Мир после коронавируса обсудили участники онлайн-школы проекта Escapes from Modernity
Эксперты, участники и модераторы встречи искали ответы на вопросы о будущем человечества после пандемии. Какая парадигма придет на место антропоцентризму? Что случится с глобализацией, потребительской цивилизацией и городами-мегаполисами? Как вирус повлияет на политику и демократию и какой окажется поствирусная этика и антропология?
Escapes from Modernity – проект с тринадцатилетней историей, основанный в 2007 году профессором НИУ ВШЭ Сергеем Медведевым*. С тех пор прошло более 30 школ, в которых участвовали сотни студентов. Традиционно школы проводились в удаленных от цивилизации местах: в лапландской тундре, в лесах Эстонии, в Альпах и на Кавказе, где, вдали от городского шума, участники изучали проблемы глобальной цивилизации. В 2020 году, в связи с пандемией коронавируса и закрытием границ, встречу решили провести в удаленном формате.
Организаторами первой дистанционной школы проекта Escapes from modernity, получившей название «Цивилизация коронавируса: Как пандемия изменит мир», выступили Центр университетской антропологии и культуры НИУ ВШЭ и «Республика ученых».
Онлайн-школа на платформе Zoom прошла в формате интенсивного гуманитарного хакатона. За 13 часов непрерывной работы участники, среди которых были представители «Республики ученых» и студенты, обучающиеся на гуманитарных дисциплинах, прослушали и обсудили экспертные мнения профессора факультета социальных наук Сергея Медведева*, доцента Школы философии Кирилла Мартынова и приглашенного преподавателя факультета коммуникаций, медиа и дизайна Оксаны Мороз. Также в рабочих группах были подготовлены и презентованы пять проектов, рисующих будущее поствирусного мира в сфере политики, общества, экономики, антропологии и географии.
Сергей Медведев*: «Возвращение природы – био- и эко- и танатополитика пандемии»
Ситуация с коронавирусом стала маркером не столько эпидемиологического кризиса, сколько кризиса современной цивилизации, главным фактором развития и изменения которой являлся человек. Текущая пандемия является признаком ухода от состояния модерна, характеризуемого эмансипацией людей от природы и локализации последней в контролируемых форматах: городских ландшафтных парках, заказниках и заповедниках. В 21 веке природа заявляет о себе в форме экстремальных климатических катаклизмов, и коронавирус (как один из множества вирусов последних двадцати лет) – это сигнал, что человек подобрался к природе слишком близко. То есть пандемия коронавируса – это мощный сигнал от природы, признак сломанного интефейса в отношениях человека и окружающей среды.
Каким образом пандемия изменит цивилизацию? В ситуации с коронавирусом политика становится медициной, а медицина становится политикой. Основной формой биополитики становится статистика, и на основе этих данных принимаются политические решения. Суверенитет на практике становится карантином. Смерть входит в повседневный обиход: мы возвращаемся в ситуацию средневековой пандемии. Одной из форм политического становится танатополитика – тяжелый этический выбор между спасением жизней и спасением экономики.
И поскольку вирус в основе своей имеет экологические причины происхождения, выход из кризиса также может развернуть нас в сторону экополитики – ограничение потребления, переход к возобновляемым источникам энергии, тренд на здоровый образ жизни: выход из пандемии вполне может быть зеленым.
Кирилл Мартынов «Власть алгоритмов. Новая политическая субъектность после пандемии»
Технологические и культурные предпосылки в условиях пандемии ускорили переход политической системы в новое состояние: политические решения начинают приниматься не столько на основе аналитических записок экспертов, сколько на базе вычислительных алгоритмов. Алгократия как политическая система, где ключевую роль в принятии политических решений играют алгоритмы, сталкивается с проблемами человеческой автономии: делегирование политических решений алгоритмам противоречит базовой интуиции западного мира о свободе личности. Другими проблемами являются кризис легитимности такой политики (в частности, прозрачности алгоритмов) и кризис либерального государства: как структура, обеспечивающая безопасность, оно сталкивается с бесконечными возможностями алгоритмов по выявлению угроз. Если угрозы бесчисленны, то полномочия государства ничем не ограничены.
Основным месседжем является понимание неоднозначной ситуации: с одной стороны, пандемия, капитализм и технологии последних 20 лет позволяют приблизиться к новому политическому порядку (алгократии), но, с другой стороны, в нем нет места для человеческих решений и классических представлений о свободе и автономии политического субъекта.
Оксана Мороз «Самоизоляция, карантин и эмансипирующая сила медиа»
Восприятие карантина в рамках реальности как социального пакта может затмеваться разными концептуальными схемами. В каждой стране присутствуют свои, релевантные ее культуре, диспозитивы «власти-знания»: от рекомендательных мер (как «самоизоляция») до введения локдауна («превентивных мер»), режимов ЧС и ЧП. Внешне все карантины устроены одинаково: они включают ограничения на передвижения и специфические свободы (владельцы собак не ограничены в перемещениях), но решения власти не всегда воспринимаются как обязательные действия, например, как в странах Восточной Европы. Практики карантинирования показывают трикстерский подход к восприятию карантина как набора объективных правил или же правил, которые субъективируются в контексте определенных сообществ. Анализ практик нормативности и их конструирования осуществляется на основе интерпретации публикаций Полины Аронсон «На полях карантина». В текстах показано, как формируются разные столкновения социальных фактов, отношение к диспозитивам власти, дисциплинарным практикам и самодисциплинированию, а также реакциям сферы СМИ на происходящее.
Карантин сопровождается тотальной диджитализацией, которая приводит к изменению соотношения публичности и приватности, их кастомизации и слиянию. Сейчас наблюдается деприватизация пространства: с одной стороны, она создает эффект близости и человеческого восприятия субъекта, но, в то же время, эта деприватизация не очень комфортна. Люди не привыкли, что их пространство убежища может быть не просто рабочим, а пронзаемым публичными взглядами.
В чем заключается эмансипирующая сила медиа? Новые медийные пространства и локации освобождают от рамок карантина, снимая барьеры в общении, но с другой стороны, они не в состоянии избавить от эффекта «четвертой стены» и чувства удаленности.
Мартынов Кирилл Константинович
Мороз Оксана Владимировна
Робот Гэри рекомендует
Мы создали робота Гэри и назвали его в честь Гэри Селдона, умеющего предсказывать будущее персонажа писателя-фантаста Айзека Азимова. В его основе модель машинного обучения. Она подбирает новости исходя из поведенческих метрик пользователей на портале Вышки.
Не волнуйтесь, мы не собираем для этого персональные данные.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации). Подробнее…
«Вместо компьютерных игр изучайте математику, комбинаторику, числа Каталана»
19 ноября, 2024 г.
Как обеспечить себе место в магистратуре НИУ ВШЭ заранее
13 ноября, 2024 г.
НИУ ВШЭ открывает прием заявок на юбилейную Ясинскую конференцию
18 ноября, 2024 г.
Путь девушек в IT: исследование Яндекс Образования и НИУ ВШЭ
21 ноября, 2024 г.