• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Эффекты от организации культурных событий легче заметить на примере малых городов»

В середине июля Лаборатория экономики культуры (ЛЭК) ВШЭ провела свою первую международную летнюю школу ICE-SMART 2014. За этим названием скрывалась необычная для российских исследователей тема — влияние культурных событий на социально-экономическое развитие малых и средних городов. О работе школы рассказывает ее руководитель, заведующий ЛЭК Валерий Гордин.

— Почему возникла необходимости в проведении школы и почему она сразу получила статус международной?

— В последние десятилетия организация разного рода культурных событий стала трендом в постмодернистской модели развития культуры. Их значение еще больше усилилось в связи с активным внедрением концепции «экономики впечатлений», взятой на вооружение учреждениями культуры и туризма. В мире ежегодно проходят десятки тысяч фестивалей и праздников, у каждого из которых есть множество стейкхолдеров — органов власти, спонсоров, участников, гостей и не только. Очень важно не просто от случая к случаю изучать эффекты от этих фестивалей, но и постараться гармонизировать методы проведения исследований, что позволило бы правильно и систематически оценивать влияние культурных событий  на развитие городов. 

Нам проще разглядеть эффекты от проведения культурных событий на примере малых  городов. Там они не просто влияют на имидж города, а могут играть роль, сравнимую с ролью градообразующих предприятий

У нас есть довольно долгая предыстория международного сотрудничества — как в рамках лаборатории, так и по магистерской программе «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме». Проводимые в ЛЭК исследования с самого начала носили международный характер: так, мы работали с нашими китайскими коллегами, изучая опыт взаимодействия организаций культурного наследия и творческих индустрий. Сейчас  мы пытаемся найти свою нишу в исследовании культурных событий и активно развиваем сотрудничество с северными соседями — Финляндией (Университет Турку) и Швецией (Уппсальский университет).

— В названии школы есть аббревиатура SMART, означающая «small and medium-sized art-oriented towns». Почему в качестве объекта исследований были выбраны именно небольшие города?

— Это было сделано для наглядности. Как биологам легче отследить процессы размножения на мушках  дрозофилах, так и нам проще разглядеть эффекты от проведения культурных событий на примере малых  городов. Там культурные события не просто влияют на имидж города, а могут играть роль, сравнимую с ролью градообразующих предприятий.

Например, бельгийский исследователь Питер Ян Вальгаэрен (Pieter Jan Valgaeren) рассказал слушателям школы о том, как проведение в 2012 году биеннале современного искусства «Manifesta 9» отразилось на небольшом бельгийском городе Генке, прежде имевшим преимущественно индустриальную историю. Внимание слушателей и преподавателей школы привлекли также примеры старинных российских городов Тихвина и Костромы, средневекового финского города Пори, древнейшего шотландского города Стерлинга и других.

— Кто приехал на школу? Как вы отбирали слушателей?

— Состав участников был весьма многообразен. Среди них были и студенты-магистранты, в том числе из московского кампуса Вышки, и выпускники магистратуры, и молодые исследователи и преподаватели. Географически школа была представлена участниками из Польши, Словении, ЮАР, Киргизии, Японии, Украины, и, конечно, из России.

—  Команда преподавателей тоже была интернациональной?

— Да, мы полностью соответствовали статусу международной Летней школы. Помимо уже упомянутого Питера Яна Вальгаэрена, у нас выступали два преподавателя из Голландии — Марго Руйджекерс (Margo Rooijackers) и Герт-Ян Реммерс (Gert-Jan Remmers). Из российских преподавателей прежде всего назову Евгения Ясина, рассказавшего про исторические особенности формирования российской культуры и государственности и их влияние на современное общество, и Татьяну Абанкину, которая представила результаты сравнительного исследования, посвященного тому, как факторы культурного наследия используются для привлечения туристов в Стратфорде, Потсдаме и Ясной Поляне. Лекцию про скандинавскую систему организации фестивалей прочитала Ирина Кизилова, про поиск импульсов для развития малых депрессивных городов рассказывал Леонид Лимонов. Семинары и ситуативные игры по выявлению актуальных исследовательских проблем в этой сфере вела Марина Матецкая.

— Что планируется сделать по итогам работы школы?

—  В подобного рода мероприятиях, как говорят французы, важен не только вкус, но и послевкусие. В нашем случае важнейшим итогом была договоренность о создании сетевого сообщества молодых исследователей культурных событий. Это сообщество будет международным, в его планах создание платформы для обмена информацией, знаниями и мнениями, реализация компаративных исследовательских проектов и совместных научных публикаций. Поскольку аудитория участников летней школы была молодежной и весьма амбициозной, коллеги приняли решение об издании по итогам дискуссий совместных электронных публикаций и коллективной монографии. Постараемся удержать эту планку.

Кроме того, мы пригласили коллег к совместным исследованиям. Особенно яркими на школе были выступления двух молодых обладателей степени PhD — Лизы Вельтхаген из ЮАР (она изучает удовлетворенность посетителей услугами Innibos National Arts Festival, который проходит в Мбомбеле), и Павла Пиотровски из Польши, чье исследование посвящено влиянию музыкальных фестивалей на имидж постиндустриальных городов (на примере Катовице). Сотрудники ЛЭК договорились с ними о разработке совместного исследовательского проекта по изучению фестивалей.

— Станет ли летняя школа вашей лаборатории ежегодной? Что планируете сделать в будущем году?

— Мы точно будем подавать заявку на грант, чтобы организовать школу и в 2015 году. Может быть, несколько изменим проблематику и подберем новые  площадки для проведения школы. Нам много чего предстоит обдумать и обсудить — не зря ведь в названии нашей школы есть слово «SMART».

Олег Серегин, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.

Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников

Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).

Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.