Кампусы, а не филиалы: как продвигать российское образование за рубежом
Многие ведущие российские вузы имеют сеть филиалов по стране. Но в ВШЭ принципиально не говорят «филиалы», а используют термин «кампус». Почему между этими понятиями кардинальная разница и как продвигать российское образование за рубежом, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов рассказал в ходе программы «Ректорат» на телеканале ОТР. Темой дискуссии стало «Образование на выезде».
Никита Анисимов подчеркнул, что в Высшей школе экономики принципиально не используют термин «филиал», а говорят «кампус». «Такое название влечет за собой совершенно другое отношение к профессорам, к коллективу, к людям, которые работают в этих городах», — уверен он.
Тысячи студентов Вышки обучаются в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми, и по рейтингам кампусы в этих городах занимают очень хорошие позиции. Например, питерская Вышка делит первое место с ИТМО по проходному баллу ЕГЭ. «Очень важны единые принципы и подходы в обучении студентов в кампусах. Важны принципы единого университета, который в данном случае выступает технологически скорее как холдинг. И конечно, очень важна репутация университета, которой мы отвечаем за результат. Если она будет подорвана в каком-то из городов твоего присутствия, то ты подрываешь репутацию всего университета. Это общая ответственность коллектива», — сказал Никита Анисимов.
Он подчеркнул, что сейчас очень важно присутствие за рубежом российских «репутационно значимых университетов». Ректор предложил позиционировать зарубежные филиалы отечественных вузов как «международные кампусы», в которых повышенное внимание уделяется качеству обучения, куда привлекаются лучшие российские и зарубежные преподаватели.
Российский международный кампус в том или ином государстве может быть точкой входа сразу для нескольких отечественных вузов, считает ректор ВШЭ: «Например, некоторые зарубежные страны так делают. Они делают точку входа своего образования в то или иное государство, и там работает сразу несколько университетов, каждый с репутационным уровнем своих образовательных программ, своих преподавателей. Это все сопровождается межправительственным соглашением».
По его мнению, необходимо также поддерживать школы, которые ведут обучение на русском языке за рубежом, прежде всего в бывших советских республиках. «Люди на русском языке должны учиться, значит, мы должны школы тоже поддерживать», — уверен он.
«Если мы не будем строить атомную электростанцию за рубежом, ее построит другая страна. И все-таки строительство атомной электростанции влечет за собой большое количество технологий, которые приходят, образовательных проектов, которые рядом строят. Так же, мне кажется, и с блоками, которые чаще мы называем филиалами, а я называю кампусами университетов: если мы туда не придем, там будут другие вывески находиться. Нужно создавать точки присутствия. Сейчас это наша задача, ведущих университетов, инвестировать в том числе и в дальнее зарубежье», — резюмировал Никита Анисимов.
В дискуссии приняли участие заместитель министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский, научный руководитель МИФИ Михаил Стриханов, ректор Астраханского государственного технического университета Александр Невалённый. Ведущий программы «Ректорат» — ректор МГИМО Анатолий Торкунов.
Вам также может быть интересно:
В питерской Вышке открылся Институт психологии здоровья
На базе Школы социальных наук НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург начал работу Институт психологии здоровья. Это новое подразделение объединит исследователей, которые изучают поведение людей и когнитивные процессы. Под началом института также в питерской Вышке запустятся три научные лаборатории. Рассказываем, какими исследованиями займутся ученые.
НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»
Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.
Питерская Вышка выходит на международный рынок профессионального образования
НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург впервые познакомил международных партнеров с программами дополнительного профессионального образования (ДПО), которые реализуются в университете. Презентация прошла в рамках визита представителей Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) университета в Индию.
НИУ ВШЭ запускает 12 новых программ высшего образования в формате онлайн
Высшая школа экономики открывает новые онлайн-программы по маркетингу, праву, ИТ, психологии и другим направлениям. С 1 апреля для поступления стали доступны 10 магистерских программ, а с 14 июня запустятся 2 новые программы онлайн-бакалавриата. Всего в НИУ ВШЭ в 2024 году открыт набор на 33 программы бакалавриата и магистратуры в формате онлайн.
Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО
Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.
НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики
Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).
НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральный университет запустили олимпиаду по промышленному программированию для школьников
НИУ ВШЭ совместно с «Тинькофф» и Центральным университетом объявили о проведении первой в России олимпиады по промышленному программированию для старшеклассников — PROD. Ее участники не просто решают теоретические задачи, а работают над реальными бизнес-кейсами из ИТ. Такой формат позволяет полностью погрузиться в профессию разработчика до поступления в вуз.
ВШЭ запустила маркетплейс ДПО
Высшая школа экономики запустила инновационный цифровой проект — маркетплейс дополнительного профессионального образования. Сейчас на витрине маркетплейса размещены более 700 программ ДПО Вышки, в дальнейшем планируется привлечение программ ДПО других российских вузов.
НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге
Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.
Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»
Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».