином о разработках инноваций и учебе в университете.
НИУ ВШЭ и ПСБ провели хакатон по ИИ для студентов ведущих вузов страны
В конце сентября онлайн-кампус НИУ ВШЭ и ПСБ организовали хакатон для студентов, которые увлекаются анализом данных, визуализацией и машинным обучением, а также студентов креативных индустрий. На хакатон зарегистрировалось 620 человек, приняло участие 428 человек из разных регионов РФ. За первое место боролись студенты лучших российских университетов, а также учащиеся из других государств. Победителями турнира стала команда из Вышки.
Законы физики: как Высшая школа экономики стала Высшей школой IT-технологий и ИИ
Сотрудничество лидеров IT-индустрии и ведущих вузов в подготовке высококлассных специалистов стало ключевым трендом последних лет. Как построено IT-образование в Вышке и как университет стал лидером в сфере искусственного интеллекта, рассказал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов на пресс-завтраке «Яндекс Образования» «Бигтехи и университеты: итоги приемной кампании — 2024/25 и модели партнерства».
ИИ и чат-боты: будущее образования уже здесь
Нейросети открывают новые возможности для образовательного процесса. Об их использовании в образовании для построения чат-ботов ученые НИУ ВШЭ рассказали на интерактивной лекции в рамках фестиваля-форума «Москва 2030». Эксперты поделились опытом разработки ИИ-помощника для студентов в рамках стратегического проекта «ИИ-технологии для человека».
НИУ ВШЭ и «Ромир» изучили отношение россиян к развитию ИТ
Школа коммуникаций НИУ ВШЭ и исследовательский холдинг «Ромир» представили результаты первого масштабного исследования о восприятии россиянами информационных технологий. Его целью стало создание эффективного инструментария для регулярного мониторинга отношения жителей страны к новым вызовам цифровой эпохи. Использовалась методология смешанного дизайна, включающая комплексный анализ обсуждений российского медиаполя (охват — 1 млн сообщений, 470 тыс. авторов, 16,7 млрд просмотров) и репрезентативный опрос населения (выборка — 2500 человек в возрасте 18–65 лет).
Law & IT: в нижегородской Вышке открылась новая программа профпереподготовки
Новая совместная междисциплинарная программа ДПО двух факультетов — факультета права и факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород — позволит выпускникам сделать бизнес-процессы более эргономичными.
Код с добром: студенты разработали IT-решения для благотворительных фондов
В Вышке прошел первый IT-марафон «Код со смыслом». Студенты пяти вузов в течение 24 часов разрабатывали IT-решения для благотворительных фондов, чтобы сделать жизнь их подопечных лучше, а работу сотрудников — комфортнее. Команды победителей получили денежные призы, а НКО-участники — новые программные решения.
Кружковое движение НТИ подвело итоги Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом
Объявлены победители и призеры третьего Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом для школьников и студентов, организованного Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ). Результаты по трекам «Создатели» и «Контрибьюторы» опубликованы на официальном сайте и учитываются в конкурсе цифровых портфолио «Талант НТО», победители и призеры которого смогут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы в 2024 году.
НИУ ВШЭ и Банк России подготовят магистров по информационной безопасности
Московский институт электроники и математики им. А.Н. Тихонова НИУ ВШЭ и Банк России открывают новую магистерскую программу «Информационная безопасность в кредитно-финансовой сфере». Набор на программу уже стартовал — с 1 сентября 2024 года начнется обучение специалистов по информационной безопасности для банков и других организаций финансового сектора.